Поведенческие теории лидерства

Теория Стиль руководства
  • теория «Х» и «У» Д. Мак-Грегора
– автократический – демократический
  • теория лидерства К. Левина
– авторитарный – демократический – либеральный
  • континуум стилей руководства Р. Лайкерта
– эксплуататорско -авторитарный (1) – патерналистски-авторитарный (2) – консультативный (3) – демократический (4)
  • управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутона
– пессимист (1.1) – диктатор (9.1) – демократ (1.9) – манипулятор (5.5) – организатор (9.9)

В целом поведенческие теории лидерства способствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективности приемам обучения.

Ситуационные теории лидерства обосновывают, что решающую роль в эффективном менеджменте играют ситуационные факторы, не отвергая при этом характеристик.

 В основе большинства ситуационных моделей лежит положение о том, что выбор оптимального стиля руководства определяется на основе мониторинга управленческой ситуации и анализа природы ее ключевых параметров. Основными ситуационными теориями лидерства являются:

- модель руководства Ф. Фидлера,

- подход «путь-цель» Т. Митчелла и Р.Хауса,

- теория жизненного цикла П.Герси и К. Бланшара,

-модель принятия решений В.Врума и Ф. Йеттона и др.

 Основные положения ситуационных концепций представлены в табл..

Таблица.

Ситуационные теории лидерства

Теория Стиль руководства
  • модель руководства Ф. Фидлера
– отношения между руководителем и подчиненным – структурированность задачи – объем власти руководителя
  • подход «путь-цель» Т. Митчелла и Р.Хауса
– стиль поддержки – инструментальный стиль – партисипативный стиль – стиль, ориентированный на достижение
  • теория жизненного цикла П.Герси и К. Бланшара
– указание – продажа – участие – делегирование
  • модель принятия решений В.Врума и Ф. Йеттона
– автократический (AI,AII) – консультативный (CI,CII) – групповой (GII)

Ситуационные теории лидерства имеют важное практическое значение, поскольку утверждают, множественность оптимальных стилей лидерства в зависимости от стации они указывают на отсутствие единого универсального стиля управления и устанавливают эффективность руководства в зависимости от ситуационных факторов.

Атрибутивные теории лидерства утверждают, что лидерство в группе являются не реально существующим феноменом, определяемым качествами личности и поведениям лидера, а результатом субъективных восприятий и социальных представлений подчиненных.

Чем точнее совпадают между воспринимаемыми атрибутами и поведением лидера, с одной стороны, и представлениями подчиненных – с другой, тем выше вероятность, что подчиненные будут воспринимать лидера как лидера и позволят ему осуществлять процесс влияния.

Теории обмена представляют лидерство как сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния лидера и подчиненных. Ведущими среди них является теория диад теория харизматического и трансформационного лидерства. Главным утверждением этих теорий является то, что результативность лидерства напрямую зависит от способности лидера обеспечить адекватное восприятие подчиненными целей его деятельности.

Современные специалисты считают, что лидерство – это сложный социальный процесс, а не следование определенному подходу. Оно обусловлено взаимодействием ряда переменных:

  • характеристики лидера;
  • позиции, потребностей и других характеристик его последователей;
  • характеристики организации (цель, структура, задачи)
  • социальная, экономическая и политическая среда.

Новые экономические условия приводят к появлению новых организационных форм и особых стилей лидерства. На основе этих моделей выдвигаются несколько идей управления и лидерства:

  • поддержка только высоко прибыльных проектов;
  • управление помимо существующей иерархии;
  • развитие информационных сетей, объединяющих автономные элементы.

Вышеперечисленное определяется как управление предпринимательскойсетью. В целом новейшие теории лидерства постулируют, эффективность адаптивного руководства - руководства, ориентированного на реальность.

 Его главный тезис состоит в том, что менеджер должен освоить все стили лидерства и умело варьировать их в различных правленческих ситуациях. Применение того или иного стиля зависит от квалификации менеджера и подчиненных, степени их зрелости, опыта решения конкретных задач, внутреннего побуждения к достижению поставленных целей.

Руководитель, стремящийся добиться эффективного управления, должен обладать прогрессивным типом мышления, предприимчивостью, ключевыми компетенциями, концептуальными способностями, высокой культурой управления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: