Упражнение 40 «Рисование мышц человека по таблицам и схемам»

Сегодня невозможно представить полноценное образование в области академического рисунка, дизайна и других пластических дисциплин, без изучения основ пластической анатомии. Знаменитый русский скульптор Н.А. Голубкина писала: «если подойти к устройству человеческого тела вдумчиво, с разбором и сбором каждой части, то можно увидеть такую изумительную мудрость и красоту его устройства, что останется только пожалеть, что не знали этого раньше. Можно увидеть воочию все великолепие мудрости, где бугорок на какой-нибудь кости устроен самым изумительным, изящным лаконизмом для того, чтобы от него начался мускул, имеющий свое определенное значение, а на другой кости имеется специально устроенное место, чтобы принять этот мускул соответственным образом. Все так красиво, изящно, целесообразно, что вы уже не заучиваете, а удивляетесь и радуетесь… Все так изящно, красиво, щедро. Сами увидите. И вот если все это увидеть, то уже никогда не забыть анатомии, поскольку всякое нарушение конструкции будет уже нелогично». Грамотный дизайнер обязан знать фундаментальные основы пластики тела человека. Зная форму и расположение мускулатуры человека, можно всегда правильно построить фигуру и легко определять нужные пропорции каждой конкретной модели. Рисование таблиц мускулатуры предоставляет собой важное упражнение для изучения пропорций и мышц фигуры человека. В процессе обучения академическому рисунку модель, как правило, изображается с лицевой стороны, так как обратная сторона зачастую представляет простую для изображения форму, которую легко воспроизвести с любого ракурса. Совсем другое дело процесс рисовании фигуры. Этот процесс можно охарактеризовать, как способ изучения сложности, совершенства и многофункциональности фигуры человеке. С самого начала обучения важно иметь в виду, что форма тела человека очень сложна и определяется, в первую очередь, конструктивной основой. Под словом «конструкция», мы имеем в виду строение, взаимное расположение частей, пропорции и структуру формы. Когда мы говорим «крепкий рисунок», то имеем в виду хорошо построенный рисунок. Для достижения успеха в работе над изображением человека надо научиться видеть и понимать расположение и характер мускулатуры, закономерности конструктивного строения формы и уметь выразить их в рисунке.

Для рисования анатомических таблиц мускулатуры человека следует использовать таблицы, приведённые в анатомических атласах и книгах по пластической анатомии, мы рекомендуем использовать таблицы мускулатуры стр. 481-482. Рисунки 538-540. Из книги немецкого художника и педагога Готтфрида Баммеса «Образ человека» - это один из лучших учебников и практических руководств по пластической анатомии для художников ISBN 978-5-905048-06-7. В процессе выполнения упражнения целесообразно не копировать впрямую исходное изображение, а несколько увеличить его, что позволит получить более прочные знания в области пластической анатомии.

Последовательность изучения и рисования мускулатуры человека.

Стадия – 1.

Компоновка:

Для рисования таблиц целесообразно брать формат не менее листа А-2. Можно располагать по два изображения на листе, например: вид спереди и сбоку, или вид спереди и сзади, или вид сзади и сбоку. Для большей выразительности рисунка можно использовать цветные карандаши, разделив по цвету: мышцы, сухожилии, выходы костей и жировые ткани. Предварительно надо осмыслить будущее изображение, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) разместить рисунок на изобразительной плоскости. Более того, рисующему, с самого начала необходимо ясно представить, как будет выглядеть в конечном итоге его рисунок. Только после этого можно браться за карандаш. Процесс рисования таблиц начинается с компоновки изображения на листе бумаги. Размера изображения должен согласоваться с размером бумаги, то есть изображению не должно быть втиснуто в лист, но и не следует оставлять и слишком больших полей. Как правило, такое изображение или изображения, если два ракурса выполняются на одном листе, располагается в листе максимально крупно по вертикали-сверху приблизительно один сантиметр снизу два. Для этого необходимо определить общие габариты изображения и разметить их при помощи коротких лёгких засечек. Расстояния от абриса фигуры до края листа должны быть приблизительно равными по горизонтали. Определив общие габариты изображения, можно легкими линиями наметить абрис - контур, нанести на него осевую и основные членения – середина фигуры, голова, плечи, локти, кисти колени. Когда соотношение будущего рисунка с форматом бумаги будет окончательно найдено, можно приступать к проработке деталей.

Стадия – 2   

Построение:

Первый этап.

Определение основных пропорций фигуры человека.

Начиная работу над построением рисунка, необходимо прежде всего разметить самые главные пропорции, а затем уже пропорциональные отношения частей. Такое внимательное предварительное ознакомление с анатомическими особенностями фигуры человека служит залогом правильного построения анатомических таблиц. На первых этапах работы над рисунком линии проводятся очень легко, еле-еле касаясь карандашом листа бумаги. Такое набросочное изображение необходимо для того, чтобы в процессе дальнейшей работы иметь возможность вносить исправления и уточнения.

Рассмотрим конструктивную схему построения. Вначале наметим общие пропорции фигуры. Размер головы, как правило, используется в качестве единицы измерения. Возьмите скомпонованную в листе высоту фигуры, отмеченную точками от макушки до пяток. Разделите на восемь равных частей. Так как, высота фигур восемь размеров головы по вертикали, ширина плеч составляет два размера головы по горизонтали, а ширина бедер, приблизительно, полторы головы по горизонтали. Середина фигуры (4 размера головы по вертикали) приходится на низ лобка. Локоть находится на расстоянии трёх голов по вертикали от макушки. Конец кисти, приблизительно, на середине бедра. Низ шестой головы находится под коленом. В процессе рисования постоянно уточняются пропорции и отношения всего размера фигуры по отношению к величине деталей. Далее в процессе построения рисунка фигуры, важно особенно внимательно следить за правильностью расположения на рисунке парных - симметричных форм. Для этого рекомендуется: парные формы рисовать одновременно, например, лопатки, Ягодицы, грудные мышцы, кисти, стопы и т. д. Размеры необходимо определять зрительно. Но несмотря на это, все части фигуры зрительно должны восприниматься соразмерными и симметричными.

Второй этап.

Детальная моделировка рельеф мускулатуры средствами светотени.

Продолжая детальную моделировку мускулатуры, важно внимательно следить за правильностью формообразования каждой части, не отвлекаться на случайные детали, не имеющие отношения к главной форме, изображённой на таблицах. Надо внимательно следить за пластической характеристикой формы, за переходом одной формы в другую. При этом тонкие светотеневые градации помогают рисовальщику видеть и правильно передавать изображаемую структуру формы. Разрабатывая детальную моделировку изображения, штрих на бумагу важно класть по направлению движения формы (штрих по форме). Лепить рельеф штрихом, как скульптор, обозначая направлением штриха вогнутые и выпуклые поверхности. Необходимо, работая кончиком карандаша, как бы огибать поверхность, а на острых выходах формы штрих необходимо усиливать, что позволит разделить планы, создать воздушную перспективу. Если весь рисунок выполнять мягким тоном, то объем будет плохо «читаться», рисунок получится вялым, зализанным. Однако, если ближние планы будут заштрихованы резче, объем будет передан более убедительно и достоверно, в рисунке появится ощущение пространства.

Работу тоном следует вести осмысленно и планомерно, не делать бессмысленной хаотичной тушёвки. Еще П. Чистяков писал: «Так шар с бессмысленно, не на месте положенными тенями и светами будет казаться запачканным кругом». Но это не означает, что тушевкой нельзя пользоваться. Тот же П. Чистяков писал: «Чистота в тушевке, если смотреть на нее правильно, совсем не вредит, а напротив — она есть необходимость всякого осмысленного рисования».

Стадия - 3

Подведение итогов работы над рисунком:

  Аккуратность, чистота отделки всегда высоко ценилась в искусстве, и особенно при подготовке художников дизайнеров в работе которых строгий и чёткий графический язык играет важное значение. Без прилежания, без старания нельзя добиться успеха в рисунке. Передача материальности требует ювелирной обработки рисунка. Эмоциональными росчерками здесь ничего не добьешься. Необходимо обладать внушительными знаниями и прочными навыками. Заметим, что для профессионального и продуктивного использования современных цифровых средств дизайн проектирования специалист должен обладать навыками твёрдой графической техники.

На последнем этапе работы над рисунком надо прежде всего проверить общее состояние рисунка — подчинить детали целому, уточнить весь рисунок в тоне, так как отдельные детали не должны выпадать из общего ансамбля. Затем еще раз нужно уточнить все пропорции, графический строй рисунка - качество графического языка. Во время детальной проработки формы вы могли несколько сбить рисунок, в работу могли вкрасться неточности. Чтобы легче было увидеть ошибки, можно отставить рисунок на некоторое расстояние и посмотрите на него издали. Леонардо да Винчи в своей «Книге о живописи» писал: «Мы знаем твердо, что ошибки узнаются больше в чужих произведениях, чем в своих, и часто, порицая чужие маленькие ошибки, ты не увидишь своих больших. И чтобы избежать подобного невежества, сделай так... Я говорю, что, когда ты пишешь, у тебя должно быть плоское зеркало и ты должен часто рассматривать в него свое произведение. Видимое наоборот, оно покажется тебе исполненным рукою другого мастера, и ты будешь лучше судить о своих ошибках, чем в первом случае. Хорошо также часто вставать и немного развлекаться чем-нибудь другим, так как при возвращении к своей вещи ты лучше о ней судишь, а если ты постоянно находишься рядом с ней, то сильно обманываешься. Хорошо также удалиться от нее, так как произведение кажется меньшим, легче охватывается одним взглядом». Все эти советы остаются актуальными и сегодня. Профессиональные художники в своей работе в той или иной степени обращаются к этим приёмам. Их с уверенностью можно рекомендовать для проверки правильности своей работы. При проверке правильности рисунка детали дальнего плана должны быть проработаны немного менее чётко и контрастно чем переднего. Завершается работа обобщением рисунка, приведением его к гармоничному целому. Это необходимо потому, что, увлёкшись детальной проработкой, вы могли упустить из виду, как некоторые части рисунка могли получиться мало связанными с общим, оказались слишком дробными или контрастными, излишне выпуклыми, а некоторые важные части оказались зализанными, плоскими, стали маловыразительными. Только после всех этих проверок и уточнений рисунок можно считать полностью законченным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: