Просто смотреть – не значит видеть! Важно то, куда и как долго вы смотрите. Правильно, если водитель смотрит на дорогу впереди, а не на то, что находится перед ним, к примеру, на капот своей машины. Вперед нужно смотреть как можно дальше, чтобы вовремя заметить опасность и быть готовым к неожиданностям, на расстояние, равное 12 секундам движения вашего авто, с какой бы скоростью вы не двигались.
Почему именно 12 секунд? Дело в том, что для того, чтобы авто затормозило до полной остановки при нормальных условиях и скорости более 60 км/ч, нужно более 3-х секунд. При плохих условиях потребуется вдвое больше времени на торможение. Будем считать, что это в среднем 4 секунды. Из 12 секунд отнимаем время на торможение, и получаем 8 секунд. Если объект движется вам навстречу, то из этих 8 секунд отнимаем еще 4 секунды. Остается 4 секунды на то, чтобы заметить опасность, оценить ее, принять решение.
Чтобы найти точку, расположенную на расстоянии 12 секунд движения вашего автомобиля, нужно выбрать объект у края проезжей части, и начать считать: одна тысяча один и т.д. до одной тысячи двенадцати. Если вы доехали до назначенной точки (объекта) раньше, чем досчитали до одной тысячи двенадцати, то нужно еще выше поднять свои глаза.
Найдя нужную точку, старайтесь держать участок около нее под наблюдением. Ваш взгляд должен быть в постоянном движении, контролировать обстановку вокруг, и постоянно возвращаться в область 12-секундной точки. Нельзя удерживать взгляд на одном объекте долго, так как можно пропустить что-то важное, к примеру, внезапно вышедшего на пешеходный переход человека.
Активность глаз четко связана с быстротой реакции человека. Помните, что чем быстрее будут ваши глаза, тем больше информации вы получите, и важно использовать зрение на всю мощность, включая боковое зрение.
Чем больше скорость авто, тем больше сужается поле зрения, так как уменьшается угол бинокулярного зрения, т.е. зрения двумя глазами. На большой скорости у водителя меньше времени на то, чтобы отвести в сторону от дороги взгляд, и не совершить ошибку при управлении авто.
Таким образом, чем выше скорость, тем более узкое пространство дороги способен воспринимать водитель, и тем выше опасность наехать на пешехода или столкнуться с другим авто. Также помните, что если два авто проносятся на высокой скорости навстречу друг другу, то при сужении поля зрения зачастую водители перестают видеть встречные авто раньше, чем они поравняются друг с другом.
Иллюзии существуют в любом виде восприятия (слуховом, зрительном и т.д.), но мы подробнее остановимся на иллюзиях зрительного восприятия, так как они чаще становятся источниками ДТП. К примеру, определение интенсивности света:
· В ночное время, когда по близости нет других огней, даже слабый источник света кажется очень ярким;
· Визуальная система может неверно оценить размер и расстояние до неизвестного объекта, как и переоценить истинный блеск любого источника света на объекте.
· Попадая на сетчатку, интенсивное световое излучение создает визуальное изображение очень яркого объекта большим по размеру, чем он должен быть.
Определение размеров предметов и расстояния от них
· Яркоокрашенный объект кажется ближе, чем темноокрашенный. В ночное время яркий объект кажется ближе по расположению, чем на самом деле.
· В дневное время на определение расстояния влияние оказывает Солнце: если вы стоите к нему лицом, то расстояние кажется меньше реального, а если спиной – больше.
· При перемещении любого предмета к горизонту (удалении) его угловые размеры уменьшаются. Если этот же предмет перемещается к горизонту, сохраняя при этом свои размеры неизменными, то кажется, что этот предмет становится больше.
· Неподвижный точечный источник света на однородном фоне может восприниматься нашей визуальной системой как хаотически перемещающийся (автокинетическое движение).
Слух
Не малое значение для водителя имеет слух, ведь многие опасности сначала проявляются в звуковой форме, и лишь потом становятся видимыми. Если у водителя хороший слух, то он услышит слова, сказанные спокойным голосом на расстоянии 6м, а если слух понижен, то не следует плотно закрывать окна авто, включать радио и музыку.
Слуховое ощущение – это реакция слуховой системы на звук.
Обычно люди воспринимают звуки в интервале частот от 20 до 20000 Гц, а уровень звукового давления измеряется в децибелах (дБ) и зависит от амплитуды колебаний.
Существуют нормы для внутреннего шума в легковых автомобилях, но в грузовых авто, особенно с большой грузоподъемностью, шум в кабине выходит за рамки установленных норм.
Допустимая норма шума в кабине авто должна быть не более 74-75 дБ при частоте 1000 Гц.
Если водитель слушает двумя ушами, то он способен определять источник звука в пространстве и характер его перемещения, оценивая работу агрегатов своего авто, воспринимая информацию, которую передают другие водители посредством звуковых сигналов, звуки железнодорожных переездов, спецавтомобилей и т.п.
Постоянный шум негативно действует на органы слуха, удлиняет скрытый период двигательной реакции, снижает зрительное восприятие, способствует ослаблению сумеречного зрения, нарушению координации движения и функций вестибулярного аппарата, способствуя преждевременному утомлению.
Психомоторика
Психомоторика является совокупностью произвольных, сознательно управляемых двигательных действий. Элемент психомоторной деятельности – это двигательное или психомоторное действие, решающее элементарную задачу (достижение простой осознанной цели) с помощью одного или нескольких движений.
Психомоторный навык является двигательным действием, развивающимся в процессе бытового или учебного упражнения.
Основными психомоторными актами водителя является руление одной или двумя руками, и чем сложнее условия, выше скорость движения и опаснее дорожная ситуация, тем более квалифицированными должны быть управляющие действия водителя.
Движения, в соответствии с общей психологической классификацией, бывают следующих групп:
· Основными, то есть минимально необходимыми для достижения цели деятельности, осуществляемые при благоприятных условиях.
· Поправочными, то есть уточняющими основные с отклонением от условий, отклоненных от благоприятных.
· Дополнительными – не относящимися к основному заданию, но необходимыми в силу побочных для основного процесса факторов.
· Аварийными – дополнительными, необходимыми при ликвидации аварийной ситуации;
· Лишними – ненужными и мешающими основным движениям;
· Ошибочными – выполняемыми вместо правильных движений первых 4-х групп и не достигающих цели.
Управление всех движений осуществляется восприятиями, а качество движений зависит от качества восприятий. Выполнение движений должно быть предельно точным по мышечным усилиям и амплитуде. Если это скоростное маневрирование, то за короткий временной промежуток, и, не снижая скорость вращения рулевого колеса при перехвате руки. Ноги и руки при торможении должны двигаться согласовано по времени, а критические ситуации требуют срочно выбрать действия и быстро реагировать.
По мере того, как водитель овладевает какой-либо новой деятельностью по управлению машиной, он сможет выполнять все более точно и быстро благодаря навыкам.
Навык является способностью в процессе целенаправленной деятельности выполнить составляющие ее частные действия автоматически, не направляя на них специально внимание, но под контролем сознания.
Понятие навыка тесно связано с понятием об умении человека.
Умение является способностью продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.
Навыки и умения формируются в процессе пробных, ознакомительных и основных упражнений и совершенствуются на практике, приводя к мастерству.
Мастерство является высшим уровнем развития умений и конечной целью обучения. Мастерство при управлении автомобилем обеспечивает его высокую безопасность и надежность.
Знания являются совокупностью усвоенных водителем сведений для безопасного управления авто.
Умения являются способностью своевременного и целеустремленного применения специальных знаний и навыков при управлении автомобилем.
Навыки являются способностью совершения необходимых и эффективных действий по управлению авто (совершенство, доведенное до автоматизма).
Другими ощущениями являются:
· Обонятельные, позволяющие ощутить острый запах бензина, электролита, горящих материалов и т.п.
· Кожные, позволяющие ощутить боль, прикосновение, холод и тепло;
· Двигательные, посылающие нам сигнал о степени сокращения мышц и положении частей тела, что немало важно при выборе правильного положения за рулем, рук и ног на педалях и рычагах и т.п.
· Кожные и двигательные ощущения в совокупности дают осязательные ощущения, способные заменить зрительный самоконтроль суставно-мышечным.
· Ощущение равновесия нам нужно на крутом повороте, горной дороге, при боковом крене авто и т.п.
Восприятие времени отражает объективную действительность.
Восприятие пространства позволяет воспринимать форму, величину, взаиморасположение объектов, их рельеф, удаленность и направление, в котором они находятся.
Форма предметов воспринимается зрительным, тактильным и кинестетическим анализаторами.
Важная роль в восприятии движения принадлежит зрительному и кинестетическому анализаторам, а к параметрам движения относятся скорость, направление и ускорение.
Воспринимая пространство (форму, объем, расстояние), за основу берутся представления, сохранившиеся у нас от прошлого опыта. Водителю важно воспринимать расстояние, а именно, удаленность от него предметов. Это называется глубинным зрением. Данное качество (глазомер) есть не у всех с рождения, однако систематическими тренировками это ценное качество можно выработать при помощи несложных упражнений прямо в пути.
1. Во время движения в автомобиле выберите объект и попробуйте определить на глаз, сколько метров до него.
2. При движении автомобиля вам навстречу попробуйте определить, в какой точке дороги вы с ним встретитесь.
3. При выезде на главную дорогу со второстепенной, прикиньте, сколько времени этот маневр у вас займет. Начиная маневр, считайте: одна тысяча один и т.д. до тех пор, пока не завершите маневр. Проверьте, правильно ли вы изначально прикинули время?
Следует помнить, что на восприятие пространства оказывают влияние размер и цвет предметов. К примеру, до автомобилей темных цветов расстояние переоценивается, а до светлых – переоценивается.






