Синергетический подход в типологизации правовых реформ

Один из наиболее интересных вариантов предложил О.А. Пучков, который считает, что правовая реформа может рассматриваться:

1) как преобразование деятельности участников правовой системы (мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты). (Пример: Правовая рефома Петра I);

2) как преобразование и совершенствование состава субъектов правовой системы (законодательные органы, органы полиции, ФСБ, судебные органы, региональные, местные). (Пример: опричнина Ивана Грозного как система государственных органов и мер, направленных против измены бояр в России в 1565–1572 гг.; Приказ тайных дел (1654–1676), осуществлявший контроль за деятельностью всех государственных органов и рассматривавший важнейшие политические дела; Преображенский приказ (1695–1729), Тайную канцелярию 1718 г.);

3) как реформирование, происходящее на определенных уровнях правового регулирования (федеральном, региональном, местном). С.А. Февралёва отмечает, что в России можно говорить о двух уровнях права – общегосударственном и местном (партикулярном). Одним из главных аргументов в пользу своей теории исследователь считает увеличение пространства с середины XVII до начала ХХ в. в 1,55 раза, с 14,1 до 21,8 млн кв. км, рост численности населения в 25,4 раза, с 7 до 178 млн человек, а также изменение удельного веса населения национальных районов по отношению к центральным губерниям с 14,3% в конце XVII в. до 59,1% в начале ХХ в.

4) как изменение содержания правового регулирования (создание и освоение новелл законодательства, правоприменения, толкования права). Д.А. Пашенцев отмечает, что при исследовании финансовых реформ, «рассматривая реформу финансовой системы в контексте правовых реформ, проводимых в современной России, необходимо учитывать, во-первых, те общие черты, которые отличают правовые реформы, во-вторых, специфику финансовой сферы. Основные направления правовых реформ в финансовой сфере определяются, в первую очередь, структурой финансовой деятельности государства».

 

Можно также предложить и другую классификацию правовых реформ, в зависимости от других различных критериев.

Можно сделать вывод, что именно разработка типологии правовых реформ позволяет сделать понятие правовой реформы более универсальным, нацелить на стратегический ракурс разработки их этапов, сфокусировать их главную цель – улучшение жизни если не всех членов общества, то хотя бы подавляющего большинства.

 

3. Приведите примеры правовых реформ на различных этапах российской истории

1. Реформы Ивана Грозного

Началом реформ Ивана IV считается созыв первого Земского собора в 1549 году с участием бояр, дворян и высшего духовенства. Собор принял решение о составлении нового Судебника, в котором, в частности, появилось наказание за взятки. В 1550 году царь создал первое регулярное стрелецкое войско, а 1555 году провел реформу местного самоуправления, создав в уездах выборные органы управления. В 1560-х годах период реформ сменился опричниной, итогом которой стало падение мощи армии, кризис экономики и усиление власти царя.

 

2. Принятие Соборного уложения

В 1649 году во время правления царя Алексея Михайловича Романова на Земском соборе в Москве было принято Соборное уложение, регулировавшее практически все правовые вопросы. Документ состоял из 25 глав, обобщивших нормы государственного, административного, гражданского и уголовного права. Уложение окончательно оформило крепостное право, определило режим въезда и выезда из страны, а также впервые отделило государственные преступления от уголовных. Документ оставался легитимным вплоть до принятия в 1832 году Свода законов Российской империи.

 

3. Монетная реформа Алексея Романова

В 1654 году по указу государя Алексея Михайловича Романова в стране началась чеканка серебряных монет, прозванных в народе "ефимками". На одной их стороне впервые появилась надпись "рубль" и двуглавый орел, на другой — царь на коне. Попытка введения в обращение необеспеченных денег привела к инфляции, нарастанию внутренней напряженности и окончилась народными волнениями. Через год выпуск первых рублей был прекращен и возобновился только в 1704 году при Петре I.

 

4. Реформы Петра I

С конца XVII века по воле Петра I Россия на три десятилетия погрузилась в реформы, затронувшие многие сферы ее жизни и повлиявшие на будущее страны. Важнейшие из них — превращение России в империю, изменение системы летоисчисления, появление светских учебных заведений, упразднение патриаршества и ликвидация автономии церкви, создание регулярной армии и флота, принятие Табели о рангах, разделившей службу на гражданскую и военную, открытие Академии наук и другие.

 

5. Губернская реформа Екатерины II

В 1775 году императрица Екатерина II провела реформу местного управления, приблизившую административно-территориальное деление страны к современному. Вместо 23 губерний и 66 провинций в России появилось 50 губерний, каждая делилась на 10-12 уездов. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. Законность в регионе поддерживал губернский прокурор, а надзирали за губерниями генерал-губернаторы, напоминающие по функциям нынешних полпредов президента в федеральных округах.

 

6. Министерская реформа Александра I

8 сентября 1802 года Александр I подписал манифест "Об учреждении министерств", заложивший основы новой системы государственного управления в России. Документ преобразовал прежние коллегии в восемь министерств — иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения. В манифесте также говорилось о создании комитета, "составленного единственно" из министров. До 1906 года Комитет министров оставался высшим органом исполнительной власти страны.

 

7. Реформы Александра II

В 1861 году Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, давший крестьянам свободу и право распоряжаться своим имуществом. В 1864 году прошли еще две ключевые реформы — земская, в результате которой выборными органами местного самоуправления стали земства, и реформа судебных учреждений, вводившая всесословные суды, суды присяжных и адвокатуру. В 1874 году Александр II провел еще одну важнейшую реформу — военную. В стране появилась всеобщая воинская повинность, а срок службы сократился с 25 до 5-7 лет.

 

8. Первые декреты советской власти

В ноябре 1917 года взявшие власть большевики издали ряд документов, самыми известными из которых долгое время оставались декларативные декреты о мире и о земле. Зато Декрет об отмене сословий и гражданских чинов, Декрет об отделении церкви от государства и национализация банков и крупных предприятий действительно кардинально изменили жизнь в стране. Среди других декретов того времени, повлиявших на жизнь, можно называть переход с григорианского календаря на юлианский и реформу орфографии.

 

9. Индустриализация и коллективизация

В 1927 году на XV съезде ВКП(б) было принято решение об объединении единоличных крестьянских хозяйств в колхозы. К осени 1932 года в них состояли 62,4 процента, а к 1937 году — уже 93 процента хозяйств, и колхозы стали одной из основ советской экономики. Одновременно в конце 1920-х власти взяли курс на индустриализацию — развитие тяжелой и оборонной промышленности и преодоление технической отсталости. Итогом реформ стали как экономический рост, так и закрепление административно-командной модели управления.

 

10. Реформы команды Егора Гайдара

В 1991-1992 годах правительство России приняло ряд разработанных командой Егора Гайдара кардинальных мер для перехода от социалистической к капиталистической экономике. Главными из них стали либерализация цен, свобода внешней торговли и ваучерная приватизация. Одновременно с исчезновением торгового дефицита произошел резкий скачок цен, приведший к быстрому падению уровня жизни населения. Немалую критику заслужила и поспешная приватизация, прозванная в народе "прихватизацией" из-за несправедливых условий ее проведения.

4. Механизм инновационного реформирования права

Реформа права — это комплекс радикальных изменений, затрагивающих как систему права, так и правовую систему в целом, в целях придания им цивилизованной формы и последующего функционирования в рамках правового государства и развитого общества.

Применительно к правовым отношениям понятию «реформа» присуща специфика, которая выражается в наличии инновационного процесса права. Инновационность заключается не столько в том, что в период реформ критикуется действующее законодательство или другие элементы правовой системы, осуществляется поиск им замены, сколько связана с упорядочением и систематизацией имеющегося нормативного материала.

Известная инновационная идея деления права на публичное и частное возникла на базе судебной практики и сформулирована в юриспруденции Рима. Правовая новация имела под собой объективные различия в методах правового регулирования: первое носило императивный характер и включало в себя отношение власти — подчинения. В частном же праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией всегда в экономически неравном положении. Инновационными изменениями в праве необходимо считать процессы, которые явились результатом революционных идей с последующим реформированием права в XVIII–XIX вв. Именно в этот период появились, были внедрены и в конечном итоге достигнуты этапа правовой диффузии идеи, связывающие закон, право, правосудие с основами человеческого бытия — со свободой отдельного, автономного человека (естественное право).

Право в ходе реформ, с одной стороны, испытывало на себе влияние экономических, политических и иных общественных отношений, а с другой, с течением времени само воздействовало на подобного рода отношения. В свою очередь инновации в рамках реформы права исторически влияли не только на содержание права, развитие правовой системы, но и отражали перемены в государственном строе.

Однако не всегда реформы права, проводимые в различных правовых системах, достигали установленных целей. В отдельных случаях на смену им приходили контрреформы или «накладывались» другие реформы права. Это зачастую приводило к дисбалансу внутри правовой системы, отторжению правосознания от других элементов правовой жизни.

«Революционность» изменения права и все, что с ней связано (массированность разрушений права, лозунговость перемен, отсутствие предварительной подготовки и разъяснения сути изменений, подмена правовых идей политическими), не может считаться улучшением и рассматриваться как инновации в праве.

В ходе реформы инновационные идеи не должны подрывать основы действующего права, а сам процесс реформирования права должен носить эволюционный характер. Так, Н.Я. Соколов указывает на то, что реформа выступает способом эволюционного развития общества. В свою очередь, революционное — это подрыв, кардинальное изменение не только элементов правового, но и государственного устройства (например, изменение формы государственного правления; переход к использованию инородных источников права, изменение формы существующего процесса судебной защиты прав) за довольно короткий промежуток времени.

Не стоит также отождествлять реформу права с эндогенной инновацией права и рецепцией права, т.к. реформа права в данном случае все-таки является «переломом» устоявшихся процессов правовой системы, сложившихся традиций правовой культуры.

Эволюционные черты реформы права:

· инновационным содержанием правовой реформы являются преобразования, которые ставят своей целью обновление правовой системы включенных в нее структурных элементов;

· инновационное реформирование права — всегда в определенной мере «стресс» для правовой системы. Это и дисбаланс законодательства, появление правовых пробелов. Это и «отклонение» юридической практики, правового применения, деформация правосознания, следующий за ней правовой нигилизм. Поэтому реформа предполагает постепенный и поэтапный процесс с учетом тщательного планирования, а в дальнейшем — отслеживания достигнутых результатов, необходимой корректировки задач по внедрению и правовому закреплению приемов и способов достижения целей;

· субъекты, решившиеся на реформирование права, должны предполагать различные сценарии развития реформированных элементов права: прогрессивное, регрессивное, стагнационное;

· реформа права может выражаться в инновациях в «чистом» виде, а также в комбинированном виде, где реформируемые элементы дополняются реципируемыми элементами наравне с элементами, созданными внутри правовой системы.

 

Для права, правовой системы государства реформа, носящая инновационный характер, включает свой объем изменений, сроки проведения, период начала и окончания внедрения новых элементов.

Следствием или итогом реформы права в рамках инновационного развития являются более перспективные виды организации правовой материи и правовой жизни, в результате которых позитивное право в большей степени должно находить точки соприкосновения с индивидуальным и профессиональным правосознанием и предоставлять возможность человеку при многократном соприкосновении с правом, чувствовать свободу, истину и справедливость.

5.  Основные признаки и направления реформы права

Признаки реформы права:

1) С учетом того, что право имеет форму статичного образования, продолжается борьба традиций и инноваций.

2) Реформа права предполагает продуманную, тщательно спланированную и долговременную деятельность по внесению изменений в действующее право.

3) В рамках реформы права инновационному развитию подвергается не один, а несколько самостоятельных компонентов: позитивное право, с одной стороны, и правосознание с другой.

4) Инновации в ходе реформы права — кардинальные изменения, которые затрагивают не только право, но и социально-экономическую, социально-политическую сферу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: