double arrow

Часть III. Родители и дети

Глава 1. Личность ребенка в семье

Именно в семье формируются основные личностные качества ребенка. Главный воспитательный фактор — безусловная родительская любовь

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить детей примером своей жизни.

Из дневника святой мученицы и страстотерпицы царицы Александры о значении семьи и семейной жизни

Рождение и воспитание детей — основная задача супругов. Дети — это дар Божий, а не обуза, как сейчас многие считают.

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» (Пс. 126, 3-5).

К сожалению, не многие семьи рискуют сегодня «наполнять свой колчан» — колчан семейного очага — большим количеством детей. Многодетная семья для нас редкость, исключение из правил. Как правило, родители мотивируют свое нежелание обременять себя детьми материальными трудностями, неспокойной обстановкой: «Дети-то какие сегодня идут, проблемные, сложные, жесткие, неблагодарные… с ними столько хлопот».

Но, как известно, «проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые», «несчастные», всегда результат неправильных отношений в семье.

Личность ребенка выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи. Внутренний мир ребенка, как отмечает Т.А. Флоренская, это всегда отражение мира внешнего. А внешний мир ребенка — его семья.

По словам священника Валентина Маркова, ребенок вырос не сам по себе. Он как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. И проблемы молодого росточка — это проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя.

В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. Именно семья формирует базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, миру, систему ценностей. Каким же образом происходит это влияние?

Развитие личности ребенка

Во-первых, срабатывает так называемый механизм запечатления (импринтинга): бессознательное усвоение базовых родительских установок, стереотипов поведения, культурных норм и ценностей, эмоциональных паттернов, духовной атмосферы семьи. Ребенок, словно губка, впитывает внутрисемейную атмосферу, причем это происходит с самого раннего возраста.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Нынче учить никого не надо. Все ученые. Надо показывать». И действительно, вся жизнь родителей является живым примером для их детей. В конечном итоге, воспитание — это совместное прохождение с ребенком его собственного пути.

В биологии известен эффект «приклеивания» только что вылупившегося из яйца гусенка: он привязывается к первому движущемуся предмету, который увидит. Если матери-гусыни не окажется рядом, гусенок может «приклеиться» к любому движущемуся объекту, как одушевленному, так и неодушевленному. Эта особенность сохраняется всего несколько секунд после того, как птенец вылупится из яйца. Если упустить это мгновенье, эффект «приклеивания» утрачивается. Так и в жизни ребенка существует определенный период времени, требующий заботы, внимания, воспитания со стороны родителя, когда он способен впитывать, подражать, следовать, принимать на веру, другими словами, «приклеиться». Главное для родителей не опоздать, не пропустить это время, иначе потом уже будет не воспитание, а перевоспитание. А, как известно, перевоспитывать всегда тяжело, если не бесполезно. У детей потребность в «приклеивании» является естественной. Они нуждаются в том, чтобы кто-то оказывал им внимание, находился рядом с ними. И если у родителей не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью. Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает слишком поздно. Ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.

Другой фактор — слово. «В начале было Слово…» Через общение ребенок формирует основные смыслы, которые впоследствии создают уникальную когнитивную карту. Эти свернутые смысловые сгустки во многом определяют основные жизненные стратегии человека, формируют индивидуальную духовную матрицу.

Очень важно родителям быть осторожными в отношении слов, которые они произносят. Бывает, что сгоряча сорвутся грубые слова, хочется вернуть их обратно, но дело-то сделано… и осадок остается надолго.

Интериоризация (внутреннее усвоение) мужского и женского начал. Внутренняя представленность образов матери и отца во многом определит будущие отношения с мужчинами и женщинами вообще. Чем более гармонична родительская семья: мужественный отец, женственная мать, члены семьи находятся в отношениях разумной иерархичности и соподчиненности — тем больше вероятность будущих гармоничных отношений у ребенка.

Наличие безусловной любви к ребенку. Именно этот момент является решающим в становлении любой личности и определяет состояние духовного и физического здоровья в будущем. «Полюби ближнего как самого себя…» Только безусловная родительская любовь создает ту благодатную атмосферу, которой пропитывается ребенок и впоследствии несет в мир. Протоиерей Борис Ничипоров говорил о том, что «…если кто из нас, взрослых, оглянется назад и увидит в своем детстве: свет, тепло, любовь… — тогда это и будет главным достоянием жизни».

Таким образом, все эти факторы формируют духовно-душевно-телесную гармонию (или дисгармонию) личности ребенка. Семья служит той почвой, из которой «вырастают» практически все побеги детской психики. Что же формирует в ребенке семья? Попробуем ответить на этот вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: