Пути решения основных проблем прокуратуры и прокурорского надзора

Значительные сложности прокурорской деятельности связаны с чрезвычайно объемным и всесторонним характером общего надзора, который требует от уполномоченных высокой квалификации, знания огромного объема нормативного материала, надзорных методик, а также наличия практических навыков работы в различных сферах общественных отношений. От прокурора требуется не только обеспечение соблюдения и исполнения законов муниципального уровня, но и федерального, регионального уровней. Это существенно усложняет прокурорскую деятельность, определяет специфику, индивидуальность правовых основ каждого конкретного муниципального образования. К тому же орган местного самоуправления является не единственным объектом прокурорского надзора.

В настоящее время существенные трудности в осуществлении прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления создают организационно-правовые трудности. Так, во-первых, имеет место отсутствие, а в последнее время также и упразднение межрайонных прокуратур. В такой ситуации возникает вопрос о том, кто осуществляет надзор за законностью деятельности муниципального образования в целом? Получается, что надзор в данной сфере расчленен, поскольку территориальные прокуратуры надзирают лишь в пределах своего муниципального округа или района, в предмет надзора при этом не входит цельный субъект права - орган местного самоуправления. Прокуратуры субъектов федерации не могут уделить необходимое надзорное внимание отдельным муниципальным образованиям, так как их на территории каждого субъекта существует внушительное количество.

Кроме этого органы местного самоуправления своими правовыми актами, решениями и действиями нередко нарушают нормы федеральных законов, законов субъектов федерации. От законности же деятельности органов местного самоуправления во многом зависит ход правовых реформ, степень обеспеченности и защищенности прав и свобод граждан.

Имеют место случаи нарушения законодательства, гарантирующего права граждан на осуществление местного самоуправления. Эти вопросы определяют основы всего объема деятельности каждого конкретного органа местного самоуправления, поскольку связаны:

- с регулированием порядка проведения муниципальных выборов и местных референдумов, уделяя особое внимание правам граждан осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы;

- с обеспечением права населения самостоятельно определять структуру органов власти муниципальных образований и участвовать в установлении границ их территории.

Наряду с проблемами, связанными с осуществлением специальных и обеспечивающих функций, существуют и некоторые организационные проблемы. Одна из них - это недостаточная квалификация и профессиональные качества прокуроров, несоответствие их сложившейся криминальной обстановке. Реальность сегодняшнего дня требует от прокуроров твердости и решительности, высокого уровня юридической грамотности и профессионализма.

Необходимо усиливать и поддерживать единство, централизацию, независимость органов прокуратуры, искать новые пути получения оперативной информации, совершенствовать координационную работу. Требуется постоянно работать над функционированием «плавающего» предмета общего надзора, основанного на поочередном в зависимости от приоритетности выбором объектов надзора и оптимальном сочетании внутриорганизационных принципов деятельности прокуратуры (зональный, предметный, предметно-зональный).

В ходе прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления достаточно проблематично применение уголовной и административной ответственности. Местные представительные органы, как правило, коллегиальные, а потому не являются субъектами данных видов ответственности. Это также усложняет исполнение требований прокуроров органами местного самоуправления.

В целом ситуация такова, что прокуроры вправе самостоятельно принимать окончательное решение лишь по узкому кругу вопросов. В большинстве же случаев они дают лишь квалификационную прокурорскую оценку в форме требования, обязательного для рассмотрения, в итоге предполагающую принятие соответствующего решения органом (должностным лицом) судебной или исполни-

тельной власти, осуществление им соответствующих мер. Очевидна потребность расширения полномочий и компетентности прокурорского надзора.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В период прохождения учебной практики, практики по получению первичных профессиональных умений и навыков обучающийся ознакомился с порядком составления процессуальных документов и ведением делопроизводства в прокуратуре Октябрьского административного округа г. Мурманска.

Под руководством и по поручению руководителя практики выполнял текущую юридическую работу в прокуратуре Октябрьского административного округа г. Мурманска с целью приобретения первичных навыков решения профессиональных задач.

Ознакомился со схемой организационной структуры прокуратуры, правилами внутреннего трудового распорядка и инструкцией по делопроизводству в прокуратуре Мурманской области.

Обстоятельное изучение видов и направлений деятельности прокуратуры, в том числе надзорной функции, функций участия прокурора в гражданском и административном судопроизводстве, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также рассмотрение обращений и жалоб граждан способствовало приобретению обучаемой необходимых ей профессиональных качеств, навыков и компетенций.

В их числе:

- знание общего порядка надзорного производства по гражданским делам и делам об административных правонарушениях, выполняемого прокурором;

- умение правильно применять нормативные правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры РФ;

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

- способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности;

- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.

   В течение практики вёлся дневник, в который обучающийся записывал мероприятия, задания, связанные с прохождением практики, а также выполняемая им работа на месте прохождения учебной практики.

   В результате практики был составлен данный отчёт, в котором отражены: общая характеристика прокуратуры Октябрьского административного округа г.Мурманска, правовые проблемы деятельности, выделенные в результате прохождения практики, и наиболее оптимальные пути их разрешения. Также к отчёты присоединены задания, выданные практиканту непосредственно перед прохождением практики, оформленные в виде приложений к отчёту.

   Цель прохождения учебной практики, а именно - расширение, углубление и закрепление теоретических знаний, ознакомления студентов с основными видами и задачами будущей профессиональной деятельности и приобретения первоначальных практических навыков работы районного суда по всем направлениям его деятельности, обучающийся считает достигнутой.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


 

1)Гулягин А.Ю. Прокуратура как государственно-правовой институт и ее положение в системе правоохраны // Журнал рос. права. 2011. № 7.

2)Капинус О.С., Андреев Б.В., Казарина А.Х. К вопросу о методологии и методике оценки эффективности прокурорского надзора // Вестник Акад. Ген. прокуратуры РФ. 2012. № 1.

3)Макаренко М.А. Прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц // Дальневосточный научный центр местного самоуправления. URL: http://www.dvncms.khv.ru/node/341 (дата обращения: 10.01.2014).

 

4)Ергашев Е.Р, Прокурорский надзор в Российской Федерации / Курс лекций // Из-во: «Раритет», Екатеринбург, 2016.

5)Черепанов М.М, Система принципов организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал. – 2007. № 5.

6)Шобухин В.Ю. О некоторых принципах организации и деятельности российской прокуратуры // Рос. Юрид. Журн. 2007. № 5. С. 64–66.

7)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

8)Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.

9)Липендин В.И. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. № 5(10). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 29-32.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: