Упражнение 44 «Рисование набросков человека»

Наброски могут делаться с разными целями:

1) С натуры: во-первых, в учебных целях для развития точности в восприятии пропорций изображаемого объекта и координации движений рук, для того чтобы связать, так сказать, руку и глаз; во-вторых, чтобы что-либо зафиксировать на бумаге и в памяти в качестве материала для дальнейшей творческой работы.

2) По памяти - чтобы восстановить и закрепить полученное зрительное впечатление;

3) По воображению - чтобы наметить эскиз будущего проекта или композиции.

Приступая к наброскам, следует ставить конкретные задачи и пытаться решить их в ограниченный отрезок времени. Например, выполняя вспомогательный набросок для уточнения позы натуры, можно ограничиться наброском-схемой. Такие наброски помогают понять положение тела и отдельных его объемов в листе бумаги, проанализировать распределение веса и движение крупных форм.

Однако это не означает, что все наброски необходимо начинать с построения подобной схемы. Если мы ставим задачу передачи живого впечатления от натуры, ее движения, то главным выразительным средством такого наброска будет живая линия, контур. Именно на контуре сосредоточено внимание рисовальщика в первый момент. При этом построение следует держать в уме, а сам контур должен быть не плоской однообразной линией, а выявлять границы формы, за счёт колебаний толщины и контраста формировать ощущение воздушной перспективы. В рисунке живая, точная линия, является средством выражения трехмерной формы.

Набросок надо исполнять быстро, не увлекаясь излишними деталями. Если рисуют неподвижную модель, следует тратить не более 20и—30и минут, если рисуют что-то движущееся, то важно передать буквально несколькими штрихами самое характерное в наблюдаемом предмете или сцене, при необходимости дополняя это еще некоторыми штрихами уже по памяти, восстанавливая пропущенные детали.

Характер наброска в значительной степени зависит от времени, которым располагает рисующий. В процессе создания наброска он ограничен несколькими минутами времени и вынужден отбрасывать незначительные детали и несколькими быстрыми линиями схватывать лишь самое существенное, самое характерное для данной модели. Это формирует умение сразу выделить самое главное, развивает наблюдательность и всегда представляет наибольшую трудность для начинающих.

Лишь путём постоянных упражнений и долгих наблюдений можно научиться сразу подмечать характерные особенности предметов, подчёркивать их, сосредоточивать на них своё внимание. Как бы ни был схематичен набросок, в нём обязательно должны быть сохранены и переданы те пропорции, которые имеет модель, иначе набросок будет безграмотным. Это означает что, обучающиеся должны приучить свой глаз сразу схватывать эти пропорции, быстро находить размеры частей натуры по отношению друг к другу и по отношению их к общему. Это развивает глазомер и точность передачи натуры.

Итак, характер, пропорции и движение – вот те свойства натуры, которые стремится передать набросок. Если все три условия соблюдены, то набросок может иметь не только значение полезного упражнения или подготовительной работы, но и самостоятельную художественную ценность.

Делая набросок, не следует черкать по бумаге с судорожной быстротой. В быстром наброске рука должна двигаться по бумаге достаточно медленно, точно и осмысленно. Основным материалом для исполнения набросков служит обычный мягкий карандаш, но рисовать их можно углем, сангиной, кистью, пером и т. д. В работе над наброском следует исключить применение резинки и других стирающих инструментов. Если по ощущению для окончания работы над наброском требуется подчеркнуть какую-либо форму или ее часть, это делается дополнительно акцентированным штрихом по уже намеченной композиции.

 Работая над наброском, не следует забывать и о хорошей компоновке всего листа. Можно на одном листе делать три-пять набросков приблизительно одного размера. Ценность таких набросков заключается в том, что в них задачи компоновки усложняются. Рисующие должны сразу представить себе все части будущей композиции, мысленно разделить лист на необходимое количество частей, гармонично уживающихся друг с другом.

Путь для овладения техникой наброска один — это постоянная практика. Необходимо приучить студентов рисовать как можно больше, не расставаться с карандашом и бумагой. Только упорная практическая работа сможет сформировать требующиеся художнику-дизайнеру навыки.

Пожалуй, самым интересным и сложным объектом для наброска является фигура человека. В наброске с человека, несмотря ни на какую схематизацию, должно быть ясно выражено взаимное положение основных частей тела: если он стоит, то набросок должен производить впечатление устойчивости, если он движется, то должен быть схвачен характер его движения. Но этого недостаточно — рисунок делается с человека со всеми его индивидуальными особенностями — и они должны быть ясно выражены в наброске. В особенности это относится к портретному наброску. В набросок могут быть введены и детали, которые по замыслу автора наиболее остро дополняют характеристику изображаемого.

На первом этапе обучения лучше делать наброски с позирующей модели. Сначала 10—20 минутные наброски неподвижных фигур людей, с целью правильно схватить основные пропорции, положение и форму, наметить главное. В наброске с человека рисующий должен обращать особое внимание на положение ног на опорной плоскости. А также сосредоточиться на направление основных частей тела — туловища, ног, рук, шеи и головы по отношению к вертикали, то есть на линии центра тяжести, которую следует мысленно проводить от яремной ямки к опорной ноге.

На следующем этапе обучения следует усложнить задачу и перейти к наброскам движущихся людей, начиная с людей, ритмически повторяющих свои движения во время какого-нибудь занятия. Наброски фигуры в движении, которые могут быть так же сведены к условному изображению движения скелета и изучению механизма работы отдельных его частей, что представляет, безусловно, большой интерес с точки зрения обучения рисунку.

Следующий этап в рисовании живой натуры определяется тем, что каждый человек в пропорциях тела, позе, жестах, в движениях имеет нечто характерное, присущее только ему. Люди разнятся и по комплекции — высокие и низкие, худые и полные. Именно эти сугубо индивидуальные особенности модели должен научиться отмечать рисующий, и делать наброски людей с резко выраженными индивидуальными особенностями.

Когда будет усвоен этот опыт, можно приступить к более быстрым-5-10 минутным наброскам движущихся людей, ритмически повторяющих свои движения во время какого-нибудь занятия, идущих, бегущих, занятых работой и т. д., находящихся в пространственной среде и без нее. Такие наброски позволяют наблюдать людей в естественных и самых разнообразных позах, они могут быть особенно убедительны своей жизненной достоверностью.

И на последнем этапе обучения можно предложить делать наброски с групп людей 2-3 человека и многофигурные, рисовать людей в интерьере, экстерьере, в пейзаже. Многоплановый, многопредметный набросок сделать значительно труднее. Однако такие упражнения оттачивают мастерство будущего дизайнера и, в конечном итоге, дают ему полную свободу в реализации творческих замыслов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: