Изменение в государственном строе Беларуси после Февральской революции

С первых дней Февральской революции в Беларуси начали формироваться новые органы власти.

3-4 марта 1917г. – в Минске на совещании представителей городской думы, губернских и уездных земских органов, органов местного управления был создан Комитет общественного порядка и безопасности, который стал подчиняться Временному Правительству в Петрограде. Гражданским комендантом Минска был избран Б.Н.Самойленко, а уже 5 марта он назначен минским губернским комиссаром, заменявшим губернатора. Городской комиссар Временного правительства – С.В. Хржонстовский (ранее – Минский городской глава).

Одновременно с губернскими городами формирование новых органов власти шло в уездах и волостях. Уездную администрацию возглавляли нзначенные правительством комиссары и исполнительные комитеты. Ими становились председатели уездных земских управ. Уездные комиссары подчинялись непосредственно губернскими, а губернские – правительству. Управление волостями осуществляли волостные комитеты, действующие под надзором уездных комиссаров. К 20 марта органы новой власти приступили к работе во всех губернских и уездных городах, уездах и волостях Беларуси. Комиссары осуществляли надзор за законностью деятельности всех лиц и учреждений на подведомственной им территории.

4 марта в Минске был образован Совет рабочих депутатов и избран Временный комитет Совета, председателем которого стал Б.П. Позерн, а заместителем – И.Е.Любимов. Была создана городская милиция во главе с М.В.Фрунзе. Милиция освободила из тюрьмы всех политических заключенных и разоружила полицию. Советы стали создаваться в других городах, уездах, воинских частях. 8 марта в Минске состоялось первое объединенное заседание Минского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором был избран новый исполнительный комитет Минского Совета.

20-23 апреля в Минске был проведен Первый съезд крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний, избравший исполком Совета во главе с Фрунзе.

Также, властные функции в значительной мере находились в руках военного командования, т.к. в Минске располагался штаб Западного фронта, а в Могилеве – Ставка Верховного командования.

Фактически на территории Беларуси после Февральской революции установилось троевластие (1-Временное правительство, 2-Петроградский Совет, 3-Военное командование). Все эти власти довольно враждебно относились к национально-освободительному движению и национально-государственному самоопределению Беларуси.

В марте-апреле 1917 г. активизировалась деятельность белорусских национально-освободительных организаций. Весной 1917 г. были созданы 23 таких организаций, которые объединяли в своих рядах около 25 тыс. человек. Наиболее крупными и влиятельными среди них были: Белорусская партия народных социалистов, Белорусская христианская демократия, Белорусский союз земельных собственников, возобновившая свою деятельность Белорусская социалистическая громада.

25-27 марта 1917 – в Минске состоялся Съезд белорусских национальных организаций, участие приняли около 150 человек. Съезд избрал БНК (Белорусский национальный комитет) в качестве центра. Вокруг него должны были объединиться все организации на платформе борьбы за автономию Беларуси в составе демократической России. Председателем стал Р.Скирмунт. БНК предлагал, поддерживая Временное правительство, провести выборы в белорусскую Краевую Раду, разработать местную Конституцию, осуществить меры по развитию национальной культуры. Однако БНК не смог объединить разные политические силы, национальное движение оставалось разъединенным.

8 – 10 июля 1917 г. в Минске состоялся 2-ой Съезд белорусских национальных организаций. БНК был упразднен, вместо него была избрана Центральная Рада белорусских организаций во главе с Лесиком. Перед которой была поставлена задача - объединить национальное движение. Однако справиться с этой задачей Центральная Рада не смогла.

В октябре 1917 г. Раскололась БСГ. На основе Петроградской организации БСГ образовалась Белорусская социал-демократическая рабочая партия (БСДРП), председателем стал- А.Г.

 

Червяков. Она объединяла приверженцев большевистской ориентации, в апреле 1918г. Была реорганизована в белорусскую секцию Российской коммунистической партии. 15 октября в Минске собралась II сессия Рады, которая вместо Центральной избрала Великую Белорусскую раду.

Осенью 1917г. Прошли войсковые съезды белорусов Западного, Северного, Юго-Западного, Румынского фронтов и матросов Балтийского флота, в результате чего был создан в Минске исполнительный общий орган этих съездов – Центральная войсковая белорусская рада (ЦВБР), которая выступала за белорусскую автономию. Представители ЦВБР вошли в состав Великой Белорусской Рады. Однако, несмотря на эти меры, белорусское национальное движение накануне октябрьских событий 1917г. Оставалось ослабленным и разъединенным.

Развитие права

Временное правительство не намеревалось в краткие сроки коренным образом менять право, унаследованное от царизма, и все же в ряд отраслей вносились существенные изменения. Отменялись наиболее одиозные монархические законы, прежде всего, Основные законы Российской империи 1906 г., которые подробно регламентировали права императора, его семьи, закрепляли сложившуюся при царе организацию государственного аппарата. В конце сентября-начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось вынести на рассмотрение Учредительного собрания. Одним из них стал проект «Об организации исполнительной власти при Учредительном собрании». Согласно проекту Россия объявлялась республикой во главе с президентом, избираемым Учредительным собранием. Предполагался также двухпалатный состав парламента. Временное правительство разработало и утвердило Положение о выборах в Учредительное собрание по партийным спискам.

 

Принятое в апреле Положение «О регистрации товариществ, обществ и союзов» определило значительно упрощенный порядок их регистрации. В апреле принимается Закон «О рабочих комитетах в промышленных заведениях», которые создавались на предприятиях по предложению одной десятой части занятых рабочих. Фабрично- заводские комитеты должны были рассматривать споры рабочих с предпринимателями, заниматься культурно-просветительной деятельностью. Тогда же принимаются законы «О печати» и «Об учреждениях по делам печати», запретившие налагать административные взыскания на издания. Согласно этим законам комиссар по печати мог осуществлять только последующую цензуру издания (в тече- ние суток после выпуска). В связи с провозглашением политического и гражданского равноправия все граждане получили равные юридические права в обладании собственностью. Из законодаельства исключались сословные, национальные, религиозные ограничения во владении ею. Уравнивались права всех субъектов обязательств по всем видам договоров. Брак стал заключаться в государственных органах. После июльских событий политика правительства ужесточилась. Принимается постановление «О наказаниях за публичные призывы к убийствам, разбоям, грабежу и другим тяжким преступлениям». Постановлением «О печати» определялись наказания «за призывы к гражданской войне» в средствах массовой инфор- мации. Вместе с тем правительство отказалось от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив количество областей, в которых объявлялось военное положение. 12 марта 1917 г. была отменена смертная казнь и заменена на срочную или пожизненную каторгу, однако после июльских событий Временное правительство ввело ее на фронте, за ряд государственных и воинских преступлений. Устанавливалась уголовная ответственность (каторга) за агитацию против политики правительства. По Закону от 19 июля 1917 г. к уголовной ответственности привлекались участники забастовок железнодорожников. 2 августа военный министр и министр внутренних дел получили право в административном порядке арестовывать и подвергать высылке граждан, действия которых признавались опасными для государства. 4 августа Временное правительство приняло еще один Закон об усилении уголовной ответственности (пожизненная или срочная каторга) за насильственное посягательство на изменение существующего государственного строя. В судебном процессе провозглашалось полное равенство сторон. Попытки Временного правительства разработать новые кодексы не привели к практическим результатам. Вообще законодательная деятельность Временного правительства отличалась низкой эффективностью. Принятые законы часто не исполнялись, а порой открыто саботировались Советами. Таким образом, Февральская революция не решила основных проблем страны. Прежде всего, не были решены крестьянский, рабочий вопросы, продолжалась мировая война, ухудшалось положение широких народных масс.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: