Передача основных светотеневых отношений

Рисунок натюрморта из двух предметов (завершение работы)

Задание: выполнить тональный рисунок натюрморта (штриховка).

На прошлом занятии мы построили натюрморт. Перед началом штриховки нужно исправить все ошибки, и ещё раз всё проверить, так как штриховать неправильно построенный натюрморт, не имеет смыла.

Прежде чем штриховать правильно организуйте освещение. Это очень важно для передачи объёма. Освещение должно быть верхне-боковым: естественное – из окна (только окно должно быть сбоку от натюрморта, а не прямо) или искусственное – от настольной лампы, например.

У меня освещение от настольной лампы.

Фон нейтральный, лучше одинаковый по тону (светлый), на обеих плоскостях. (У меня чуть разный).

 

 

Последовательность работы

1. Проверьте построение и ослабьте линии ластиком, особенно невидимые стороны эллипсов. Наметьте светотень: блики, собственную и падающую тени как можно ближе к натуре. Вспомните, как распределяется светотень на простых шарообразных предметах и на предметах сложной формы. На какую часть предмета свет попадает прямо, куда – вскользь (полутень), а куда совсем не попадает (тень).

 

 

 

 

Передача основных светотеневых отношений.

 

 


 

На этом этапе нужно увидеть большой объём предмета: где свет, а где тень и передать их. Пока не нужно бликов, рефлексов, не нужно разрабатывать полутень, даже тона предметов пока не важны: как будто оба предмета белые и матовые. Это поможет увидеть главное: общий объём предмета, большой свет и большую тень, а также падающую тень.

 

 

Начинайте штриховать с первого плана собственной тени. Здесь контрасты сильнее, а по мере удаления – становятся легче. Таким образом, мы сразу передаём пространство: что ближе, а что дальше. Тень растягиваем в полутень и в рефлекс. Свет оставьте пока белым.

Обратите внимание на штрих. Он зависит от формы предмета. Лучше выбрать направление по форме эллипсов и линии собственной тени. Тон набираем постепенно, послойно, меняя направление под небольшим углом. Штрихи располагайте довольно близко друг к дугу, аккуратно, чтобы не получалось соломы. Штрихуйте вскользь по листу, не давите, чтобы бумага дышала.


Детальная проработка

На этом этапе начинаем детально прорабатывать каждый предмет. Здесь нужно уже разбирать полутени и рефлексы: как они меняются, где светлее, а где темнее. Нужно также показать тон предметов: какой из них светлее, а какой темнее.

Начинайте детализацию также с первого плана собственной тени. Можно с более тёмного предмета. Внимательно посмотрите, где в предмете самое светлое и самое тёмное место. И все остальные тона делайте по отношению к ним. Можно взять карандаш помягче. По прежнему не давите. Набирайте тон послойно. Штрих может становиться более разнообразным, короче или длиннее, сложнее поворачиваться, но всегда по форме.

 

 

Если предмет гладкий (как у меня), то плавно вписывайте рефлексы, не разрушая большого объёма. Свет на тёмном предмете также нужно слегка поштриховать (только чтобы он не стал таким же, как полутень), а на светлом предмете пусть остаётся белым.

Также легко нужно передать фон. Посмотрите, где он светлее, а где темнее. Если обе плоскости одинаковые по тону, то темнее должна быть вертикальная – на ней полутень. На горизонтальной – свет. (У меня горизонтальная плоскость была чуть темнее по тону).

Обобщение

Обобщение заключается в том, чтобы вновь посмотреть на весь натюрморт целиком, а не на отдельные предметы или их части. Можно посмотреть немного прищурив глаза, чтобы увидеть главное. Посмотрите также на рисунок издалека, сравните с натурой.

При необходимости можно что-то сделать ещё ярче, а что-то увести. Посмотрите, передалась ли плановость натюрморта. На первом плане всё должно быть контрастнее: свет светлее, а тень темнее. По мере удаления контрасты ослабевают (воздушная перспектива). Если есть блики, смотрите, чтобы они не оказались белыми дырками. Не обводите их.

Натюрморт должен быть цельным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: