| №п/п | Тема занятия | Количество часов | |
| 1 год обучения | |||
| 1 | Инструктаж по ТБ и охране труда. Шахматная доска. Шахматные поля. Диагонали. Вертикали. Горизонтали. Центр. Дидактические задания и игры. | 1 |
|
| 2 | Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматные нотации. Запись начального положения. | 2 | |
| 3 | Шахматные фигуры. Относительная ценность фигур. | 1 | |
| 4 | Начальная расстановка фигур. | 1 | |
| 5 | Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры. | 1 | |
| 6 | Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Качество. Лёгкая и тяжёлая фигуры. Ладья против слона. Дидактические задания и игры. | 1 | |
| 7 | Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. | 1 | |
| Ферзь - тяжёлая фигура. Ферзь против слона и ладьи. Дидактические задания и игры. | 1 | ||
| 8 | Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь - лёгкая фигура. Конь против слона, ферзя и ладьи. Дидактические задания и игры. | 1 | |
| 9 | Пешка. Место пешки в начальном положении. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Дидактические задания и игры. | 1 | |
| 10 | Король. Место короля в начальном положении. Взятие. Дидактические игры и задания. Король против других фигур. | 1 | |
| 11 | Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры. | 1 | |
| 12 | Шах. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания и игры. | 1 | |
| 13. | Мат. Цель игры. Мат в один ход. Дидактические задания и игры. | 1 | |
| 14 | Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактические задания и игры. | 1 | |
| 15 | Инструктаж по ТБ и охране здоровья и труда. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактические задания и игры. | 1 | |
| 16 | Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения. | 2 | |
| 17 | Шахматная партия. Игра всеми фигурами. Сеанс одновременной игры с тренером - организатором школьного кружка или приглашённым сильным игроком. | 1 | |
| 18 | Краткая история шахмат. | 1 | |
| 19 | Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения. | 1 | |
| 20 | Шахматная нотация. | 1 | |
| 21 | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Защита. | 1 | |
| 22 | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. | 1 | |
| 23 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в 2 хода в эндшпиле. Цугцванг. | 1 | |
| 24 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в 2 хода в миттельшпиле. | 1 | |
| 25 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в 2 хода в дебюте. | 1 | |
| 26 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения. Тема отвлечения. | 1 | |
| 27 | Инструктаж по ТБ и охране здоровья. Шахматная комбинация. Тема блокировки. Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 | |
| 28 | Шахматная комбинация. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | 1 | |
| 29 | Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения, завлечения. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 | |
| 30 | Итоговое занятие | 1 | |
| 2 год обучения | |||
| 31 | Инструктаж по ТБ и охране здоровья. Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения. | 1 | |
| 32 | Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Тема превращения пешки. | 1 | |
| 33 | Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тематических приёмов. | 1 | |
| 34 | Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. | 1 | |
| 35 | Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте. | 1 | |
| 36 | Шахматная партия. Игры всеми фигурами из начального положения (с пояснением, как лучше начинать шахматную партию). | 1 | |
| 37 | Шахматная партия. Игры всеми фигурами из начального положения. | 2 | |
| 38 | Итоговая шахматная олимпиада. | 2 | |
| 39 | Сеанс одновременной игры с тренером - организатором школьного кружка или приглашённым сильным игроком. Игра всеми фигурами. | 2 | |
| 40 | Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). | 2 | |
| 41 | Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. | 2 | |
| 42 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | 2 | |
| 43 | Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. | 1 | |
| 44 | Игра против “повторюшки-хрюшки”. | 2 | |
| 45 | Коротко о дебютах. Связка в дебюте. | 2 | |
| 46 | Принципы игры в дебюте Классификация дебютов. | 2 | |
| 47 | Двух– и трехходовые партии. | 2 | |
| 48 | Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. | 1 | |
| 49 | Понятие о тактике. Тактические приемы. | 2 | |
| 50 | Итоговое занятие | 1 | |
| 3 год обучения | |||
| 51 | Инструктаж по ТБ и охране здоровья. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. | 2 |
|
| 52 | Открытое нападение. | 2 | |
| 53 | Открытый шах. Двойной шах. | 2 | |
| 54 | Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса | 2 | |
| 55 | Элементарные окончания. | 2 | |
| 56 | Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). | 2 | |
| 57 | Матование двумя слонами (простые случаи). Матовые комбинации на мат в три хода. | 2 | |
| 58 | Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). | 2 | |
| 59 | Виды преимущества в шахматах | 2 | |
| 60 | Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени. | 2 | |
| 61 | Основные правила игры в миттельшпиле. | 2 | |
| 62 | Пути поиска комбинации. Анализ и оценка позиции. | 2 | |
| 63 | Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки). | 1 | |
| 64 | Элементы позиции (позиция фигур, открытые линии). | 1 | |
| 65 | Элементы позиции (центр, пространство и др.). | 1 | |
| 66 | Пути поиска комбинации. | 1 | |
| 67 | Достижение мата путем жертвы. Типы матовых комбинаций. | 2 | |
| 68 | Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | 1 | |
| 69 | Комбинации, ведущие к ничьей. | 1 | |
| 70 | Итоговое занятие | 1 | |
| Итого | 99 | ||
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
1. классная доска;
2. магнитная доска;
3. персональный компьютер с принтером; интерактивная доска;
4. шахматные доски - 20шт.;
5. наборы шахматных фигур - 20 наборов;
Библиотечный фонд
1. Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.
2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
16. Костьев А.. Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
24. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
25. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса.- Обнинск: Духовное возрождение, 2008.
26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
27. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения, В2-х частях.-3-е изд.- Обнинск: Духовное возрождение, 2008
28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
31. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
32. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
33. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
34. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
35. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.
Приложение 1.






