Теория | Стиль руководства |
| – автократический – демократический |
| – авторитарный – демократический – либеральный |
| – эксплуататорско -авторитарный (1) – патерналистски-авторитарный (2) – консультативный (3) – демократический (4) |
| – пессимист (1.1) – диктатор (9.1) – демократ (1.9) – манипулятор (5.5) – организатор (9.9) |
В целом поведенческие теории лидерства способствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективности приемам обучения.
Ситуационные теории лидерства обосновывают, что решающую роль в эффективном менеджменте играют ситуационные факторы, не отвергая при этом характеристик.
В основе большинства ситуационных моделей лежит положение о том, что выбор оптимального стиля руководства определяется на основе мониторинга управленческой ситуации и анализа природы ее ключевых параметров. Основными ситуационными теориями лидерства являются:
|
|
- модель руководства Ф. Фидлера,
- подход «путь-цель» Т. Митчелла и Р.Хауса,
- теория жизненного цикла П.Герси и К. Бланшара,
-модель принятия решений В.Врума и Ф. Йеттона и др.
Основные положения ситуационных концепций представлены в табл..
Таблица.
Ситуационные теории лидерства
Теория | Стиль руководства |
| – отношения между руководителем и подчиненным – структурированность задачи – объем власти руководителя |
| – стиль поддержки – инструментальный стиль – партисипативный стиль – стиль, ориентированный на достижение |
| – указание – продажа – участие – делегирование |
| – автократический (AI,AII) – консультативный (CI,CII) – групповой (GII) |
Ситуационные теории лидерства имеют важное практическое значение, поскольку утверждают, множественность оптимальных стилей лидерства в зависимости от стации они указывают на отсутствие единого универсального стиля управления и устанавливают эффективность руководства в зависимости от ситуационных факторов.
Атрибутивные теории лидерства утверждают, что лидерство в группе являются не реально существующим феноменом, определяемым качествами личности и поведениям лидера, а результатом субъективных восприятий и социальных представлений подчиненных.
Чем точнее совпадают между воспринимаемыми атрибутами и поведением лидера, с одной стороны, и представлениями подчиненных – с другой, тем выше вероятность, что подчиненные будут воспринимать лидера как лидера и позволят ему осуществлять процесс влияния.
|
|
Теории обмена представляют лидерство как сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния лидера и подчиненных. Ведущими среди них является теория диад теория харизматического и трансформационного лидерства. Главным утверждением этих теорий является то, что результативность лидерства напрямую зависит от способности лидера обеспечить адекватное восприятие подчиненными целей его деятельности.
Современные специалисты считают, что лидерство – это сложный социальный процесс, а не следование определенному подходу. Оно обусловлено взаимодействием ряда переменных:
- характеристики лидера;
- позиции, потребностей и других характеристик его последователей;
- характеристики организации (цель, структура, задачи)
- социальная, экономическая и политическая среда.
Новые экономические условия приводят к появлению новых организационных форм и особых стилей лидерства. На основе этих моделей выдвигаются несколько идей управления и лидерства:
- поддержка только высоко прибыльных проектов;
- управление помимо существующей иерархии;
- развитие информационных сетей, объединяющих автономные элементы.
Вышеперечисленное определяется как управление предпринимательскойсетью. В целом новейшие теории лидерства постулируют, эффективность адаптивного руководства - руководства, ориентированного на реальность.
Его главный тезис состоит в том, что менеджер должен освоить все стили лидерства и умело варьировать их в различных правленческих ситуациях. Применение того или иного стиля зависит от квалификации менеджера и подчиненных, степени их зрелости, опыта решения конкретных задач, внутреннего побуждения к достижению поставленных целей.
Руководитель, стремящийся добиться эффективного управления, должен обладать прогрессивным типом мышления, предприимчивостью, ключевыми компетенциями, концептуальными способностями, высокой культурой управления.