Типы и формы социальных объединений. Структурные характеристики и динамические процессы группы

СЛОВАРЬ ПО ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ

Понятие общения в психологии. Специфика делового общения

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми

Межличностное общение - взаимодействие между несколькими людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения

Межгрупповое общение – общение между различными группами. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные отношения – регулируемые законом, обычаем или взаимным соглашением взаимосвязи между двумя или более людьми, сформированные в контексте социальных, культурных и других влияний, в основе которых положен какой-либо тип социальных обязательств

Деловое общение - представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами; создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела

Содержание делового общения – социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации

Цель делового общения – организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности.

Деловой этикет – это правила приветствия и представления, поведения во время презентации, на приеме, за столом; предписания о том, как дарить и принимать сувениры, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку и т. п.

Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные средства общения в деловой сфере

Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами.

Вербальное общение – это общение при помощи слов, содержание информации передается с помощью языка.

Невербальное общение – это общение при помощи неречевых знаковых систем, несловесных средств (жесты, мимика, сигналы внешности и поведения говорящего, дистанция до собеседника и др.).

Интерактивная и перцептивная стороны делового общения

Интерактивная сторона общения ‒ термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности.

Кооперация – это тип взаимодействия, при котором целей добиваются совместными усилиями.

Конкуренция – это тип взаимодействия, при котором один ущемляет другого на пути к осуществлению цели.

Конфронтация – это тип взаимодействия, для которого характерно преследование в общении противоположных задач.

Корпорация – это тип взаимодействия со взаимной выгодой.

Перцептивная сторона общения ‒ процесс, появляющийся при взаимодействии людей на основании естественного общения и проходящий в форме понимания и восприятия человека человеком.

Установки – это эффект, который используют для создания первого впечатления об объектах.

Ореол – это эффект, при котором предварительную информацию переносят на реальное восприятие человека.

Стереотипизация – это эффект, основанный на суждении об объекте, сформированном на основе ограниченной информации, при этом часто возникает в отношении групповой принадлежности субъекта.

Обратная связь ‒ это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Барьеры в деловом общении и их преодоление

Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.

Барьеры отношения — это уже чисто психологически феномен, возникающий в процессе общения коммуникатор и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни недоверия к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Мотивационный барьер - барьер, возникающий в процессе общения, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт.

Семантический барьер – барьер, возникающий тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей

Барьер некомпетентности – барьер, при котором некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени.

Интеллектуальные барьеры – заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития.

Фонетические барьеры – это плохая техника речи у говорящего.

Этический барьер - барьер, возникающий тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей.

Эстетический барьер - барьер, возникающий в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе.

Защитный механизм (психологическая защита) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний

Типы и формы социальных объединений. Структурные характеристики и динамические процессы группы.

Социальное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Является институтом гражданского общества

Типы и формы социальных объединений в зависимости от организационно-правовой формы:

общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах;

общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;

Структурные характеристики группы:

Размер – количество человек, включенных в группу.

Статус – это место человека в обществе или группе.

Роль – это способ или модель поведения человека в определённой ситуации.

Групповые нормы – это общепризнанные стандарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодействия её членов.

Симпатия –  положительно окрашенное чувство, связанное с положительной оценкой человека и проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т. п. и антипатия – чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо.

Конформизм – это изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение.

Динамические процессы в группах – совокупность психологических изменений, происходящих в группе за время ее существования (давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;  формирование социальных и распределение групповых ролей; изменение активности членов группы: возможны феномены фасклитации (уси­ление энергии человека в присутствии других людей) и ипгибиции (торможе­ние поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение само­чувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди);  изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен «группо­вой нормализации» (формирование усредненного группового стандарта-нор­мы); групповая поляризация, экстремизация (приближение группового мнения к ка­кому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем принимаемое ин­дивидуально); подчинение авторитету в сочетании с феноменом атрибуции ответственно­сти, когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: