double arrow

Иконопись Киевской Руси

1

План семинарского занятия №1.

Тема3. Культура Древней (Киевской) Руси в IX- первой трети XIII в.

Время: 1,5 час.

Учебная цель:Рассмотреть  и углубить знания об особенностях и достижениях культуры Древней Руси. 

Основные понятия:глаголица, кириллица, летописи, слово, хождения (агиография), поучения, зодчество, фрески, мозаика, иконопись, зернь, скань.

Время: 2ч.

Учебные вопросы

1. Культурные достижения дохристианской Руси.

2. Развитие духовной культуры Древней Руси: письменность, просвещение; литература.

3. Развитие материальной культуры Древней Руси: зодчество (архитектура); живопись.

4.  Прикладное искусство (техника зерни, скани, эмали).

Темы рефератов

1. Быт восточных славян.

2. Влияние христианизации Руси на культуру.

3. Особенности архитектуры Древней РусиIX- первой трети XIII в.

 

Проблемные вопросы

1. Перечислите основные особенности культуры Др. славян. 

2. Охарактеризуйте письменность славян,«черты и резы», азбуку Кирилла и Мефодия – кириллицу.   

3. Дайте характеристику литературным жанрам Др. Руси.

4. Перечислите основные достижения в архитектуре Древней РусиIX- первой трети XIII в.




5.  Особенности в иконографии, иконописи и прикладном искусстве

Учебные пособия, учебники, научные издания

 

Базовый учебник

1. Березовая Л.Г., Берляева И.П. История русской культуры. Часть 1. - М., 2002. Часть 2. - М., 2002

 

Основная литература:

1. Берестовская Д.С. Культурология./Д.С. Берестовская – Симферополь, 2005.

2. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие./ А.Н. Быстрова – М., 2000.

3. Есакова М.Н. Русская культура X-XV веков [Электронный ресурс]: учебное пособие для иностранных учащихся / М.Н. Есакова, Ю.Н. Кольцова, Э.К. Харацидис. – Электрон. текстовые данные. – СПб.: Златоуст, 2013. – 216 c. – 978-5-86547-723-5. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70593.html

4. Зезина М.Р. и др. История русской культуры./ М.Р. Зезина - М., 2000

5. История и культура Отечества [Электронный ресурс]: учебное пособие / . – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2007. – 752 c. — 5-8291-0784-8. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36344.html

6. История русской культуры IX-XX вв. / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина – 5-е изд.. – М., 2004. – 480 с.

7. Культурология. История культуры России: Учебное пособие. /Алексеев А.И., Измозик В.С., Куликов Ю.С., Лейберов А.И., Лещев В.Л., Павлов Б.В., Рудник С.Н.- 2005

Дополнительная литература:

1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. \М.В. Алпатов. - М., 2002.

2. Берсенева Т.П. Духовная культура России. Синергийный подход. Часть 1. Разделы «Культура Древней Руси», «Культура Руси XII-XVII вв.», «Русская культура XVIII века» [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.П. Берсенева. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. — 150 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64961.html



3. Берсенева Т.П. Духовная культура России. Синергийный подход. Часть 2. Разделы «Русская культура XIX - начала XX века», «Культура России XX века» [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.П. Берсенева. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. — 124 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64962.html

4. Борзова Е.П. История мировой культуры в художественных памятниках [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.П. Борзова, А.В. Никонов. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Издательство СПбКО, 2013. — 216 c. — 978-5-903983-23-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11259.html

5. Казин А.Л. Великая Россия. Религия. Культура. Политика [Электронный ресурс] / А.Л. Казин. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Петрополис, 2007. — 612 c. — 978-5-9676-0074-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27043.html

6. Константинова С.В. История мировой и отечественной культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.В. Константинова. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Научная книга, 2012. – 159 c. – 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6281.html

7. Краткий очерк истории русской литературы [Электронный ресурс] : учебное пособие / . — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2010. — 106 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22295.html



8. Музееведение и историко-культурное наследие. Выпуск II [Электронный ресурс] : сборник статей / А.М. Кулемзин [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2008. — 206 c. — 978-5-8154-0161-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22031.html

9. Крогиус В.Р. Исторические города России как феномен ее культурного наследия [Электронный ресурс] : монография / В.Р. Крогиус. — Электрон. текстовые данные. — М. : Прогресс-Традиция, 2009. — 312 c. — 5-89826-308-Х. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7194.html

10. Лысак И.В. Культура Древности и Средневековья [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.В. Лысак. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 221 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23591.html

11. Черней В.Д. Искусство средневековой Руси: учебное пособие./В.Д. Черней. - М., 2007.

Методические рекомендации:

При подготовке к занятию необходимо обратить внимание на то, что к моменту принятия христианства Русь имела свою самобытную культуру, впитавшую традиционную культуру восточных славян. Духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы ее выражения носили печать своеобразного переживания христианства. Для культуры зрелой Византии свойствен суровый аскетизм, для древнерусского искусства — гармония и человечность. Культура Руси окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это с особенностями культурного развития.

Во-первых, это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Сколь ни сурова была христианская доктрина, она не могла изгнать своеобразное, не лишенное наивности, оптимистическое восприятие жизни.

Во-вторых, эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции разнообразных племен и этносов, земледельческих и кочевых народов. А это были, прежде всего, языческие традиции. Они продолжали влиять на развитие культуры, особенно на культуру низов, жизненный уклад которых мало изменился с принятием христианства, а значит, языческие образы и представления вновь и вновь воспроизводились.

Письменность Древней Руси. 60е годы IX века – время создания русской письменности. Считается, что её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий). Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу.

Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения XI—XVII в. К числу литературных памятников этого периода относятся не только собственно литературные произведения, но и произведения исторические (летописи и летописные повести), описания путешествий (они назывались хожениями), биографические описания (агиография), поучения, жития (рассказы о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых), послания, сочинения ораторского жанра, некоторые тексты делового характера. Во всех этих памятниках имеются элементы художественного творчества, эмоционального отражения современной жизни. Подавляющее большинство древнерусских литературных произведений не сохранило имен их создателей. Древнерусская литература, как правило, анонимна, и в этом отношении она сходна с устным народным творчеством. Литература Древней Руси рукописная: произведения распространялись путем переписки текстов. Есть произведения, представленные единственным списком: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Горе-Злочастии» и др., в единственном списке дошло до нас и «Слово о полку Игореве», но и он погиб во время нашествия Наполеона на Москву в 1812г.

С укреплением Киевского государства и принятием христианства русское искусство приобрело торжественно-монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в. во времена Владимира Святославича и Ярослава Мудрого в конце X — первой половине XI в. были построены крупные ансамбли дворцов и храмов в Киеве, Новгороде, Чернигове. Во второй половине XI — начале XII вв. строятся многочисленные комплексы монастырей. В XII ст. в отдельных княжествах Руси начали появляться собственные архитектурные школы. Много сооружений древней Руси можно назвать шедеврами мировой архитектуры. Это знаменитый Софийский собор и церковь Спаса на Нередице в Новгороде, Спасский собор и Пятницкая церковь в Чернигове, Кирилловская церковь с ее известной фресковой росписью XII в. в Киеве, белокаменные Успенский и Дмитровский соборы во Владимире на Клязьме, всемирно известная церковь Покрова на Нерли и некоторые другие.

Иконопись Киевской Руси

Становление иконописи Киевской Руси состоялось во второй половине XI - в начале XII ст. До этого иконы были преимущественно византийские и греческие. Вместе с распространением строительства храмов возникла древнерусская школа иконописи. Ее основателем считают митрополита Иллариона. В Киево-Печерском патерике упоминается о первых иконописцах Киевской Руси - Алимпие и Григорие.

Православная церковь никогда не допускала писания икон по воображению или с натуры. Иконописные изображения создавались по определенным суровым правилам. Условность письма должна была четко отмежевывать божественный мир от земного и подчеркивать в ликах Христа, Богоматери и святых их внеземную сущность. Для этого фигуры изображали плоскими и недвижимыми, применялась возвратная перспектива, были невозможны любые временные проявления (пора года или суток). Условный золотой фон икон символизировал божественный свет, фигуры не имели теней.

Иконы XI-XII ст., созданные Алимпием и Георгием, не сохранились, но летописи свидетельствуют, что они служили каноническим образцом для других иконописцев.



1




Сейчас читают про: