Закон единства и борьбы противоположностей

Закон “единства и борьбы противоположностей” выражает взаимодействие полярно-противоположных свойств, функций, сторон целостного предмета, раскрывает источник движения, развития материального и духовного мира. Даёт ответ на вопрос: «Почему происходит развитие?»

Понятие о противоречии развивалось в истории европейской философии начиная с античности. Буквальный смысл противоречия заключается в резком рассогласовании высказываний о каком-либо предмете. Например, в логике недопустимы два взаимоисключающих утверждения в отношении одного предмета: “Этот стол круглый”; “Этот стол не круглый”; “Эта экономика носит рыночный характер”; “Эта экономика не носит рыночного характера”. Одновременное утверждение того и другого (А и не-А) расценивается в логике как необходимо-ложное, свидетельствует об ошибке мышления. Со времен Аристотеля существует запрет противоречия в формальной логике. Аксиоматичным является требование логичности человеческих высказываний, размышлений в устной и письменной форме.

Но известно и другое – логически правильно оформленные высказывания о природе, обществе, мышлении выявляют противоречия, которые присущи самим объектам рассмотрения. К таковым, например, относятся противоположности Гераклита, апории Зенона /см. тему 3/, антиномии Канта, противоречия Гегеля /см. тему 8/. Эти противоречия, вскрытые с помощью формально-логических утверждений, могут быть поняты и осмыслены только на основе диалектического мышления, диалектической логики.

Мир противоречив и это проявляется даже в простейшем сравнении двух предметов. Когда мы говорим об их сходстве, одинаковости, то одновременно имеем в виду и их различия. Каждая вещь одновременно и тождественна другой и отлична от нее, т.е. заключает в себе единство тождества и различия. Но независимо от сравнения каждая вещь или объект содержат противоречия и в себе самих. Так, живое существо не тождественно себе в каждый момент времени, так как в организме происходят постоянные изменения, ведущие его к гибели, смерти. В неорганической, неживой природе также каждый предмет противоречив в силу того, что он является как бы началом развития другого предмета, ибо его существование ограничено определенными пространственно-временными границами. Все сказанное означает, что все предметы противоречивы, ибо они заключают в себе единство противоположностей. Причем эти противоположности носят объективный характер, выражают разнонаправленные стороны, свойства, тенденции развития, взаимоположены, взаимообусловлены, связь их носит взаимопроникающий характер.

Пример противоположностей

 - живые организмы - ассимиляция и диссимиляция; изменчивость и наследственность; движение планет – притяжение и отталкивание;

- философия – материализм и идеализм;

- мышление – забывание и запоминание

- атом – положительное ядро и отрицательные электроны (могут называться и другие примеры).

Другой, неотъемлемой стороной противоречия является взаимное отрицание противоположностей. Они находятся в состоянии взаимоисключения, взаимоотталкивания. Этот момент и находит свое выражение в понятии борьбы противоположностей. Конкретные формы “борьбы” в природе, обществе, мышлении разнообразны и существенно отличны (борьба классов, столкновение различных мнений в научном споре, отталкивание и притяжение планет, взаимодействия микрочастиц, борьба за выживание в природе и т.д.). Единство носит относительный характер, борьба – абсолютный.

Как и сами объекты, заключенные в них противоречия возникают, развиваются и исчезают (разрешаются). Можно условно выделить следующие этапы развития противоречий:

- непосредственное единство противоположных тенденций внутри предмета;

- различие как постепенное обособление сторон противоречия;

- поляризация сторон противоречия как противоположностей;

- предельная заостренность, борьба и разрешение противоречия.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник самодвижения и развития объективного мира и познания.

  Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений                                                                                                                

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно раскрывает диалектику количественных и качественных изменений, наиболее общий механизм развития. Даёт ответ на вопрос: «Каким образом происходит развитие?».

 

Известно, что познание начинается с выделения из бесконечного многообразия действительности определенного объекта. Исследуемый объект ограничен пространственно-временными, количественными и качественными границами. Вопрос о пространстве и времени рассмотрен ранее /см. тему 12/. Под качеством понимается целостная совокупность предмета, его определенность. Объект, теряя качество, становится другим. Количество – это внешнее, “формальное” отношение между предметами, “безразличное” к их качеству. Количественные характеристики отвлекаются от качественной стороны предметов, что, например, происходит в процессе количественного анализа. Количество как бы “уравнивает” качества отдельных предметов и тем самым представляет возможность математической, формальной обработки различных объектов.

Качество определяется совокупностью свойств. Под свойством понимается качество предмета, проявляющееся по отношению к другому предмету. Несмотря на свою противоположность количество и качество неразрывно взаимосвязаны. Эта связь осмысливается в философии через понятие меры. Представление о мере присутствует и в обычном словоупотреблении. Так, например, говорим о “чувстве меры”, характеризуя поведение человека, его поступки, манеры, вкусы и т.д. Мера определяет границы, “рамки”, за которыми изменение количества ведет к изменению качества предмета. Так, например, пределы существования воды от нуля до ста градусов. Преодоление этих параметров ведет к агрегатному изменению воды (лед или пар). Количественные изменения происходят постепенно, последовательно, непрерывно, качественные – прерывно, скачкообразно. В процессе развития выявляется два вида скачков: точечное изменение во времени и как некоторая длительность. Скачок может длиться в микропроцессах миллиардную долю секунды и миллиарды лет в космических процессах. Главной отличительной чертой скачкообразного изменения является исчезновение старого качества и возникновение нового. Количественный и качественный анализ действительности имеет важное методологическое значение, ибо позволяет избежать эффекта “дурной бесконечности”, обеспечивает всестороннее рассмотрение процессов развития.

 Примеры проявления закона

1. Вода t<00 C˚ – мера льда. При температуре от 00 C˚ до 1000 C˚ вода является жидкостью. Водяной пар при температуре от 1000 C˚ до 5500 C˚ разлагается на водород и кислород. При t 36000 C˚ происходит новый скачок – продукты разложения утрачивают свою химическую индивидуальность и переходят в новое качественное состояние – плазму - четвертое агрегатное состояние вещества.

2. Д. И.Менделеев () открыл фундаментальный для химии закон, согласно которому свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от их атомных весов. Этот закон служит прекрасной иллюстрацией закона перехода количественных изменений в качественные.

Закон отрицания отризания

Закон отрицания отрицания рассматривает такие существенные стороны развития как цикличность, поступательный характер развития. Даёт ответ на вопрос: «В каком направлении происходит развитие?».

Отрицание вначале рассматривалось как один из необходимых элементов познавательной деятельности, мышления, диалога. Но затем, в соответствии с тождеством бытия и мышления, Гегелем было перенесено и на другие стороны бытия. В чем развитие метафизического и диалектического понимания отрицания. Метафизическое мышление рассматривало отрицание как разрыв между различными этапами, диалектическое же понимание предполагает связь между различными этапами развития. Содержание этого понимания включает:

Признание разрушения, преодоления старого.

Удержание, сохранение прежнего в форме преемственности.

Формирование нового, как бы повторяющего предшествующий период, но на более высшем уровне.

Пример проявления закона

 Зерно, брошенное в землю, составляют первую стадию развития. Вторая стадия развития зерна – стебель, отрицающий зерно. Новое зерна – это третья стадия развития – отрицание отрицания.

Так, развитие экономики опирается на необходимые предпосылки, условия, которые возникают в предшествующий период. Возникновение новых экономических форм связано не только с разрушением старых, отживших, но сохранением через преемственность всего необходимого для дальнейшего развития. В качестве графического образа закона диалектического синтеза используют спираль, которая объединяет в своей конструкции как цикличность (окружность), так и поступательность (прямая). Абсолютизация повторяемости характерна для древнегреческой концепции развития, в средневековье возобладал взгляд на развитие как на поступательное, прямолинейное, необратимое движение. Но, разумеется, спираль – это только условный образ, а в действительности развитие может приобретать самый различный облик («ступени роста», «фазы роста», «волны развития» и т.д.)

Закон отрицания отрицания характеризует направленность, необратимость развития от низших ступеней к высшим.

Выводы:

1. Закон единства и борьбы противоположностей, выражает объективно существенную в действительности определенную взаимозависимость противоположностей, которая представляет собой противоречие, включающее в себя и единство, и их борьбу. Именно борьба противоположностей является внутренним источником движущей силой развития

2. Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает обусловленность качественных изменений предметов и явлений количественными изменениями, указывает, что количественные изменения, достигнув определенного предела, выхода за рамки – меры, вызывают изменения качества предмета или явления. Закон показывает, как происходит движение и развитие, как осуществляется возникновение нового.

3. Закон отрицания отрицания показывает, что в процессе развития одни качественные состояния отрицают другие, удерживая и развивая далее все положительное, содержащееся в отрицательном, и в определенных пунктах развития осуществляется повторение пройденного, но на более высокой основе, в следствие чего развитие идет не по прямой восходящей линии, а по спирали. Закон показывает, в каком направлении протекает движение и развитие.

Домашнее задание.

Составить конспект лекции. Ответить на тесты. Ответы прислать до 23.04.20г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: