Рекомендации по подготовке к выразительному чтению художественного текста
Выразительное чтение текстов имеет давние классические традиции в русской культуре. В литературных салонах писатели
и поэты читали свои произведения вслух и хорошее чтение всегда вызывало одобрение присутствующих: известно, какими хорошими чтецами были Пушкин, Гоголь, артисты Щепкин, Мочалов. Каждый из нас помнит сказки и первые детские книжки, которые читали нам бабушки и мамы – и эта память выразительного чтения оставляет для каждого одно из самых светлых воспоминаний. Доброй русской традицией было чтение в семейном кругу, когда негромким, но выразительным голосом читались вслух романы и повести, поэмы и стихи, а иногда и драмы – по ролям.
Ниже мы дадим несколько простых советов для развития навыков выразительного чтения.
· Совет первый: надо полюбить тот текст,который вычитаете. Легче всего выбрать для публичного исполнения те стихи, которые сразу понравились, произвели сильное впечатление. Но бывает так, что любовь к тексту приходит в результате работы над ним.
|
|
· Совет второй: нужно вчитываться в текст и размышлять над ним. Чтение и размышление–этопервые средства для обучения хорошей речи.
Разбираем содержание, анализируем мысли, вычленяем главные идеи, стараемся понять трудные или непонятные слова и таким образом «погружаемся» в текст.
· Совет третий: чтобы ярко,выразительно донести дослушателя содержание произведения, чтец должен стараться ясно представить то, о чѐм в нѐм говорится – хорошие артисты и рассказчики называют это «внутренним в и дением». Необходимо привлекать воображение и фантазию –они помогут чтецу
нарисовать картину происходящего.
§ Совет четвѐртый (не менее важный):
содержание текста и его «в и дение» необходимо выразить в произношении. При подготовке квыступлению обратите внимание на перечисленные ниже требования.
Требования к хорошему произношению
· Очень важное требование – осмысленное деление речи на такты, иначе говоря, расстановка пауз.
Без пауз не может быть осмысленной речи, поскольку речь вообще есть чередование звучания и молчания. Любая мысль готовится и воспринимается не во время звучания, а именно во время паузы. Для чтеца или оратора опасны как длинные паузы, так и отсутствие пауз: в излишне торопливой, «пулемѐтной» речи текст обессмысливается.
· Особое внимание следует уделить расстановке смысловых акцентов –интонационному выделению наиболее важных всмысловом отношении слов, нахождению точного логического ударения. В обыкновенной речи мы ставимлогические ударения почти автоматически, но при выразительном чтении произведения важно точно донести смысл, выделить именно то слово, которое нужно. В качестве логически ударного чаще всего выступает слово, несущее новую и/или наиболее важную информацию, являющееся смысловым центром фразы.
|
|
Пауза и логическое ударение позволяют сделать выразительной интонацию. Интонация – основное качество произношения, делающее его либо привлекательным, либо, напротив, отталкивающим. Интонация, или мелодика речи, выражается в особом музыкальном своеобразии звучащего слова. Интонационная выразительность показывает богатство личности оратора и его интеллектуальную подготовку. Для аудитории такая речь становится не м у кой, а наслаждением.
Впрочем, необходимо избегать как интонационной
недостаточности, так и интонационного излишества. Недостаточность состоит в интонационном однообразии, а излишество – в том, что мелодия речи у некоторых людей перерастает в нарочитую манерность.
· Деление на такты, расстановка пауз позволяют найти уместный темп речи, который начинающему чтецу рекомендуется сдерживать. Необходимо учиться произносить текст энергично, но в то же время не торопливо. Конечно, плох и слишком медленный темп, вызывающий нетерпение слушателей (время дорого!)
· Хорошего произношения не может быть без ясной и отчѐтливой дикции, позволяющей обеспечить донесение содержания речи до слушателя. Отчѐтливое произношение звуков обеспечивается правильной и активной артикуляцией, которая связана с работой над звуками и постоянной тренировкой техники речи.
· Главная красота звучания связана с тембром – особой голосовой окраской, имеющейся в каждом достаточно
развитом голосе.
· Последнее, над чем необходимо работать: громкость – звучность – полѐтность голоса. Кажется,что требование громкости само собой разумеется.Да,речь должна быть слышна, но она не должна быть тягостна для слушателей своей громкостью. Следовательно, и здесь чтецу или оратору следует соблюдать меру: с одной стороны, напрягать голос, с другой – не увеличивать громкости, чтобы не отторгнуть внимание слушателей неприятностью усиленного воздействия.
Звучность связана с чистотой,ясностью и голосовымивозможностями, достаточными для того, чтобы донести свою речь до слушателей.