double arrow

Заключительная часть.


Методическая разработка.

Занятие «Путь к успеху»

Харина Наталья Владимировна

педагог-психолог структурного подразделения

по Индустриальному району

МБОУ «Центр психолого-медико-

социального сопровождения» г.Пермь.

 

Актуальность.

Данное занятие идет в структуре программы «Путь к успеху», которая предполагает повышение социально-психологической адаптированности. Данная программа является частью системы работы по профилактике социально-значимых заболеваний.

Занятие «Путь к успеху» проводится среди подростков 12-15 лет.

В этот период перехода от детства к взрослости происходит качественный скачок в развитии психики: осознание своей индивидуальности, становление устойчивого представления о себе («Я»-образ), формирование самосознания. Подростковый возраст - это период, когда возрастает потребность в самоопределении и потребности «быть», что-то значить, потребности в поиске смысла жизни, потребности в успехе. У стремления к успеху могут быть разные истоки: желание проверить свои способности, добиться уважения и высокой социальной оценки, попытка произвести впечатления на лиц другого пола и т.д. Данная потребность тесно связана с потребностью в признании и самореализации. Потребность в самореализации и развитии собственного «Я» означает проявление своих способностей и их дальнейшее совершенствование. Эта потребность в значительной мере взаимосвязана с благоприятным представлением о себе самом.




Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение. Поэтому занятие предполагает групповую работу с учащимися в виде социально-психологического тренинга.

Для реализации данной программы необходимо изолированное помещение, рассчитанное на группу численностью 10-15 человек. Для создания особой психологической атмосферы на занятиях комната должна как можно меньше походить на школьный класс. Стулья или кресла должны быть достаточно подвижными, чтобы можно было менять их расположение. Кроме этого, для выполнения некоторых упражнений нужно музыкальное сопровождение – необходим магнитофон, а для письменных упражнений потребуются специальные досочки, которые можно положить на колени.

Наблюдение за подростками позволяет говорить о доступности, привлекательности, актуальности данных занятий для подростков. Занятие «Путь к успеху» находили эмоциональный отклик у ребят, подростки проявляли интерес к происходившему на занятиях, были активны на занятии. Многие подростки после занятия приходили на индивидуальные консультации для более глубокого изучения себя, разрешения собственных трудностей, что может свидетельствовать о достижении таких задач, как «создать условия, способствующие проявлению интереса к себе, своему внутреннему миру, умению разрешать жизненные трудности, знанию своих сильных сторон для достижения успеха в жизни» и т.п.



После занятия от детей получены отзывы, в которых подростки говорят о том, что занятие было интересно, важно, о желании продолжить работу над собой и т.п. Многие из них отметили, что смогли по-новому взглянуть на своих сверстников, стали лучше понимать их.

Цель: повышение взаимного доверия у членов группы, знакомство с возможными «путями к достижению успеха».

Задачи:

1. Способствовать сокращению коммуникативной дистанции между членами группы.

2. Формирование доброго, внимательного отношения друг к другу, развитие тактильного восприятия.

3. Создать условия, способствующие появлению интереса к достижению успеха.

4. Создать условия, способствующие размышлению подростков о том, как можно достичь успеха индивидуально и в группе.

Материал: листы бумаги, ручки, скамейка для упражнения «Скала», клубок.

Вводная часть.

1. Приветствие. Обмен чувствами и ожиданиями. (5 минут)

Цель: создание доверительной атмосферы, обмен приветствиями и ожиданиями.

Поделитесь своим настроением на настоящий момент времени. Какие эмоции и чувства вы сейчас испытываете?

2. Разминка «Скала» (20 минут)

Цель: актуализация цели занятия, повышение взаимного доверия у членов группы, достижение цели группой.

Ребята тесно, плечо к плечу, встают на скамейку. Ведущий сообщает участником, что им сейчас представится возможность прочувствовать, что такое успех. А достигать они его будут все вместе. Ведущий просит активизировать свое воображение, подключить свою бурную фантазию и представить, что все находятся на природе, вокруг очень красивая скалистая местность: голубое небо, вокруг завораживают цветы, высокие скалы и т.п. Все участники – это команда, перед которой неожиданно возникает препятствие – это большая и глубокая пропасть. Цель команды – переправить всех с одного берега на другой берег. Если хотя бы один человек из команды падает, команда встает перед выбором: либо «теряет» этого человека, либо спасает, начав игру с самого первого человека. Психолог предоставляет свободу участникам в выборе способов действий.



Рефлексия: При выполнении упражнения психолог ничего не говорит и целиком следует за группой. После выполнения упражнения, при обсуждении ведущий спрашивает подростков достигли они успеха или нет. При этом он обращает внимание на то, что достигнуть успеха можно при условии, что группа не потеряла ни одного человека (возвращение к цели). Возможные вопросы: «Как вы себя чувствовали? Что было трудно? Что вам помогало пройти в этом упражнении? На что, как вы думаете, направлено данное упражнение? И т.п.

Основная часть.

1. Работа в группах. «Портрет успешного человека» (15 минут)

Психолог напоминает ребятам, что на прошлом занятии говорили, что такое успех и предлагает на сегодняшнем занятии посмотреть, какие качества и умения помогают человеку достигать успеха («т.е. определиться, на что именно каждый из вас будет направлять свои усилия на наших занятиях, поставить себе личную цель»).

Для этого ведущий предлагает каждому составить портрет успешного человека и изобразить его на листе бумаги в образной форме. Это может вполне реальный человек (артист, политик, историческая личность, известная личность и т.п.), который является примером для подростка. Или это может быть придуманный идеал, к которому участник стремится. Психолог просит ребят проявить свою фантазию. Из рисунка должно быть видно, какой это человек и какими характеристиками он обладает и что умеет (отразить, почему я считаю этого человека успешным)

Ребятам дается лист бумаги А4 и фломастеры, в течение 10 минут они выполняют задание.

Каждый представляет свою работу и характеризует успешного человека. Задача - постараться ответить на вопрос: «Чему нужно научиться и какие качества развить, чтобы быть успешным.

2. Беседа «Шаги достижения успеха» (15 минут)

При обсуждении предыдущего упражнения выйти на алгоритм достижения успеха (шаги достижения успеха)

1) Знание себя (что я хочу, могу, умею, на что я способен, какими качествами я обладаю, свои сильные стороны)

2) Эффективное общение (умение общаться: налаживать связи, заводить знакомства, умение понять другого человека, умение действовать в конфликтной ситуации и т.п.)

3)  Уверенное поведение (решительность в действиях, не бояться ошибок, умение отстоять свое мнение, умение противостоять давлению, навыки публичного выступления и т.д.)

4) Умение ставить цель и достигать ее.

5) Умение делать выбор

Возможные вопросы выхода на алгоритм:

· Успех – это победа, это достижение, преодоление. Т.е. с чего начинает человек, чтобы в дальнейшем почувствовать успех? (Выход на цель)

· Когда человек ставит себе цель, на что он ориентируется?(Знание себя, учет окружающей обстановки)

· Помогает умение делать выбор, учет «+» и «-« того или иного решения.

3. Упражнение «Переправа через болото» (15 минут)

Цель: размышление подростков о том, как можно достичь успеха индивидуально и в группе.

Ребята делятся на 2-3 команды (по 4-6 человек). Каждой команде предлагается взять вдвое меньше стульев, чем количество участников в группе. Дальше участникам сообщается, что им предстоит испытание – «переправа через болото». Задача группы – используя стулья, переместиться всей группой на другой конец комнаты и обратно, не потеряв никого из членов группы (т.е. не коснувшись пола).

Рефлексия: «Как вы себя чувствовали? Что было трудно? Что вам помогало пройти в этом упражнении? На что, как вы думаете, направлено данное упражнение? И т.п.

4. Игра «Дотянись до звезд» (5 минут)

Цель: возможность расслабиться и набраться оптимизма и уверенности в достижении цели.

Ведущий предлагает детям встать поудобнее и закрыть глаза. Сделать три глубоких вдоха и выдоха… «Представьте себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать… (15 секунд)

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся из всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку… (когда у всех детей «звезды будут лежать в корзинках», можно продолжить дальше).

Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает тебе о другой твоей мечте… (10 секунд)

Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде…»

Продолжайте в том же духе и дайте участникам сорвать с неба еще несколько звезд. Посоветуйте им дышать так: делать глубокий вдох, когда они тянутся за звездой, и выдох, когда они достают ее и кладут в корзинку. Групповая сплоченность может возрасти, если после игры каждый расскажет о какой-нибудь из своих звезд и объяснит, что она для него значит.

Заключительная часть.

1. Игра-энергизатор «Путаница» (5 минут)

Цель: активизация эмоционального состояния.

2. Что нового сегодня я узнал на занятии? (ребята отвечают по очереди в ходе игры «Паутина») (5 минут)

Цель: подведение итогов занятия.

Ребята садятся в один большой круг. Ведущий предлагает каждому рассказать, что нового и полезного он сегодня узнал на занятии, поделиться впечатлением. Тот, кто рассказывает, наматывает на палец нить клубка и после этого бросает клубок другому человеку, тот действует аналогично – делится впечатлением, наматывает нить и бросает другому человеку и т.д. таким образом все в итоге оказываются частью одной паутины.

3. Обмен чувствами (при разматывании паутины) (5 минут)

Цель: отрефлексировать чувства и состояние.

После обмена впечатлениями о пользе занятия, ребятам предлагается поделиться, с какими чувствами они уходят. При этом делают они это, распутывая паутину. Тот, кто последним говорил о занятии и у кого в руках клубок, первым говорит о своем чувстве и передает клубок тому человеку, от которого его получил.