Рабочая программа внеурочной работы кружка «Шахматы»
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 4 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ.
Составитель:
Солонин Игорь Михайлович
Должность: педагог дополнительного образования
Кострома
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Шахматы» для 1-4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009г. №373, на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы - школе», И.Г. Сухина «Шахматы, первый год», И. Г. Сухина «Шахматы, второй год», (Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы-школе": Для начальных классов общеобразовательных учреждений. 2-е изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2011. -40 с.) и модифицирует данную программу, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 - 392.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления и выбран с учётом запроса обучающихся и их родителей.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения.
Актуальность
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья».
Отметим, что в 2012 году Европарламент принял Декларацию «Шахматы в школе», в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина. Вместе с тем, именно Россия стала первой страной в мире, которая стала разрабатывать данную тематику.
Поэтому в резолюции международной научно-практической конференции «Шахматное образование - важный ресурс мировой системы образования» (2013) указано: «1) Россия - первая страна в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся (родителей). 2) Россия - первая страна в мире, где разработан научно обоснованный курс шахмат, преподавать который призваны учителя начальных классов. Типичный пример научного подхода - российские учебно-методические комплекты трех лет обучения курса «Шахматы - школе» для начальных классов, издаваемые учебно-методическим объединением «Духовное возрождение» г. Обнинска. Курс предназначен для развития фундаментальной способности действовать «в уме» и базируется на теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на культурологической концепции содержания образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и на трудах Я.А. Пономарева о стадиях развития внутреннего плана действий - способности действовать "в уме". Преподавать его призваны учителя начальных классов, прошедшие курсы повышения квалификации».
Указанный курс, закрепивший приоритет РФ в данном вопросе, разработан в период 1993 - 2014 гг. сотрудником Института И.Г. Сухиным. В настоящее время курс «Шахматы - школе» включает в себя учебно-методические комплекты трёх лет обучения: «Шахматы, первый год», «Шахматы, второй год» и «Шахматы, третий год».
Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Президент Международной шахматной федерации К. Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».
В послании Президента Российской Федерации В. В. Путина участникам чемпионата Мира 2004 г. сказано: «Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Цели курса:
• Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
• Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
• формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;
• формирование критического мышления;
• формирование умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
• умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;
• умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;
• овладение навыками игры в шахматы.
• формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
• формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)
• формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Общая характеристика курса
Курс "Шахматы - школе" под редакцией И.Г. Сухина написан специально для начальной школы и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий способность действовать в уме.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
• Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
• В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
• Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
• Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Начальный этап по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на начальном этапе обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
• принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
• принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
• принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.