Suggestion and classification of sights of modern psychological schools on mechanisms of inspiring influence

Sergey Petrovich Ivanov, undergraduate of the EEIP (St. Petersburg)

The summary: In second half XIX centuries psychotherapists have faced the phenomenon which has received the name of suggestion. Attempt to realize this phenomenon to define its mechanisms and now, almost in 150 years, as a matter of fact, a little that has allowed for a suggestion definition. Vladimir Bekhterev writes one of those researchers of suggestion some fundamental works: «Suggestion and his(its) role in a public life» (1903), «Hypnosis, suggestion, telepathy» (1924) in the beginning of XX century. It becomes frequent suggestion an occasion for mystical intellectual constructions. Frequently suggestion understand as system of the latent management of behaviour of the person. Present article once again pays attention the scientific public to this unique phenomenon. In article some definitions of suggestion and classification of sights of modern psychological schools on mechanisms of inspiring influence are resulted.

Key words: suggestion, V.M. Bekhterev, W.B. Carpenter

 

Одним из отправных пунктов изучения внушения в отечественной психологии следует считать речь В.М. Бехтерева на годичном собрании Императорской военно-медицинской академии 18 декабря 1897 г. В частности в ней говорилось о «contagium psychicum», приводящих к психической заразе, микробы которой, хотя и не видимы под микроскопом, но, тем не менее, подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр., словом – где бы мы ни находились, в окружающем нас обществе мы подвергаемся уже действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными. Далее В.М. Бехтерев дефинировал внушение как «один из способов влияния одних лиц на других, которое может происходить как намеренно, так и ненамеренно со стороны влияющего лица и которое может осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном его сознании». Основную функцию внушения, В.М. Бехтерев обозначил как одно из средств изменения восприятия, представлений и так далее, до поведения.

В более поздней своей работе «Внушение и его роль в общественной жизни» (1903) В.М. Бехтерев указывал, что «сущность внушения заключается не в тех или других внешних его особенностях, а в особом отношении внушенного к «я» субъекта во время восприятия внушения и его осуществления». Здесь же В.М. Бехтерев дает и определение внушению, немного отличающееся от определения, данного в 1897 году: «Внушение есть один из способов воздействия одних лиц на других, которое производится намеренно или ненамеренно со стороны воздействующего лица и которое может происходить или незаметно для внушаемого лица, или даже с его ведома и согласия». Таким образом, – резюмирует свою мысль В.М. Бехтерев – внушение представляет собою непосредственное прививание тех или других психических состояний от одного лица к другому, – прививанию, происходящему без участи воли (и внимания) воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания».

В Европе исследования внушения (англ. – суггестии) были связаны с получившим во второй половине XIX века популярностью клинического гипноза. Одну из первых в современной науке схем механизма внушения (суггестии) мы встречаем у Вильяма Беджамина Карпентера [6]. Схема приведена в соответствии с рисунком 1. В.М. Бехтерев, анализируя состояние вопроса, пишет в своей работе (1903): «Lowenfeld между прочим настаивает на различии в определениях самого процесса внушения (suggeriren) от результата его, известного под названием собственно внушения (suggestion). Само собой разумеется, что это два различные процесса, которые не должны быть смешиваемы друг с другом. Но, по нашему убеждению, только такое определение и может быть признано наиболее подходящим и более правильным, которое обнимает и самый способ воздействия, характерный для процесса внушения, и результат этого воздействия».

Для внушения характерны не только самый процесс или способ воздействия на психическую сферу, но и результат этого воздействия. Поэтому то и в слове "внушать" мы подразумеваем не только особый способ воздействия на то или другое лицо, но и возможный результат этого воздействия, и, с другой стороны, в слове "внушение" мы подразумеваем не только известный достигнутый результат в психической сфере данного лица, но и в известной мере тот способ, который привел к этому результату.

 

Рисунок 1 – Схема суггестии (в оригинале и переводе на русский язык),

 предложенная В.Б. Карпентером в 1874 г.

 

Как уже ранее было выяснено, в понятии внушения прежде всего содержится элемент непосредственности воздействия. Будет ли внушение производиться посторонним лицом при посредстве слова или воздействия, или оно будет производиться при посредстве какого-либо впечатления или действия, то есть имеем ли мы словесное или конкретное внушение, везде оно влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу, помимо сферы личного сознания или, по крайней мере, без переработки со стороны "я" субъекта, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции, или того или иного психофизического состояния.

Равным образом и те состояния, которые известны под названием самовнушения и которые не требуют посторонних воздействий, возникают обычно непосредственно в психической сфере, когда, например, то иди другое представление проникло в сознание как нечто готовое, в форме внезапно явившейся и поразившей сознание мысли, в форме того или иного сновидения, в форме виденного примера и т.п.

Во всех этих случаях психические воздействия, возникающие помимо постороннего вмешательства, прививаются к психической сфере также непосредственно в обход критикующего и самосознающего "я" или того, что мы называем личным сознанием.

Таким образом внушать – значит более или менее непосредственно прививать к психической сфере другого лица идеи, чувства, эмоции и другие психофизические состояния, иначе говоря, воздействовать так, чтобы по возможности не было места критике и суждению; под внушением же следует понимать непосредственное прививание к психической сфере данного лица идеи, чувства, эмоции и других психофизических состояний, помимо его "я", то есть в обход его самосознающей и критикующей личности.

Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность "внушенных установок", Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. Внушение осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушения). Объектом гетеросуггестии (суггерендом) может быть как отдельный человек, так и группа, социальный слой и т. д. (феномен массового внушения); источником внущения (суггестором) – индивид, группа, средства массовой информации.

Внушение, производимое группой, является одним из факторов конформности. Аутосуггестия предполагает объединение в одном лице суггестора и суггеренда. Внушение достигается вербальными (слова, интонация) и невербальными (мимика, жесты, действия другого человека, окружающая обстановка) средствами. На внушении отчасти основано воздействие некоторых средств массовой коммуникации, рекламы, моды, обычаев, формирование веры. Внушение широко применяется в медицине для коррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия). Внушение может эффективно использоваться и в педагогическом процессе [4; 5].

 

Литература

1. Бехтерев, В.М. Внушение и его роль в общественной жизни (1903 г.) / В.М. Бехтерев. – СПб.: Питер. 2001. –256с.

2. Бехтерев, В.М. Основные задачи рефлексологии и физического труда /В.М. Бехтерев// Вопросы изучения и воспитания личности. 1919. -№1. -С.3-15.

3. Бехтерев, В.М. Гипноз, внушение, телепатия / В.М. Бехтерев. –М.: Книжный клуб Книговек; СПб.: Северо-запад. 2011. – 416 с.

4. Воронов, И.А. Внушение и гипноз в учебе, обороне и нападении /И.А. Воронов // Безопасность и жизнь. – 1995. -№2. – 1996. №1.

5. Шварц, И.Е. Внушение в педагогическом процессе: (учебн. пособие для спецкурса) / И.Е. Шварц. - Пермь, 1971. –420с.

6. Carpenter, W. B. (1874). Principles of Mental Physiology / Carpenter, William Benjamin. H.S. King and Co (reissued by Cambridge University Press, 2009. ISBN 978-1-108-00528-9

References

1. Bekhterev, V.M. (1903) Suggestion and its role in a public life / V.M. Bekhterev/ SPb.: Peter. 2001.-256с.

2. Bekhterev, V.M. (1919) Primary goal on reflexesological and physical work / V.M.Bekhterev // The study and education of personality - №1.-С.3-15.

3. Bekhterev, V.M. (1924) Hypnosis, suggestion, telepathy / V.M. Bekhterev/ M.: Book club Knigovek; SPb.: Northwest. 2011. - 416 with.

4. Voronov, I.A. (1995) Suggestion and hypnosis in study, defense and an attack / I.A.Voronov // Safety and a life. - 1995. - № 2. – 1996. №1.

5. Schwarz, I.E. (1971) Suggestion in pedagogical process: (The manual for a special course) / I.E. Schwarz/ Perm, 1971.-420с.

6. Carpenter, W. B. (1874). Principles of Mental Physiology / Carpenter, William Benjamin. H.S. King and Co (reissued by Cambridge University Press, 2009. ISBN 978-1-108-00528-9

 

Контактная информация: 111@mail.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: