Эффективная система образования в Российской Империи

 Всеобщее образование появилось в России уже после 1917 г., при большевиках. Весь имперский период большая часть населения страны не умела даже читать и писать.

Гимназии и университеты в Российской Империи действительно давали качественное образование, а среди их выпускников было много учёных, внёсших большой вклад в мировую науку. Наиболее престижным учебным заведением считалась именно семилетняя классическая гимназия, где учились, как правило, дети из наиболее обеспеченных семей – дворяне, состоятельная буржуазия, самые успешные из разночинцев.

В 1887 г. правительство приняло «циркуляр о кухаркиных детях», рекомендовавший не принимать в гимназии детей из бедных семей. Так что основным видом учебного заведения для простого населения были приходские церковные школы, но даже их не хватало.

В 1914-м году на 1000 человек приходилось всего 57 учащихся, в то время как в США – 213. По данным ежегодника России, в 1914-м году среди населения старше девяти лет грамотными считались только 27 %, а 2/3 детей и подростков не имели возможности получить даже начального образования. В гимназиях существовал имущественный ценз, хотя и не очень жесткий: годовая плата составляла около 25 рублей в год, как месячный заработок рабочего.

Преподавание в гимназиях предполагало серьезный идеологический диктат: ученики должны были быть верны императору и религии. В выборе веры ученики были свободны: повеление императора от 1829 г. обязывало назначать законоучителя в зависимости от конфессии учеников, а вот избежать зубрежки латыни не мог никто. Весь этот диктат не был слишком эффективным. Латынь гимназисты дружно ненавидели, а к закону Божьему относились чем дальше, тем с большим скепсисом. Строгие гимназические правила не помогли вырастить из детей верных слуг императора – множество гимназистов и студентов в дальнейшем поддержат революции начала XX века.

С 1903 по 1913 гг. доля бюджетных расходов на образование увеличилась в два раза, с 2 % до 4,5%, но это не помогло решить проблем, связанных с безграмотностью. По сравнению с другими развитыми странами расходы на образование по-прежнему оставались мизерными. Для сравнения: Англия вкладывала в образование 2 рубля 84 копейки, Франция 2 рубля 11 копеек, Германия 1 рубль 89 копеек, Россия же 21 копейку.

Власти опасались, что бедные, но образованные люди приведут страну к революции. Впоследствии их опасения подтвердились.

 

Российская Империя – промышленно развитая страна.

Промышленный рост в начале 20-го века был обусловлен развитием капитализма, которому способствовала крестьянская реформа 1861 г., а также массовое проникновение иностранного капитала промышленно развитых стран. Однако сам процесс капиталистического развития был длительным, и несмотря на высокие темпы промышленности, Россия оставалась аграрной страной, 80% которой составляли крестьяне. Доля промышленного производства Российской Империи в мире в начале 20-го века составляла 5 %, в то время как доля промышленного производства в Великобритании составляла 14 %, в Германии 15,7 %, а в США 35,8 %.

С началом первой мировой войны слабость российской промышленности стала ощущаться особенно остро. Российское производство было не способно удовлетворить нужды русской армии. Если снарядный голод  удалось решить сокращением количественного артиллерийского орудия, то справиться с нехваткой винтовок удалость только закупкой у других стран. Похожая ситуация была и в авиационной промышленности. За всю войну  Российская Империя произвела в 10 раз меньше самолётов, чем Англия или Франция. Танковая промышленность вовсе отсутствовала. Проблемы были и в автомобильной промышленности. По подсчетам, Российская Империя выпустила менее 70 автомобилей за год, когда Англия ежегодно выпускала более 34 тыс. автомобилей, около 40 тыс. выпускала Франция, в США только за 1913 г. было выпущено более 500 тыс. автомобилей.

Таким образом, несмотря на рост промышленности, Российская Империя, по сравнению с другими странами, оставалась промышленно не развитой и отсталой страной.


 


ОКТЯБРЬ 1917г. КРАХ ИМПЕРИИ И НАЧАЛО ВЗЛЁТА

Многие говорят, что в 1917 году мы потеряли великую Россию. Они правы лишь отчасти, потеряно было сразу две России. Одна – помещиков и фабрикантов, в этой России кипели сытые страсти, строились дворцы и тратились миллионы, когда другая Россия, более многочисленная, была обречена на бараки, голод и смерть. На всём протяжении истории обе России были рядом друг с другом, между ними была нерушимая связь, ведь богатство одной создавалось руками другой.

Иногда Россия крестьян обращалась к России богатой, молила о спасении, но в ответ получала удар, пулю или петлю. Первая мировая война стала последней каплей народного терпения. Она породила наплывы революции, и в Октябре 1917годана её волне оказалась сила, которая нанесла барской России сокрушительный удар.

Согласиться с тем, что государством будет править простой народ, Россия господ не могла. И естественно, она хотела вернуть себе то, что по праву считала своим.

На помощь этой России поспешили иностранные партнёры, им тоже было за что бороться. По разным оценкам, зарубежному капиталу принадлежало больше половины предприятий. К тому же Россия задолжала Европе крупную сумму.

Под руководством губителей барской России трудящиеся победили. Победа Октябрьской революции изменила Россию и весь мир. Рабочий класс, взяв управление в свои руки, освободил всех трудящихся страны от классового сна, порвал цепи эксплуатации и зависимости от мирового капитала.

Всё это поспособствовало строительству нового социалистического общества.

- Мы ставим своей конечной целью уничтожение государства, то есть всякого организованного и систематического насилия, всякого насилия над людьми вообще...

Стремясь к социализму, мы убеждены, что он будет перерастать в коммунизм, а в связи с этим будет исчезать всякая надобность в насилии над людьми вообще, в подчинении одного человека другому...
В.И.Ленин

 


Окончание войны

В 1917-м году ввергнутая в войну Россия была на пороге уничтожения. Несмотря на страшный голод в стране, слабую экономику, множество смертей, власть желала продолжения войны, что вело к непоправимым последствиям. Только благодаря советской власти России удалось заключить мир и выйти из войны. Отобрав у помещиков средства и предприятия, принадлежавшие народу, и вырвав власть у буржуазии, Октябрьская революция разрушила теории о том, что простой народ не может обойтись без барской руки, а капитализм непреодолим. Разбив эти теории, революция показала на деле возможности избавления от капитализма.

 

Развитие образования

Как было сказано выше, образование в Российской Империи не то что хромало, его как такового не существовало. Одним из главных достижений СССР являлось создание всеобщего начального образования.

После Октябрьской революции в деле народного образования произошли существенные изменения. Цель школьной реформы состояла в том, чтобы создать единую систему народного образования от начальной до высшей школы, обеспечить полную доступность образования, установить тесную связь школы с жизнью, с общественно-производительным трудом, отделить школу от церкви, провести коренную перестройку идейного содержания обучения и воспитания учащихся.

В августе 1918 г. в Москве состоялся I-й Всероссийский съезд по просвещению. В соответствии с решениями съезда, школа становится единой общеобразовательной девятилетней с двумя ступенями: 1-й - начальной (срок обучения - 5 лет) и 2-й (со сроком обучения 4 года). Наркомпрос РСФСР разработал и 16 октября 1918 г. опубликовал «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы». В сентябре 1918 г. губернский съезд учителей одобрил решения Всероссийского съезда. В 1918-1919 гг. в Петрозаводском, Олонецком, Пудожском и Повенецком уездах работало 463 школы, из них 11 школ 2-й ступени.

До большевистской революции уровень грамотности в России был чрезвычайно низок. В начале XIX века лишь 21% населения страны умели читать и писать. Большевики запустили кампанию ликбеза (ликвидации безграмотности), нацеленную на неграмотную часть взрослого населения. К 1926 году в стране был 1 миллион грамотных людей, а к 1939-му, благодаря ликбезу, их число достигло 40 миллионов.

В итоге, благодаря компартии, народ, ещё вчера пребывающий в неграмотности, превратился в самую читающую нацию, а советское образование считалось одним из лучших в мире и высоко ценилось за рубежом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: