Индивид, индивидуальность, личность

Лекция 4

Человек как философская проблема (продолжение, начало – презентация)

Индивид, индивидуальность, личность

Индивид

Слово индивид происходит от латинского «individuum» и переводится, как неделимое или особь. Исходя из такого происхождения слова, несложно сделать вывод, что индивид – это принадлежность к тому или иному виду. Если говорить еще проще, то индивид – это определенный вид, например, человек, млекопитающее, птица и так далее. Но такое определение не совсем верно, так как термин индивид относится больше к человеку и мало применим к другим живым существам.

 

По сути, каждый человек является индивидом и эта принадлежность дается ему тем, что он был рожден человеком. Вообще определение данного термина кроется в самом слове, а именно корне «вид», который в данном случае следует понимать буквально.

Индивидуальность

Очень похожее слово, которое, по сути, состоит из предыдущего, но в то же время оно имеет кардинально иное значение и в какой-то степени несет противоположный смысл. Индивидуальность – это совокупность или набор каких-либо качеств социальных, биологических, которые отличают одного человека от всех других. Если говорить об индивидуальности, то она является категорией отличия, а индивид категорией сходства. Индивидуальность появляется у человека в процессе его жизненного пути и в настоящий момент можно говорить, что некоторые люди такой характеристикой похвастаться не могут, так как не отличаются ничем от своих соплеменников.

 

Несмотря на то, что индивидуальность может характеризоваться и биологическими отличиями более правильно и логично будет в данном вопросе обращать внимание именно на социальные аспекты личности человека. Именно они могут сделать человека отличным от других, придать ему некую индивидуальность, а такие биологические отличия, как черные волосы или длинный нос еще не делают этого человека отличным от других представителей своего вида.

 

Сравнение терминов

Итак, несмотря на внешнее сходство в написании и прочтении термины индивид и индивидуальность совершенно разные.

Индивид – это класс и принадлежность к виду. Индивидуальность – это характеристика или признак, которая как раз таки выделяет человека из своего вида. Индивидами являются все люди, а индивидуальность еще нужно приобрести и не у всех это получается. Кроме того индивидуальность говорит о человеке, что он в какой-то степени «выше» других, ведь он не такой как все.

Несмотря на свои отличия понятия индивидуальность, индивид, человек, личность связаны между собой и в какой-то степени проистекают друг от друга. Итак, человек – это автоматически индивид, то при этом чтобы получить индивидуальность он должен выделиться из всех индивидов, например, своими суждениями, взглядом на вещи, наличием точки зрения, мировоззрением. Если индивид имеет таковые, то он получает индивидуальность, а значит, становится личность. По сути человек без индивидуальности не является личностью, но в то же время они не являются синонимами.

Индивидуальность – это признаки, которые отличают человека от других людей, но в некоторой степени они врожденные. Не зря к этому слову можно применить эпитеты яркая, творческая и прочие. Это не приобретенные, а врожденные качества, но при этом их можно и нужно развивать. Личность – это тоже отличие человека от других, но в ней заложена работа, которую человек сам ведет над собой и в этом кроется основное отличие.

Вывод

Термины индивид и индивидуальность относятся к области психологии и имеют сходное звучание, но разный смысл. Несмотря на отличия в трактовке эти два термина плотно связаны и индивидуальность не возможна без существования индивида.

Индивидуальность – это качественная характеристика, а индивид – это понятие или определение, это принадлежность к роду людей. Индивид – это термин, который относится, как к людям, так и животным. А индивидуальность применима только к людям.

 

Философская концепция личности

 

Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и развития человека в онтогенезе (Леонтьев).

Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).

Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).

Личность - субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).

Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

Личность - человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Б.Д. Парыгин).

Философия рассматривает личность через призму всеобщности (универсальности) в системе отношения "универсум — человек", тогда как другие науки подходят к личности узкоспецифически, исходя из предмета своего собственного исследования.

Объективно, личность человека является, складывается, формируется, функционирует и развивается в социуме, в обществе. Личность — мера человека, человека как субъекта социальных и общественных отношений, мера индивидуальности, проявление персональности. Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений (К. Маркс). Становление человека как личности происходит под воздействием системы общественных отношений, в которых осуществляется его бытие (по сферам жизни общества), причём эти отношения опредмечены, детерминированы собственной, человеческой целеполагающей деятельностью. При этом необходимо учитывать ту закономерность, что человек как личность, находясь под воздействием тех или иных общественных отношений, сам оказывает на них влияние, развивает и изменяет их. Кроме того, специфические черты личности обусловлены его собственной генетикой, физиологией, сознанием, личной культурой. Чтобы реально представлять личность в означенной интерпретации нам необходимо определиться с такими антропологическими понятиями как "человек", "индивид", "индивидуум", "индивидуальность".

Человек. Понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие "человек" включаются как его общесоциальные черты, носителем которых он является (речь, общение, интеллект, культура, деятельность), так и биологические (природоестественные), ибо носителем его социальной сущности является человеческий организм. Кроме того, человек обладает ментальными чертами, то есть он отражает в себе те духовные ценности народа, которые формировались исторически, они тесно связаны с его социальной сущностью.

В русском языке этимология слова личность связана с терминами лик, лицо.

Сущностное же понимание личности замыкается на диалектичный ряд её структурных качеств: во-первых, на деятельность; во-вторых, на психическую направленность; в-третьих, на сознательную ориентированность; в-четвёртых, на индивидуальную культуру: знания, умения, установки.

Личность — это человек, оцениваемый не только с точки зрения его базовых качеств (свойств), но и со стороны его социальных, духовных и физиологических особенностей. То есть в этом плане мы можем говорить о мере самой личности, которая проявляется в её особенностях и свойствах, выражаясь в самых разнообразных общественных позициях, в деятельности. Чаще всего здесь сочетаются достоинства и скрытые наклонности человека, что прямо и косвенно детерминирует протекание разнообразных процессов и явлений в социуме и в обществе. Используя понятие меры личности, можно соотнести и характеризовать такие социальные явления, как гуманизм и диктатура, авантюризм и конформизм, террор и революция и т.п., а также определить типологию личности. В частности, в этих целях методологически приемлемо использование персон Императора Николая II и Ленина, Врангеля и Фрунзе, Сталина и Гитлера, Хрущёва и Ельцина и т.п.

Важнейшим качеством человека как личности является его целеполагающая деятельность. Личность — это, прежде всего, активно действующий социальный субъект, способный изменять среду своего обитания. Далее, личность — это мыслящий (функциональное сознание, интеллект) и психически здоровый человек, обладающий собственной культурой. Все эти качества неразрывно связаны. Поэтому личность — это не только носитель общественных отношений, но и человек, который оказывает обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными особенностями, свойствами и способностям, опытом и интеллектом, организованностью и профессионализмом, собственной культурой.

Личность — это общественно и социально деятельный и индивидуально неповторимый человек.

В истории философии, в истории гуманитарной мысли разрабатывались разнообразные концепции личности. Остановимся на некоторых из них.

Психологическая концепция личности. В психологии личность (точнее индивид, индивидуальность) рассматривается как целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих одного человека от другого. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы. Для психолога потенции конкретного человека различны, поскольку как врождённые, так и приобретённые качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость психических, биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным представителем какой-либо группы или общности. Возникновение личности как системного качества обусловлено в психологии тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности её носителя — индивида и условий социальной среды. Идеалистическая психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность, как "целиком психическое существо". В "гармонической психологии", в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механической схеме "стимул — реакция".

Социологическая концепция личности. Социологи, как правило, оперируют понятиями личность, социальный субъект для описания социальной сути и социальных качеств человека в процессе совместной деятельности. В современной социологии личность, как субъект, означает активное социальное начало, определённый тип способности к деятельности. При проведении социологических исследований социолога в первую очередь интересуют не индивидуальные особенности человека, а та социальная среда, социальная организация, социальный институт, в которые он включён и выполняет в них определённые социальные функции. Поэтому ролевая концепция личности получила развитие именно в социологии, хотя зарождению её способствовала социальная психология.

Ролевая концепция личности. Суть её сводится к тому, что люди в процессе жизни и деятельности выполняют различные функции, исполняют социальные роли. Есть первичные функции, которые отражают статусную позицию человека, определённую его профессиональной деятельностью, занимаемой должностью. Есть вторичные функции, которые человек выполняет в силу разнообразных факторов бытия, обусловленных его потребностями и способностями. Особенность в том, что человек в обществе включён во множество социальных образований: семью, школу, вуз, предприятие, фирму, спортивную секцию, садоводческое товарищество, гаражный кооператив, охотничий коллектив, общество филателистов или нумизматов и т.п. В каждом из них он имеет свои интересы, играет социальную роль. Социальная роль — это способ поведения людей в зависимости от их статуса и позиции в обществе. Личность здесь рассматривается и представляется как ролевой субстрат конкретного социального института с присущими ему функциональными установками.

Философская концепция личности. Личность — это субъект общества, социальный генератор системы общественных отношений (по 10-ти сферам жизни общества, как системообразующим институтам, основанным на базовых формах общественной деятельности), с присущей ему психикой, личностной культурой, сознанием и деятельностью. Совокупность общественных отношений, в которых формируется и развивается личность, не статична, а диалектична, то есть в этом процессе работает система обратных связей, детерминированная наличествующим бытием. Личность — исторический тип человека, способного к самодеятельности и творчеству на основе предметного целеполагания. Личность — мера человека, мера индивидуальности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: