Однородные члены предложения и обобщающие слова

При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Обобщающее слово стоит или перед однородными членами, или после них. В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады.

После обобщающего слова перед однородными членами могут быть слова как- то, а именно, например, которые указывают на идущее далее перечисление. Вся усадьба Чертопханова состояла из четырёх ветхих срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани.

После однородных членов перед обобщающим словом могут быть слова, имеющие значение итога (словом, одним словом). Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

 

2. Перейдите по ссылке, ознакомьтесь с теоретическим материалом:

А)https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass/prostoe-oslozhnennoe-predlozhenie-10915/znaki-prepinaniia-pri-opredeleniiakh-i-prilozheniiakh-10951/re-6cb3731f-5d04-44f5-bd41-0401df12080f

Б)https://www.yaklass.ru/materiali?mode=cht&chtid=661&subid=161 (знаки препинания при однородных членах предложения).

 

3. Посмотрите видеоуроки: А) « Знаки препинания в предложениях с однородными членами», Б) « Однородные и неоднородные определения»

А)https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16562076267410939341&text=%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%2011%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1588440906386339-1244054088186674370400299-production-app-host-sas-web-yp-207&redircnt=1588440912.1

Б)https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5347592004771406869&text=%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%87%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%85+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA+11+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81

Практическое задание:

1. Прочитайте § 73, выполните следующее упражнение.

Упражнение 1. Спишите, расставьте знаки препинания, докажите.

Например: На подоконнике колючий кактус цвёл жёлтыми красивыми цветами (цвет и качество).

Горькую, незаслуженную обиду простить трудно (слова горькая и незаслуженная показывают, почему трудно простить. – Связь причинная).

Примечание: Иногда определения кажутся неоднородными, между ними нельзя вставить союз –и-; признаки, обозначаемые определениями, как будто различные. При этом одно из слов употреблено в переносном смысле – в качестве эпитета, чтобы ярче подчеркнуть выраженную им мысль.

Сравните: Бледно-голубая стеклянная ваза украшала маленький столик. Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

В первом предложении определения характеризуют предмет с разных сторон, указывают на цвет и материал, следовательно, они неоднородны. Во втором предложении – неоднородные определения, но они объединены общим понятиемничего не выражающие глаза. Это делает их однородными. Объединяющим признаком может служить сходство производимого впечатления, внешний вид, причинная связь.

1. Он родился в бедной крестьянской семье. 2. Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3. Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4. Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6. Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную. 7. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8. Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9. Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10. У него были большие рыбьи глаза. 11. Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12. Послышался звонкий детский смех. 13. Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо. 14. Все уснуло крепким здоровым сном. 15. Был холодный осенний вечер. 16. На ветках висели крупные тяжелые капли.

 

2. Прочитайте § 72, выполните следующие упражнения.

 

Упражнение №2. Спишите, раскройте скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. У ней было всё и красота и ум и богатство и знатность словом всё, о чём мог мечтать любой мужчина. 2. Вот иду я однажды по лесу и вдруг слышу за спиной стра(н-нн)ый хруст остановился ни жив ни мертв. 3. В знакомой сакле огонь то трепетал то снова гас. 4. Осень предупреждала о своем приходе то сухим листком (не)взначай забытым на скамейке то маленькой зеленой гусеницей, спускавшейся на п…утине мне прямо на голову. 5. Лес словно замер и спокойно и мерно шумит. 6. Пушкин создавал свои произведения в различных жанрах а именно роман стихотворение повесть поэма. 7. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. 8. Белое даже бледное лицо темные волосы бархатный взгляд и дли(н-нн)ые рес…ницы вот все что бросилось ему в глаза. 9. Пушкиногорье… Этот край где всё и небо и рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным должен раскрыть перед каждым уд…вительный мир поэта, мир который делает нас духовно богаче. 10. Всё это шум и говор и толпа людей всё это было как(то) чудно Акакию Акакиевичу. 11. Язи головли щуки словом крупная рыба в это время уже не брала. 12. Оба и сын и мать были так поглощены своим делом что не заметили приход Максима. 13. Голос её то затихая то вновь усиливаясь как(будто) старался противостоять стихии. 14. Собака и кошка и играли и ели и спали вместе. 15. Директора интересовала (не) столько финансовая отчётность в целом сколько сумма чистой прибыли. 16. Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи. 17. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. 18. Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи и машинного масла. 19. В атмосфере тайных обществ проходила жизнь Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на юге.

 

Упражнение №3. Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Однородные члены предложения подчеркните одной чертой, обобщающие слова -двумя чертами.

1. Трава земля крыши домов всё было покрыто белым налётом инея. (А.Куприн) 2. Всюду вверху внизу пели жаворонки. (Чех.) 3. Белая куропатка разгребая снег отыскивает себе корм замёрзшие ягоды семена почки. (И. Соколов-Микитов) 4. Рабочий ра…тавит разложит снаряды рубанки подпилки долота ножи. (Н. Некр.) 5. Из множества звуков земли пения птиц тр…петания листвы на деревьях треска кузнечиков журчания лесного ручья самый весёлый звук – песня полевых и луговых жаворонков. (И. Соколов-Микитов)

Примечание: теоретический материал представлен также и в учебнике

Автор: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко 10-11 класс. Если файл не открывается, попробуйте скачать самостоятельно данный учебник.

 

Сфотографируйте свои работы и отправьте на электронную почту с указанием группы, фамилии, имени: zarema.ignatova.20@mail.ru

Убедительная просьба, если есть возможность, выполните задания в электронном виде, например, в программе Word!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow