Психология – это наука, изучающая закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности и основанную на ней практику взаимодействия с носителями психики (группой или индивидом), познания и производства.
Психика является формой отражения реальности. Психика развивается и возникает в непрерывном взаимодействии ее с физическим окружающим миром. Психика человека является регулятором проявления активного поведения организма. Психическими познавательными процессами являются процессы, выделяющиеся в целостной структуре самой психики, условно разделяя ее на основные элементы.
Психические познавательные процессы бывают следующих видов:
· Познавательными, к которым относятся восприятие, мышление, память, ощущение, внимание, воображение и речь.
· Эмоциональными, к которым относятся эмоции, чувства, аффекты и стресс.
· Волевыми, к которым относятся постановка цели, принятие решения и борьба мотивов.
Невозможно управлять автомобилем, не используя органы чувств, называемые сенсорными системами или анализаторами. Если дорожные и погодные условия сложные, нагрузка на них увеличивается, что может привести к возникновению опасной ситуации для водителей, пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому будущий водитель должен знать о своих органах чувств и о тех психических процессах, которые запускаются ими.
Различная деятельность человека оказывает специфическое воздействие на организм, отражаясь и на деятельности органов чувств. Таким образом, у водителя постепенно появляются такие комплексные ощущения, как «чувство автомобиля», то есть водитель начинает ощущать габариты авто, его устойчивость и т.д., что важно для надежного управления автомобилем. Данные комплексные ощущения позволяют водителю тонко подстраиваться под свой автомобиль и его особенности, что важно при вождении в сложных условиях.
Действия водителя за рулем – результат работы головного мозга (внешних проявлений психики), и каждый водитель должен знать свои индивидуально-психологические возможности и качества, чтобы, зная свои недостатки, он мог компенсировать их определенным стилем вождения и повышенной осторожностью в критических ситуациях.
Психологическим процессом называют акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Ощущение является простейшим психологическим процессом, состоящим в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
То есть любое изменение в среде, доступное для нашего слуха, зрения и других органов чувств, психологически осознается нами как ощущение, которое возникает как образ, отражающий отдельные свойства предмета.
Восприятие является целостным отражением явлений и предметов объективного мира в случае их непосредственного воздействия в конкретный момент на органы чувств.
Находясь за рулем, водителем удерживается в поле зрения дорога, препятствия на ней, пешеходы, иной транспорт, показания приборов на панели приборов, а слух контролирует работу двигателя. Все эти данные являются результатом воздействия различных явлений и предметов на нервные окончания органов чувств, а далее это возбуждение передается головному мозгу, и возникает ощущение, являющееся отражением в сознании водителя отдельных качеств и свойств предметов, непосредственно действующих на органы чувств.
Восприятие может быть пяти видов:
· Визуальным;
· Аудиальным;
· Осязательным (тактильным);
· Вкусовым;
· Обонятельным.
Зрение
Водитель 90% информации получает благодаря зрению. Если глаз водителя видит форму объекта и различает его очертания, то это острота зрения. При отсутствии 100% зрения водителю нужны очки, с помощью которых он сможет четко видеть обстановку. Ежегодно проверяйте зрение, и если нужно меняйте очки.
Если видимость ухудшается, то и аварий становится больше. По статистике число ДТП в ночное время больше, нежели в дневное. Если видимость плохая, водитель должен учитывать физиологию своего зрения. Чтобы восстановить способность видеть обстановку при ослеплении фарами встречных авто, нужно около 7-8 секунд. Поэтому, находясь за рулем ночью, смотрите как можно меньше на ярко освещенные объекты.
Область пространства, измеряемую в градусах и видимую неподвижным (фиксированным) глазом, называют зрительным полем.
Для рассмотрения предметов, находящихся в боковом поле зрения, нужно перевести на них глаза, а это требует времени. Чем выше ваша скорость движения, тем больше времени вам нужно.
Водителю важно видеть обстановку впереди и одновременно сбоку. Данная способность определяется величиной пространства слева и справа от водителя, которое он может видеть, не поворачивая головы, а смотря перед собой.
Вы можете провести тест, чтобы определить, насколько хорошее у вас боковое зрение. Для этого нужно встать, держа прямо голову и смотря на любой предмет, находящийся перед вами. Затем нужно развести в стороны руки, чтобы они образовали прямую линию, и начать их сводить. Как только вы начали видеть руки боковым зрением, остановитесь, и измерьте угол между их положением, которое они занимают, и исходным. Угол не должен быть более 20 градусов. Если он больше, что у вас плохое боковое зрение. Однако не стоит отчаиваться, поскольку вы можете его компенсировать повышением внимательности и осторожности, проезжая участки с возможным неожиданным появлением опасности сбоку, к примеру, выезды со двора, пересечения дорог и т.д.
Водитель должен всегда выявлять из окружающей остановки то, что наиболее важно в данный момент, интересоваться в первую очередь тем, что движется, и тем, что определяет и регламентирует характер движения. Безопасному движению должны быть подчинены все органы водителя: глаза, руки, ноги, мозг. Сначала нужно думать, а только потом действовать. Многие умеют крутить руль и жать на педали, а вот правильно оценить, увидеть и спрогнозировать опасность на дороге могут далеко не все.






