Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном учреждении в период адаптации

 

Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.

В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.

именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.  

В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.

Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:

· состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);

· резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);

· истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).

Выделяются три возрастные группы, для которых наиболее болезненно протекает адаптационный синдром:

o дошкольник – первоклассник (6,5–7 лет);

o выпускник начальной школы – пятиклассник (9–10–11 лет);

o младший подросток – старшеклассник (15–16 лет).

Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае его эффективность будет значительно снижена. Анализ данных социометрического исследования, психологических наблюдений обучающихся в начале каждой образовательной ступени показали необходимость создания специальной программы психолого-педагогического сопровождения школьника на протяжении адаптационного периода.

Данная программа предназначена для организации успешной адаптации разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. Адаптированный учащийся, с нашей точки зрения, это учащийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде.

На таком представлении о сути адаптации в общеобразовательном учреждении и строится система психолого-педагогической работы с каждым конкретным ребёнком и группами учащихся.

Цель настоящей программы состоит в разработке, научном обосновании, создании и обеспечении педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:

Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации учащихся с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики).

Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

Разработать организационно-содержательную модель на период адаптации для учащихся разных возрастных групп.

Реализовать разработанную модель для каждой возрастной группы.

Корректировать процесс организации адаптации в образовательном учреждении.

Таким образом, мы считаем, что для решения перечисленных задач психологическая служба должна помочь педагогам:

· отслеживать результаты психолого-педагогического развития учащихся на различных этапах обучения;

· создать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации;

· помочь школьникам, испытывающим трудности в общении, в выработке конформного стиля поведения;

· оптимизировать естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя;

· создать условия для организации постоянного профессионального диалога между педагогами разных ступеней обучения;

· актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

Принципы психолого-педагогической программы:

· принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;

· принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;

· принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

· принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;

· принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Программа “Преемственность и адаптация” предусматривает специфические задачи и для каждой возрастной группы детей, и для учителей и родителей.

Для первоклассников:

· помочь ребенку принять позицию школьника;

· помочь осознать появление нового сообщества – класса;

ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;

· обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

· В соответствии с этими задачами выделяются основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни:

· Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

· Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.

· Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.

· Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.

· Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

· Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: