Задачи для самостоятельного решения

Пятое мая

Практическая работа №7

Решение задач по экологии

Цель работы: систематизировать и обобщить знание по экологии, формировать умение анализировать, сравнять, обобщать, доказывать, делать выводы. Изучить способы решения простейших экологических задач.

Оборудование: тексты задач по экологии, инструктивная карточка к занятию.

Ход работы.

Инструктаж по БЖ

Теоретическая часть.

Цепь питания - энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов.

Трофический уровень - каждое звено пищевой цепи

Первый трофический уровень – зеленые растения-дерево с листьями (продуценты).

Второй трофический уровень – растительноядные животные-гусеница (консументы 1 порядка).

Третий трофический уровень – мелкие хищники-кукушка (консументы 2 порядка).

Четвертый трофический уровень – крупные хищники-канюк (консументы 3 порядка).

Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии (редуценты).

 

 

 

   Живые организмы, поедая представителей предыдущего уровня, получают запасенную в его клетках и тканях энергию. Значительную часть этой энергии (до 90%) он расходует на движение, дыхание, нагревание тела и так далее и только 10% накапливает в своем теле виде белков (мышцы), жиров (жировая ткань). Таким образом, на следующий уровень передается только 10% энергии, накопленной предыдущим уровнем. Именно поэтому пищевые цепи не могут быть очень длинными. При составлении пищевой цепи необходимо правильно расположить все звенья и показать стрелками с какого уровня была получена энергия.

 

 

Практическая часть.

Примеры решения задач.

Задача 1: В лесном сообществе обитают: гусеницы, синицы, сосны, коршуны.

Составьте пищевую цепь и назовите консумента второго порядка.

Ответ: сосна -> гусеница -> синица -> коршун.

Консумент второго порядка синица.

Задача 2: На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Экологические пирамиды, это один из способов изображения пищевых цепей. Так как продуцентов всегда больше, следовательно, первый уровень представляет более широкое основание, на последующих уровнях будет находиться все меньше и меньше организмов и поэтому изображение приобретает вид пирамиды. Зная это, можно легко решить задачу.

Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

300кг – 10%,

Х – 100%.

Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию

3000кг – 10%

Х – 100%

Х=30 000 кг (масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию

30 000кг.- 10%

Х =100%

Х = 300 000кг

Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

ВНИМАНИЕ!!!!

  Если внимательно присмотреться к решению, то можно заметить, что в числе, обозначающем каждый новый результат, добавляется один нуль. То есть оно умножается на 10. Если вам будет необходимо выполнить обратное действие (высчитать какую массу будет иметь дельфин, если в море обитает 300 000кг планктона), то необходимо каждый раз при переходе на следующий уровень убирать нуль.

 

Задачи для самостоятельного решения.

Задача 1. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

 

Задача 2. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.

Вывод:

 

ВНИМАНИЕ!!! ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. ОФОРМЛЯТЬ НА 2-М ЛИСТЕ В КЛЕТОЧКУ СВЕРХУ НА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЕ.

       Пятое мая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: