МОДЕЛЬ 1
Выходные данные книги
Фамилия И.О. Название книги. - М: Феникс, 1999. - 356 с.
Образцы:
1. Толстая Т.Н. День. - М.: Подкова, 2002. - 416 с.
Трессидер Дж. Словарь символов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 448 с. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. - М.; Воронеж, 2002. - 432 с
МОДЕЛЬ 2
Выходные данные статьи из сборника научных трудов
Фамилия И.О. Название статьи // Название сборника / Под ред. проф. В.Ф. Черных. -Саратов: СГТУ, 1999. - С. 35-39. Образцы:
1. Ланцова А.С. Функции невербальных компонентов в речевом общении //
Стратегии и практики коммуникации в современном обществе: В 2 ч. -Саратов: Научная книга, 2004. -4.2. -С. 81-85.
2. Плюснина Т.Д. Ораторское искусство и риторика в системе гуманитарной
подготовки магистров технических вузов // Проблемы формирования
современной языковой личности в образовательной системе вузов негуманитарного профиля: Тез. докл. Всерос. научно-практ. конф. - СПб., 2001.-С. 12-13.
МОДЕЛЬ 3
Выходные данные статьи из научного журнала
Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. - 1999. -№3. - С. 35-39. Образец:
|
|
Дунаевская О.В. Несколько слов о современном термине // Русская речь. -1998. -№1. -С. 15-17.
МОДЕЛЬ 4
Выходные данные автореферата диссертации
Фамилия И.О. Тема диссертации: Автореф. дис.... канд. техн. наук / Сарат. гос. техн. ун-т.-Саратов: СГТУ, 2003. - 24 с. Образец:
Батрак В.И. Повышение долговечности кинематических пар транспортных
машин: Автореф. дис......канд. тех. наук / Оренбург, гос. ун-т. - Оренбург,
1997.-13 с.
Примечания:
1. Имя и отчество автора в инициалах указываются после (!!!) фамилии.
2. Названия работ, так же как и названия журналов и сборников научных трудов, даются без кавычек.
3. Место выхода книги (город) указывается только в модели 1. При этом подлежат сокращению только: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов-н/Д.). Остальные города указываются полностью.
4. Названия издательств не ставятся в кавычки.
5. При указании года издания буква «г» (год) отсутствует.
6. При оформлении выходных данных извлеченного источника (модели 2 и 3) указываются страницы, на которых он расположен: пишется заглавная «С» с точкой, далее следуют номера страниц. В варианте оформления целостного источника (модели 1; 4) указывается общее количество страниц, после чего пишется строчная «с» с точкой, указывающей на сокращение.
Другое, не менее важное свойство научной речи - логичность — проявляется прежде всего в целесообразно организованной структуре любой научной работы.
Композиция научного текста
Введение должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования, формулируется цель работы. Нередко цель работы формулируется в виде тезиса. ТЕЗИС - это стержень речи, который автор постоянно держит в памяти, чтобы сохранить смысловое единство речи. Тезис содержит сжатый определенный ответ на основной вопрос, обсуждаемый в тексте. При создании тезиса речи необходимо следить за четкостью и грамотностью оформления формулировки: в ней не должно быть двусмысленности, многозначности компонентов.
|
|
Основная часть текста монографии (курсовой, дипломной работы) членится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац. По сути, абзацы основной части научной статьи представляют собой отдельные аргументы в защиту тезиса.
Заключение имеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.
При анализе логической структуры научного текста необходимо соблюдать следующую последовательность операций при вычленении тезиса: 1) внимательное чтение текста и выделение основных смысловых частей; 2) формулирование основной мысли в каждой части; 3) формулирование основной мысли всего теста, объединяющей все смысловые части в целое высказывание.
Письменные жанры научной речи: аннотация, реферат, рецензия
Аннотация, реферат, рецензия относятся ко вторичным текстам, так каксоставляются на основе уже имеющихся опорных текстов.
Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборников), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?». Она, как правило, состоит из простых предложений и следует непосредственно за выходными данными работы. Аннотация состоит из трех обязательных частей: 1) характеристика; 2) цель автора; 3) адресат первичного текста. Кроме этого, могут быть факультативные части: описание композиции, иллюстративного материала.
Пример правильной аннотации:
Энциклопедический словарь юного физика/ Сост. В.А.Чуянов.- М.: Педагогика, 1984.- 352 с., ил.
(1) Словарь дает ответы на многие вопросы из области физической науки, рассказывает о ее развитии и современных проблемах, о роли физики в научно-техническом прогрессе человечества.
Книга содержит сведения о жизни и деятельности ученых, внесших значительный вклад в развитие науки.
(2) Одна из задач словаря – помочь учащимся в выборе профессии. В словаре даются практические советы юным физикам.
(3) Для школьников среднего и старшего возраста.
Цифрами в тексте обозначены обязательные компоненты: 1- краткая характеристика, 2- задачи, 3- адресат первичного текста. В неправильно составленных аннотациях один или несколько из обязательных компонентов отсутствует.
Цель реферата в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях» (М.В. Ломоносов). Реферирование включает осмысление текста, преобразование информации и создание нового текста. В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.
Основные требования, предъявляемые к реферату:
- информативность, полнота изложения;
- объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста;
· корректность в подаче и оценке материала.
Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.
Виды рефератов
репродуктивные | продуктивные |
Реферат-конспект | Реферат-обзор |
Реферат-резюме | Реферат-доклад |
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.
|
|
Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.
Рецензия — разбор и оценка научного, а также художественного, кинематографического, музыкального произведения. Автор, анализируя произведение, указывает на достоинства и недостатки, высказывает свою оценку Отзыв — это мнение о произведении, впечатление о нем В отзыве, как правило, отсутствует детальный анализ важной является общая оценка.
Рецензия - это письменный разбор, предполагающий: 1) комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.); 2) обобщенную аргументированную оценку; 3) выводы о значимости работы.
В отличие, от рецензии, отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.