Тема № 3 Методы исследования

 

1.Классификация и общая характеристика методов педагогического исследования.

2.Теоретические методы исследования.

3. Эмпирические методы исследования.

Практическое занятие 4  (Тестирование) задание на самостоятельную работу к практическому занятию (письменно)

4.Посмотрите презентации по теме «Тестирование».

5. Дайте определение, что такое «Тестирование» - сделайте ссылки на источник или источники!!!ВНИМАНИЕ!!! Ссылки на источник делаются так: [3 – номер по списку литературы, с….- страница из источника, откуда была взята информация!!!]

6. На основе различных источников (представьте их ссылки) составьте свою классификацию тестов. Охарактеризуйте известные виды тестов, из представленной Вами классификации по следующим параметрам: определение, в каких исследованиях могут использоваться. Сделайте ссылки на используемые источники.

7. Какими основными 2 критериями должен обладать тест, дайте им (критериям) определение и сделайте ссылки на источник.

8. Какие основные требования необходимо помнить при составлении теста.

9. Выполните следующее задание:

 

Структурно тестовое задание обычно состоит из 4 частей: инструкции (это совокупность понятных и кратких указаний на то, что именно должен сделать испытуемый и как ему следует зафиксировать результат своих действий), текста задания, вариантов ответов, правильный ответ.

Классификация видов заданий в тестах достижений:

Задания со свободной формой ответов – предусматривают самостоятельное составление своих ответов, т.е. это могут быть

краткие ответы на вопросы (например, при каком стиле управления группой все решения принимает сам руководитель);

- дополнения текстов (например, по степени добровольности участия малые группы подразделяются на ….и …);

- микросочинения, рассуждения на заданную тему (например, среди множества ироничных определений психологии есть и такое «ЭТО наука о студентах-второкурсниках и белых крысах» Почему оно возникло? Обоснуйте свое мнение».

Задания с закрытой формой ответов предлагают выбор испытуемым правильных ответов из представленного множества, т.е.

- альтернативные ответы, содержащие только два варианта ответов (например, конформизм проявляется, когда человек изменяет свою позицию в соответствии с мнением большинства группы - а) верно, б) неверно);

- задание с выбором ответа (из 4-5 возможных);

- определение взаимосвязи или соответствия, т.е. задания, содержат два списка, неравных по объему, между которыми надо графически установить связь или соответствие (например, список авторов и название произведений – необходимо установить связь, соединив их стрелками).

Задание 6: Составьте и запишите по одному примеру к каждому типу тестовых заданий. Тема по выбору студентов (например, литература, история, педагогика и т.д.). ВСЕГО должно получиться 6 ПРИМЕРОВ.

Критерии оценки:

Все задания оценивается в зависимости от качества выполнения (мах. – 5 баллов).

Задание 2, 4 - в пределах 0,5 балла.

Задание 3, 5, 6 – в пределах 1 балла.

При оценке заданий используется следующая шкала:

1 балл – задание полностью выполнено, нет ошибок;

0,5 баллов – задание раскрыто, но имеются некоторые недостатки и неточности;

0 баллов – задание не сделано или раскрыто удовлетворительно, имеются существенные недостатки;

Соблюдение норм оформления работы – формат, ссылки, список литературы – в пределах 1 балла.

Практическое занятие 4 задание на самостоятельную работу к практическому занятию (письменно)

Тема № 3 Методы исследования

 

1. Социометрия.

Задание 1.

Просмотрите презентацию «Социометрия».

Задание 2.

Изучив другую литературу, помимо презентации, дайте определение – что такое социометрия? Каково ее значение, область применения, достоинства и недостатки.

 

Задание 3.

Прочитайте следующие социометрические критерии:

- С кем из одноклассников Вы хотели бы проводить свободное время?

- С кем бы в группе Вы хотели дружить?

- Выберите, кто из членов группы является Вашим товарищем?

- Кто среди Ваших одноклассников имеет наибольший рейтинг?

- Кто в классе является твоей подругой?

Задание: Определите, в чем состоят недостатки приведенных выше вопросов?

Например: С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой? Данный вопрос содержит двоякую интерпретацию -с одной стороны «сидеть за одной партой» можно, исходя из совершенно различных соображений (симпатии, престижа, личной выгоды и т.д.), а с другой стороны – вопрос имеет жесткое ограничение по числу возможных ответов.

Задание 4. Составьте перечень критериев для следующих выборов младших школьников и студентов:

1. Коммуникативный положительный;

2. Коммуникативный отрицательный;

3. Гностический положительный;

4. Гностический отрицательный;

5. Двойной положительный;

6. Двойной отрицательный.

Задание 5.

Выполните по предлагаемым данным социоматрицу, социограмму концентрическую, индексы статуса (для пяти чел.), психологической взаимности группы. Сделайте выводы. Характеристика группы: Всего 9 чел. (из них юноши 1,8,6,9).

1-ый выбрал 2 и 8, отверг 4 и 6; 6-ой выбрал 8, отверг 1 и 4;

2-ой выбрал 8 и 1, отверг 7 и 9; 7-ой выбрал 2 и 8, отверг 1 и 6;

3-ий выбрал 8 и 9. отверг 1 и 4; 8-ой выбрал 2 и 4, отверг 3;

4-ый выбрал 7 и 5, отверг 1 и 6; 9-ый выбрал 5 и 8, отверг 7 и 6;

5-ый выбрал 4 и 8, отверг 3 и 6.

Критерии оценки:

 

Все задания оценивается в зависимости от качества выполнения (мах. - 5 баллов).

Задание 2, 3, 4, 5 - в пределах 1 балла.

Соблюдение норм оформления работы – формат, ссылки, список литературы – в пределах 1 балла.

 

 ИТОГОВОЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗА СЕМЕСТР

 Задания к практическим работам по курсу

«Методология и методы психолого-педагогических исследований»

(4 семестр)

Итоговая практическая работа задание на самостоятельную работу к практическому занятию (письменно)

1. Дайте определение данным понятиям: аннотация, конспект, реферат, научный отчет, статья, доклад, диссертация, рецензия, монография. Сделайте ссылки на источники.

2. Определите сходство и различие таких понятий как: аннотация, конспект, реферат.

3. Подготовьте аннотацию статьи (из журналов ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 лет) по теоретико-методологическим проблемам педагогики: а) актуальность темы (в связи, с чем написана статья); б) основные вопросы, которые затрагивает автор статьи (перечислить); в) практическая значимость данного материала (при решении каких проблем современной педагогической реальность может быть полезен данный материал).

Уважаемые студенты! У Вас есть несколько вариантов поиска статьи:

- подойти к лаборанту на кафедру «Дошкольного и начального образования» в ауд. 129 и взять журнал «Начальная школа» или «Дошкольное воспитание» - любой номер за последние 5 лет, выбрать статью и написать к ней аннотацию.

- использовать электронную версию журналов и газет, найти там статью и написать к ней аннотацию.

4. Составьте опорный конспект вопроса «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ-ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ЕГО НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» по книге В.В. Краевского «Методология педагогического исследования». ГЛАВА 4. - параграф 1. - С. 111-114.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: