Передача основных светотеневых отношений

Рисунок натюрморта из двух предметов (завершение работы)

Задание: выполнить тональный рисунок натюрморта (штриховка).

На прошлом занятии мы построили натюрморт. Перед началом штриховки нужно исправить все ошибки, и ещё раз всё проверить, так как штриховать неправильно построенный натюрморт, не имеет смыла.

Прежде чем штриховать правильно организуйте освещение. Это очень важно для передачи объёма. Освещение должно быть верхне-боковым: естественное – из окна (только окно должно быть сбоку от натюрморта, а не прямо) или искусственное – от настольной лампы, например.

У меня освещение от настольной лампы.

Фон нейтральный, лучше одинаковый по тону (светлый), на обеих плоскостях. (У меня чуть разный).

 

 

Последовательность работы

1. Проверьте построение и ослабьте линии ластиком, особенно невидимые стороны эллипсов. Наметьте светотень: блики, собственную и падающую тени как можно ближе к натуре. Вспомните, как распределяется светотень на простых шарообразных предметах и на предметах сложной формы. На какую часть предмета свет попадает прямо, куда – вскользь (полутень), а куда совсем не попадает (тень).

 

 

 

 

Передача основных светотеневых отношений.

 

 


 

На этом этапе нужно увидеть большой объём предмета: где свет, а где тень и передать их. Пока не нужно бликов, рефлексов, не нужно разрабатывать полутень, даже тона предметов пока не важны: как будто оба предмета белые и матовые. Это поможет увидеть главное: общий объём предмета, большой свет и большую тень, а также падающую тень.

 

 

Начинайте штриховать с первого плана собственной тени. Здесь контрасты сильнее, а по мере удаления – становятся легче. Таким образом, мы сразу передаём пространство: что ближе, а что дальше. Тень растягиваем в полутень и в рефлекс. Свет оставьте пока белым.

Обратите внимание на штрих. Он зависит от формы предмета. Лучше выбрать направление по форме эллипсов и линии собственной тени. Тон набираем постепенно, послойно, меняя направление под небольшим углом. Штрихи располагайте довольно близко друг к дугу, аккуратно, чтобы не получалось соломы. Штрихуйте вскользь по листу, не давите, чтобы бумага дышала.


Детальная проработка

На этом этапе начинаем детально прорабатывать каждый предмет. Здесь нужно уже разбирать полутени и рефлексы: как они меняются, где светлее, а где темнее. Нужно также показать тон предметов: какой из них светлее, а какой темнее.

Начинайте детализацию также с первого плана собственной тени. Можно с более тёмного предмета. Внимательно посмотрите, где в предмете самое светлое и самое тёмное место. И все остальные тона делайте по отношению к ним. Можно взять карандаш помягче. По прежнему не давите. Набирайте тон послойно. Штрих может становиться более разнообразным, короче или длиннее, сложнее поворачиваться, но всегда по форме.

 

 

Если предмет гладкий (как у меня), то плавно вписывайте рефлексы, не разрушая большого объёма. Свет на тёмном предмете также нужно слегка поштриховать (только чтобы он не стал таким же, как полутень), а на светлом предмете пусть остаётся белым.

Также легко нужно передать фон. Посмотрите, где он светлее, а где темнее. Если обе плоскости одинаковые по тону, то темнее должна быть вертикальная – на ней полутень. На горизонтальной – свет. (У меня горизонтальная плоскость была чуть темнее по тону).

Обобщение

Обобщение заключается в том, чтобы вновь посмотреть на весь натюрморт целиком, а не на отдельные предметы или их части. Можно посмотреть немного прищурив глаза, чтобы увидеть главное. Посмотрите также на рисунок издалека, сравните с натурой.

При необходимости можно что-то сделать ещё ярче, а что-то увести. Посмотрите, передалась ли плановость натюрморта. На первом плане всё должно быть контрастнее: свет светлее, а тень темнее. По мере удаления контрасты ослабевают (воздушная перспектива). Если есть блики, смотрите, чтобы они не оказались белыми дырками. Не обводите их.

Натюрморт должен быть цельным.

 




double arrow
Сейчас читают про: