ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета Чтение нот с листа» разработана на основе и с учетом Государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» и рассчитана на учащихся коммунальных учреждений дополнительного образования – музыкальных школ и школ искусств
Учебный предмет «Чтение нот с листа» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на инструменте в условиях чтения музыкальных произведений с листа, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Развитие навыков чтения с нот с листа является важным импульсом развития у ребенка интереса к самостоятельному общению с миром музыки уже на самом раннем этапе обучения игре на инструменте. Чтение с листа способствует расширению общемузыкального кругозора учащихся, формированию у них представлений о разнообразии жанров, видов, форм музыкального искусства, способствует формированию исполнительской самостоятельности. Все это помогает решению задач преподавателя, развивающего у своих учеников мотивацию к инструментальному исполнительству.
|
|
Учебный предмет по выбору «Чтение нот с листа» неразрывно связан с учебным предметом «Музыкальный инструмент» и со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной программы в области искусств
Любой музыкальный инструмент является не только сольным, но и ансамблевым, и оркестровым. Поэтому, владея игрой на данном музыкальном инструменте и используя знания, умения и навыки, полученные в классе по чтению нот с листа, учащийся имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах, самостоятельно и грамотно разобраться в нотном тексте, что значительно активизирует процесс работы и создает необходимые условия дл расширения музыкального кругозора.
Предлагаемая учебная программа имеет следующую структуру:
- цель и задачи учебного предмета по выбору «Чтение нот с листа»;
- особенности организации учебно – воспитательного процесса;
- рекомендации по организации и проведению контрольных мероприятий;
- организация учета успеваемости
В ориентировочных требованиях по годам обучения определен комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся, предложен жанровый диапазон произведений. Творческая инициатива преподавателя не ограничивается.
|
|
Рекомендованная нотная и методическая литература будет полезна молодым преподавателям и преподавателям со стажем.
Цель и задачи учебного предмета по выбору «Чтение нот с листа»
Цель: создание комфортных условий для формирования устойчивого интереса к музицированию посредством формирования и развития у учащихся навыков быстрого, самостоятельного прочтения и воспроизведения нотного текста; выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства.
Задачи:
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять произведения различных жанров и форм;
- развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, воспитание любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и эмоциональности;
- приобретение учащимися умений и навыков, необходимых в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве;
- развитие навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтения с листа нетрудного нотного текста;
- формирование индивидуальных музыкальных вкусов учащихся.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса
Чтение нот с листа – это умение быстро находить на инструменте все увиденное в нотах. Это сложный предмет и конечно, успех в большой степени зависит от способностей ученика. В чтении нот с листа главное – охват целого, общее впечатление, гладкое исполнение произведения в правильном темпе и характере, иногда даже в ущерб точности.
В процес се чтения нот с листа развитие учащегося идет по следующим направлениям:
- увеличение объема музикального материала;
- ускорение темпов его прохождения;
- усвоение максимума информации в минимум времени.
Одно из главных условий правильного прочтения нотного текста заключено в мысленном предварительном прочтении этого текста («вижу, слышу, играю»). Важно воспитывать неотрывность взгляда играющего от нотного текста. Умение играть не глядя на руки – одно из важнейших русловий успешного прочтения нотного текста
Чтобы свободо читать музыкальные произведения, необходимо выработать у ученика целый комплекс навыков. Это:
- умение быстро прочитать нотные знаки. Мало просто знать название каждого звука, нужно мгновенно определять рисунок последовательностей, а также растояние между звуками по вертикали (интервалы, аккорды), направление мелодического движения;
- овладение определенным уровнем теоретических знаний;
- понимание элементарной формы произведения, членения и завершения мысли в музыке.
Исполнению произведения должен предшествовать его анализ, например: определение тональности; характера и темпа исполнения, размера, знакомство с ритмическим рисунком. Полезно мысленно пропеть мелодию.
Помогает в работе игра с листа совместно с педагогом, который не даст ученику остановиться и поведет его вперед.
Для развития необходимых навыков чтения нот с листа рекомендуються ряд упражнений:
- игра «вклепую», корда ученик ориентируется на ощупь;
- заучивание фактурних и аппликатурных моделей, гамм, арпеджио и аккордов;
- тренировка быстрого определения расстояний между звуками.
Большое подспорье в овладении навыками чтения нот с листа оказывают занятия подбором по слуху.
При транспонировании тот или иной нотный рисунок, благодаря многократному повторению в разных тональностях, запечатлевается в нашем сознании как определенный образ. Транспонирование вправе войти в состав курса чтения нот с листа в качестве одного из его важнейших элементов.
|
|
Ученик, имеющий опыт музицирования, свободнее разбирает нове произведения, тем самым расширяет свой репертуар, овладевает разными музыкальными стилями, чаще выступает в концертах.
Уровень сложности призведений (на класс ниже), используемых в качестве учебного материала, ориентирован на учащихся со средними музыкальными способностями. В работе с болем подвинутыми учениками когут бать использованы произведения «своего» года обучения.