Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности

Лекция №1

 

«Жизнь и творчество Н. В. Гоголя»

 

Вступительное слово. Определение темы и цели урока.

 

Здравствуйте, ребята!

 

Сегодня наш урок посвящен жизни и творчеству Николая Васильевича Гоголя. На этом уроке мы прикоснемся к творчеству великого писателя, поговорим об интересных фактах из его жизни. Какова цель нашего урока? Да, познакомиться с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя. Понять мир писателя, через его жизнь.

 

Лекция.

 

В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. Гоголь, Василий Афанасьевич (1777-1825) - талантливый рассказчик и писатель.

Мать Гоголя, Мария Ивановна, по преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам». Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверием. Кроме Николая, у Василия и Марии Гоголей было пятеро детей - сын Иван, дочери Мария, Анна, Елизавета, Ольга.

20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в домике надворного советника Трохимовского родился Н. В. Гоголь. Это был третий ребенок Василия Афанасьевича и Марии Ивановны. Два первых мальчика умерли. Родители беспокоились за судьбу младенца. Мария Ивановна ездила в соседнюю Диканьку молиться иконе Николая-чудотворца, которая исцеляла больных, даровала жизнь обреченным. Гоголи дали слово, если опять родится мальчик и будет жить, то его в честь святого нарекут Николаем.

Так и случилось. Доктор Трохимовский искупал новорожденного и сказал: «Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.

Шести недель Гоголь был перевезен из Сорочинец в Васильевку.

Здесь – с папенькой и маменькой, с бабушками и нянюшками – прожил он девять лет.

В характере писателя гармонично уживались отцовская веселость, любовь к стихам (отец любил писать стихи) и материнский дар предчувствия.

 Гоголь научился говорить в три года. Свои чувства рано научился доверять бумаге. Мать называла его стихи каракулями.

Когда встал вопрос об обучении сыновей, Василий Афанасьевич призадумался. Нанять им хорошего учителя он не мог и решился отдать их в Полтаву.

В 1818 году Василий Афанасьевич Гоголь привез своих сыновей в Полтаву.

Полтавское поветовое училище почти не оставило добрых воспоминаний у Гоголя. Но «тарабарская грамота» катехизиса, о которой он пишет в письме к матери, была познана именно здесь. Ни с кем из школьных товарищей Гоголь не сошелся. Братья поступили в училище 3 августа 1818 года. Но проучились в нем вместе всего лишь год. Иван тяжело заболел и умер. Василий Афанасьевич не решился оставлять Никошу одного в Полтаве. Тот вернулся в Васильевку.

Следующий период юности Гоголя связан с Нежиным. Ах, этот Нежин-город юности Гоголя! Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук.

Особых успехов в учебе у него не было. Все это сильно ущемляло Гоголя в глазах товарищей и в его собственных глазах. Здесь он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая «пресекать неправосудие».

Пока не раскрылись его таланты, он избегал общества, жил одиноко и все просил у папеньки о возвращении. Но минул год – он обжился. На первых порах в пансионе Гоголь – мишень для насмешек, изгой. Его не принимают в игры, в умственные собеседования.

В 1824 году в гимназии разрешили театр. Гоголя приняли в труппу и предложили роль. Это у него хорошо получалось. Особенно ему удавалась роль Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль».

В гимназии он начинает писать. Сначала это были стихи, потом комедии. Здесь же написано его первое напечатанное произведение – поэма «Ганц Кюхельгартен», которая вышла потом под псевдонимом «В. Алов».

В 1825 году умирает отец Гоголя – Василий Афанасьевич. Этот год в судьбе Гоголя оказался переломным и принес ему много горя, сразу отделив его от детства и перенеся в холодное мужество.

В июне 1828 года Гоголь окончил Нежинскую гимназию.

13 декабря 1828 года писатель выехал в Петербург. Петербург неласково встретил юного Гоголя. В короткое время развеялись радужные надежды, связанные с государственной службой. Голенищев-Кутузов, к которому обратился Гоголь за помощью, отделался от него одним обещанием. Будущий писатель познал всю горечь лишений, нужду, голод и холод. Об отъезде в Васильевку, несмотря на житейские невзгоды, Гоголь и не помышлял. Он упорно, но безуспешно пытался устроиться на службу. Только через год Гоголю удалось устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий.

Суровая школа жизни открыла Гоголю глаза на многое. Действительность отрезвила Гоголя. В холодном Петербурге он мечтает об иной «счастливой жизни», и в его воображении возникают яркие картины жизни народной, навеянные преданиями далекой Украины. В сознании Гоголя зарождается замысел веселой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Постепенно у Гоголя завязываются связи в писательском мире. Он сближается с Дельвигом, с Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя.

Гоголь часто встречался с Пушкиным в Царском Селе.

Гоголь читал все произведения своего кумира, для него много значило дружеское внимание и одобрение Пушкина. Замысел и «Ревизора», и «Мертвых душ» Гоголю помог найти Пушкин.

В 1837 году Гоголь находился за границей в Париже, где его и застало известие об убийстве Пушкина, что явилось для него тяжелейшим потрясением.

Гоголь приступил к написанию «Мертвых душ» в 1835 году. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», - писал он. А чтобы показать всю Русь, надо ее хорошо знать.Он наблюдает жизнь, собирает различные материалы, изучает русскую действительность, видит в ней много подлецов, казнокрадов, взяточников.

В «Мертвых душах» огромное количество действующих лиц. Все социальные слои крепостной России: чиновники, помещики, крепостные крестьяне. Да и сам автор выступает как действующее лицо.

Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее в Италии. К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к «священному завещанию поэта» и литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующего открыть судьбы России и мира.

6 лет Гоголь работал над 1 томом. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение Чичикова. Этого писателю не удалось. 2 том Гоголь сжег, а к 3 так и не приступил. Из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои ему не удались.

Гоголь очень любил Россию и свято верил в ее достойное будущее, но пути преобразований он не видел.

«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. – Не дает ответа».

Когда рукопись «Мёртвых душ» впервые была прочтена Гоголем Пушкину и Жуковскому, один из них воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия!»

9 марта 1842 года книга была разрешена цензором Александром Никитенко, однако с изменённым названием и без «Повести о капитане Копейкине». Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку романа, написал мелкими буквами «Похождения Чичикова, или» и крупными «Мёртвые души».

 

Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми социальными проблемами и противоречиями, помещичий и чиновничий мир, мир «мертвых душ», всю трагедию народа.

Многие страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России, ее будущему.

Не случайно город, где остановился герой Гоголя в начале своего путешествия, автор назвал город N. Эта буква N означает, что во времена писателя таких обезличенных городов было много, все они были похожи друг на друга.

Царство чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия «Мертвые души» к городу: «Все те, которые прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от глаголов полежать и завалиться, которые в большом ходу у нас на Руси)».

Мы видим ленивую Русь не только в образе помещиков, но и в облике самого города: «Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских жителей зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в газетах. Да, раболепие царило в России и среди ее сентиментальных жителей.

А как же помещичья Россия? Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам поэмы, видим, что реально существующие помещики на самом деле являются «мертвыми душами». Поместье Манилова — парадный фасад России. Внутри дома пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается расточительная праздность.

Без всякой цели существования прожигает жизнь Ноздрев. Скупость Плюшкина обратилась в расточительство. Жизнь Коробочки — это олицетворение скопидомства в России. Получается, нет «живых душ» в городе N и в его округе? Что же, нет их и на Руси, вымерла она? А как же крестьяне? Герцен говорил, что в поэме Гоголя проступают «позади мертвых душ — души живые».

Простой русский народ талантлив, а Чичиков этого не замечает на протяжении всего своего путешествия, потому что он сам — «мертвая душа». «Проницательный же читатель» обязательно это заметит. Каретник Михеев, плотник Степан Пробка — их талантливость открывается в их сноровистости, в широте и щедрости души, в ярости и безудержном веселье…

«Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь…» Живая сила народа подчеркнута и нежеланием крестьян терпеть гнет. Доказательство тому — убийство заседателя Дробяжкина, массовое бегство от помещиков.

Искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых душ», гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. «Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью!»

Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: