Социальный статус и социальные роли

Обществознание.    Лекция.      Тема. Социальные отношения и взаимодействия.

План.

1.Социальные отношения и взаимодействия                                                        2.Социальные нормы.                                                                                            3.Социальный статус и социальные роли.                                                                                     4.Процесс социализации личности.                                                                                        5.Девиантное поведение.                                                                                                

Социальные отношения и взаимодействия.  

В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны друг с другом по личным, экономическим, правовым и другим вопросам. Многообразие этих связей и определяет структуру социальных отношений. Но эти взаимодействия оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени важности и значимости для нас.                                                                                                                                                                                                             

Социальное взаимодействие – систематические, регулярные, взаимообусловленные социальны действия субъектов, направленные друг на друга. Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие других индивидов. Отличительная черта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами.                                                                                                                                                    Выделяют три вида взаимодействия:                                                                                                        - физическое действие, например пощечина, передача книги, запись на бумаге;                                         - вербальное, или словесное, действие, например, оскорбление, выражение приветствия; - жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие.

Принято также различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт.

Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры

Конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт - война.

Социальные отношения –социальные взаимодействия, которые превратились в стабильную систему.                                                                                                                                       По механизму формирования, социальные отношения могут быть:                     - межличностные отношения индивидов (отношения между друзьями, родителями и детьми и др.);                                                                                                                                                                - личностно-групповые (отношения между учителем и учениками, начальником цеха и рабочими и др.);                                                                                                                             - межгрупповые (отношения между двумя классами, спортивными командами и др.)

 

Социальные нормы.

В глубокой древности, складывались представления о нормах жизни, об одобряемом и порицаемом поведении. Мифология давала членам племени общее представление о надлежащем и запрещенном(например, запрещались убийство членов данного клана, людоедство и т.д. нарушители подвергались суровым карам(избиению, изгнанию из клана, смертной казни). В дальнейшем возникли представления о божественном происхождении правил человеческого поведения. Соблюдение этих правил поддерживал страх перед наказаниями при жизни или неминуемо после смерти- за их нарушение, за те или иные проступки. В античных государствах (Греция, Рим) обозначалась четкая граница между одобряемым поведением. Соответствующим справедливым нормам, и отклоняющихся от этих норм поведением.                                                                                  В наше время деятельность людей, их поведение и отношение регулируется множеством существующим в обществе норм.

Слово «норма» латинского происхождения и означает руководящее начало, правило, образец. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Существующие в обществе нормы можно представить в ряде их разновидностей.

Виды социальных норм Характеристика норм Примеры
Обычаи Функционируют в отдельных областях общественной жизни. служит средством приобщения индивидов к социальному культурному опыту, передачи его от поколения к поколению Гостеприимство, празднование Нового года и Рождества
Традиции Передаются от поколения к поколению в определенных обществах. Сохранятся длительное время охватывают материальные и духовные ценности Встречи одноклассников, подъем национального флага
Правовые нормы Закрепляются в законах, издаваемых государством. Содержат правило, образец, модель поведения людей в определенной ситуации, а также определяют наказание за неисполнение закона Конституция: «Все равны перед законом и судом»
Моральные нормы Существуют в виде поучений и притч. Регулируют не только поступки. Но и мысли и чувства. Обеспечиваются совестью и общественным мнением Не лгать, не хвастать, не лицемерить, укреплять семью.
Политические нормы Регулируют отношения между классами, нациями и другими социальными группами, между личностью и государством по вопросу завоевания, удержания и использования государственной власти Ст. 18 Конституции РФ: «Президент РФ является главой государства»
Эстетические нормы Определяют критерии красоты в художественном творчестве и в поведении людей, в пространстве, в быту, а также восприятие красоты человеком «Золотое сечение»: математическое соотношение, при котором целое так и относится к своей большей части. Как большая к меньшей
Религиозные нормы Определяют особое мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в сверхъестественное Соблюдение поста, подаяние
Правила этикета Касаются внешнего проявления отношения к людям Вежливое обращение, почтение к старшим

Социальный статус и социальные роли.

Каждый человек в обществе занимает определенное положение. Оно предполагает определенные права и обязанности. Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус», «социальный престиж» и «социальная роль».

Социальный статус (от лат. status: состояние дел, положение) – это характеристика положения личности в социальной иерархии. Он фиксирует различия между людьми по их социальному престижу в обществе, определяет место индивида в системе социальных отношений.

Социальный престиж (от франц. prestige: обаяние, очарование) – оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данном обществе.

В западных странах, например, наиболее престижно быть адвокатом или врачом. В США наиболее высокий статус имеет президент – 90 баллов по 100-балльной шкале. Астронавт оценивается в 80 баллов. Столько же (80) – университетский профессор. Физик оценивается в 78 баллов. Архитектор – 72, биолог, химик – 69, психолог, социолог – 67. Столько же (67) – банкир. Пилот самолета – 66, ветеринар – 61, почтальон – 58, артист – 57, брокер – 56, журналист – 55, библиотекарь – 54, танцор – 45, клерк офиса – 43, полицейский – 40, солдат – 39, повар – 31, водитель такси – 28, рыбак – 28, мальчик в отеле – 14, продавец наркотиков – 6.

Социальный статус личности зависит от объективных факторов (наличия дохода), и субъективных показателей (уровня и качества образования, квалификации, стиля жизни). Статус может быть:

1) наследственный (или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины);

2) приобретенный, достигаемый личностью, благодаря ее выбора, усилий, заслуг.

Классифицируют статусы и по другим критериям. Например:

1) естественный статус – связан с биологическими признаками, скажем, статус мужчины или женщины может быть различным;

2) профессионально-правовой статус– имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные.

Как правило, у человека можно обнаружить несколько статусов: академик, водитель личного автомобиля, грибник-любитель. Но только один, так называемый, интегральный статус определяет его положение в обществе, связанное с профессией, должностью, размером получаемых доходов.

Наличие собственности обычно повышает статус, но не всегда. Титулованные, но бедные дворяне имели более высокий статус, чем богатые торговцы. Быть президентом страны более престижно, чем простым миллионером.

В основе социального статуса может находиться и этническая или партийная принадлежность человека. Партийность может влиять на положение человека в обществе, независимо от отношения к средствам производства. Политическая партия представляет собой группу людей, имеющих общие интересы и цели, связанные с властью. А власть повышает статус человека.

Многое в оценке статуса личности зависит от конкретных социальных ролей выполняемых каждым индивидом.

Социальная роль (от франц. rôle: социальная функция) – модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений. Она адекватна комплексу ожиданий, связанных с поведением конкретного лица в социальной группе. Например, роль учителя. Каким должен быть учитель, каким Вы его ожидаете увидеть? Бывают роли студента, жениха, отца, спортсмена. Воспитывая мальчика, мы обучаем его мужским ролям. Человек приобретает новые роли в течение всей своей жизни.

Социальные роли могут быть постоянные,то есть существовать длительное время(например, роль матери) и временные, выполняемые в течение короткого периода(например, роль гостеприимного хозяина). Однако это деление часто носит условный характер – мать могут лишить родительских прав, а гостеприимство по отношению к близким людям не исключается на протяжении всей жизни.

К социальным ролям могут быть одновременно применены различные оценки их содержания: ролевые ожидания, то есть точка зрения на роль со стороны окружающих людей и ролевое поведение, состоящее из конкретных действий конкретного индивида, с позиций его взглядов и убеждений.

Слово «роль» чаще связывают с театральным действием.
Именно сравнение роли человека в обществе и образного ее воплощения актером на сцене позволило Шекспиру за­явить устами одного из героев пьесы «Как вам это понра­вится?»:

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Младенец, школьник, юноша, любовник,
Солдат, судья, старик

И все же в реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им са­мим написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и писать, и играть, исходя из сложившихся тре­бований общества по отношению к нему (не исключая, ко­нечно, его собственных целей и способностей).

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: