double arrow

Самостоятельная работа по Глаголу

1

Практическое занятие № 6

ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ.

КАТЕГОРИЯ ЗАЛОГА .

1. а) Рассмотрите временные формы глагола с точки зрения прямого или переносного их употребления.

...Темно, луна зашла в туманы,

Чуть брезжит звезд неверный свет,

Чуть по росе приметный след

Ведет за дальние курганы...    (А. Пушкин)

...Вдруг

Гром грянул, свет блеснул в тумане,

Лампада гаснет, дым бежит...   (А. Пушкин)

б) Определите спряжение глагола:

Надоесть, идти, тлеть, обескровить, завянуть, прослушать, прибежать, ездить, ехать, дать, дремать

2. а) Найдите существительные в винительном падеже без предлога. Какими членами предложения они являются? Какие глаголы называются переходными, а какие непереходными? Найдите в приведенных предложениях переходные глаголы.

Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь...

Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день.

Всю дорогу они шли молча.

Он проболел зиму.

Мы спим треть жизни.

б) В каком падеже, кроме винительного, может стоять существительное при переходном глаголе? Может ли прямое дополнение выражаться существительным не в винительном падеже без предлога?




в) Определите, какие из глаголов являются переходными; непереходными. Отметьте многозначные глаголы, способные выступать в зависимости от контекста в значении переходных и непереходных переходными в зависимости: переходить, проспать, шить, простирать, просидеть, проскочить, уходить.Выполните упр. 5/647.

3. В чем заключается значение категории залога? Как проявляется связь категории залога с переходностью/непереходностью, с возвратностью/невозвратностью глаголов? Изложите суть двухзалоговой и трехзалоговой теории.

а) Определите залог глаголов в следующихконтекстах: Ученые сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперед. Точно так же развивается и мысль.

Небо потемнело и покрылось тучами. Широкая полоса света падала из растворенной двери на притоптанную траву. Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса. В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и наконец пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса. Сосны все время тихонько шумели.

4. а) Какие глаголы относятся к безличным? Какие формы могут иметь безличные глаголы. Почему личные глаголы в определенных случаях приобретают свойства безличных? Рассмотрите § 84, упр. 5/646. Определите, какие из глаголов: 1) личные, 2) безличные, 3) личные в безличном употреблении.

В сенях дуло со всех сторон, так что чуть не погасла свеча. И теперь казалось, что верхушки сосен почти касаются неба. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Смеркалось. Кругом не слышалось почти никакого шума. Дороги размыло. По реке несло какую-то желтоватую пену. Ему померещился какой-то странный звук. Вдруг в ушах зазвенело, в глазах помутилось, он потерял сознание.



Литература

1. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2006. Ч.2. С. 77–81.

2. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2004. С. 241–247.

3. Русский язык. Учебник для 5 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2008, § 84.

Практическое занятие 7

ПРИЧАСТИЕ

1. а) Поставьте в начальной форме.

Давай распределять, прогоняет, размок, отнимай, убедитесь, воскликнули, пусть скажет, прибегут, подали бы.

б) Образуйте формы лица повелительного наклонения.

Угнать, лежать, убеждать.

в) Определите спряжение.

Успокаивать, обескроветь, обезводить, высмеять, пролететь, проспать.

г) Сделайте словообразовательный разбор:

Усилить, размахивать, прогуляться, укреплять, утроить.

2. а) Укажите глагольные признаки причастия. Укажите признаки прилагательного у причастия.

б) Чем причастие отличается от других форм глагола (наклонения, лица,времени)? Почему причастие считается особой формой глагола? Какие еще существуют точки зрения на причастие?

в) Какие формы времени есть у причастия? Причастия изменяются по временам?

г) Какие причастия называются действительными? Как они образуются?

д) Образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени.



Построить, отцветать, начать, создать, держать, играть, таять, отчаиваться, отчаяться, улыбаться, сеять, промокнуть, прикасаться, хмуриться, увести, атаковать, работать, ночевать

е) Какие причастия называются страдательными? Как они образуются? Образуйте страдательные причастия настоящего и прошедшего времени:

Обещать, увешать, вырастить, наградить, принести, поднимать, прислать, читать, поднимать, развязать, разносить.

ж) Образовать формы действительных и страдательных причастий: Умыть, возмущать, сорвать, возмутиться, прижимать, пахать, идти.'

з) У каких причастий есть краткие формы? Чем различаются полные и краткие формы морфологически и синтаксически?

и) Выполните упр. 6/388, 415.

к) Назовите условия адъективации причастий. Выявите случаи перехода причастий в прилагательные: шагающий по канату, шагающий экскаватор; девушка, пишущая письмо; пишущая машинка; атмосфера, отравляющая все живое; отравляющее вещество, блестящий ответ, многообещающие перспективы; студент, много обещающий, но не выполняющий обещаний; капли росы, блестящие на солнце

Литература

1. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2006. Ч.2. С. 136–145.

2. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2004. С. 256–260.

3. Русский язык. Учебник для 6 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2007. §§ 34–39.

 

Практическое занятие 8-9

ДЕЕПРИЧАСТИЕ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА.

Самостоятельная работа по Глаголу

1. а) Образуйте все возможныеформы причастий.

Привезти, сдать, пронзить, обезопасить, ушибить, смеяться, лежать, слышать, производить, воссоздавать.

2. а) Укажите глагольные и наречные признаки деепричастия. Почему деепричастие называется особой формой глагола? Приведите определение деепричастия. Как появились деепричастия в истории русского языка?

б) Как образуются деепричастия несовершенного вида?

Образуйте деепричастия несовершенного вида.

Искать, рисовать, бороться, иссякать, сохнуть, вести, посылать, слать, печь, везти.

в) Как образуются деепричастия совершенного вида?

Образуйте деепричастия совершенного вида.

Прибежать, простить, проститься, узнать, вырасти, вырастать, привезти, присесть, дойти.

3. а) Сделайте морфологический разбор глаголов и глагольных форм, используя схемы анализа.

Спит и бредит полночь вешняя.

Робким холодом дыша.

После бурь весна безгрешнее,

Как влюбленная душа (А. Фет)

План разбора глагола

1. Словоформа в тексте Вопрос к словоформе

2. Часть речи, категориальное значение глагола.

3. Начальная форма глагола; вопрос к начальной форме глагола.

4. Форма глагола (спрягаемая / неспрягаемая).

5. Основы глагола (основа инфинитива и основа настоящего времени).

6. Класс глагола; показатели класса глагола.

7. Тип спряжения глагола; показатель спряжения.

8. Вид глагола; значение вида, видовая пара глагола; способ образования видовой пары.

9. Переходность / непереходность глагола; показатель.

10. Возвратность / невозвратность; показатель возвратности (постфикс - ся).

11. Залог глагола; показатель залога, значение залога.

12. Наклонение глагола, показатель наклонения; значение наклонения.

13. Время глагола, показатель времени; значение времени.

14. Лицо глагола; показатель лица, значение лица.

15. Число глагола; показатель числа, значение числа.

16. Род глагола; показатель рода; значение рода.

17. Синтаксическая функция.

18. Парадигма спряжения.

 



1




Сейчас читают про: