Контрольная работа №

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Керченский филиал КИПУ имени Февзи Якубова

Кафедра педагогического образования и гуманитарных дисциплин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № ______

 

по дисциплине:

 

«Методика ознакомления детей дошкольного возраста с русским народоведением»

ТЕМА: «Русские народные традиции воспитания детей»

 

 

                                                                Студент (ка): Шелкович Полина Вячеславовна

                                             

                                                      Специальности: Дошкольное образование

 

Курса ________5________________

                                                                     

       Группы: КЗДО - 15

 

                                                               Руководитель: Шишлевская Елена Вадимовна

 

                                                                Оценка:

 

Керчь 2020 г

«Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим»

В русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей, он у нас связан с фольклором. Сказки, поговорки, песни – являются богатым культурным наследием. Эти произведения всегда несут воспитательный момент. Герои сказок борются со злом, проявляют смекалку, жизнелюбие и оптимизм. В поговорках представлена вся накопленная мудрость. Народные песни демонстрируют патриотизм, силу духа и душевное богатство русского человека.

Когда ребенок  подрастал, ему начинали рассказывать сказки. Русские сказки про Ивана Дурака, Бабу Ягу и других героев — это кладезь народной мудрости. Они объясняли ребёнку, что такое добро и зло, кто такие герои и злодеи и показывали, к чему могут привести те или иные поступки. Слушая такие сказки, дети понимали, что добро всегда побеждает, а правда обязательно торжествует над ложью. После 6-7 лет происходило разделение воспитательного процесса по половой принадлежности.

Ценности, которые прививались детям в русских семьях вне зависимости от половых различий:

1.  Во главу угла ставилось почитание родителей и вообще старших. Гарантией того, что эти традиции будут сохранены, служило то, что семьи жили вместе в общем доме и опыт предавался от старшего поколения младшему.

2. Уважение и бережное отношение к окружающему миру – еще один принцип воспитания на Руси. Умение жить в гармонии с природой воспитывалось с раннего детства, так же как уважение к своему Отечеству. Вместе с тем детям передавались трудовые навыки, такие как обработка земли и выращивание хлеба, например. Формирование трудолюбия считалось обязанностью родителей, тогда как лень признавалась следствием недостаточного воспитания.

3. Нравственное воспитание присутствовало всегда, об этом говорят пословицы и поговорки, сохранившиеся до настоящего времени. «Не стыдно молчать, когда нечего сказать», «От учтивых слов язык не отсохнет» - в этих и других поговорках народная мудрость о правилах поведения и хороших манерах. Традиции гостеприимства были столь сильны, что уходя из дома, хозяева не закрывали дверь, а на столе оставляли угощение для возможных гостей. Естественно, что в этих традициях воспитывались и дети.

4. Трудовое воспитание было главным. В раннем детстве приучение ребёнка к труду осуществлялось, главным образом, через игры и игрушки. В игре дети моделировали те или иные действия с предметами. В ходу были, так называемые «семейные игры», в которых воспроизводился трудовой распорядок семьи. Родители всегда старались использовать и поощрить стремление ребёнка научиться делать так, «как взрослые». Эффективным методом обучение детей трудовым навыкам является наглядный пример. «Добрый пример лучше ста слов» – говорили они. В 8 – 12 лет девочка с маленькой прялочкой отправлялась на первые свои посиделки. Существенной задачей родителей по отношению к девочке было сформировать у неё особое отношение к детям, чтобы в будущем стать хорошей матерью. К 15 годам девочки приобретали знания будущей хозяйки дома и были готовы ко взрослой жизни.

Подготовка мальчиков к трудовой деятельности была более длительной и заканчивалась обычно к 17 – 18 годам. В 7 -8 лет мальчишку сажали на коня, чтобы он научился ездить и управлять лошадью. С ранних лет мальчиков обучали пасти скот, отвозили в поле обед, гоняли коня на водопой. В 10 – 12 лет круг обязанностей расширялся. Сын помогал боронить, сгребать сено, молотить. Учили детей доделывать всякую работу до конца. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Мальчик испытывал подлинную гордость, когда слышал отцовские слова «Слава Богу, новый работник в семье появился».

 

Детей учили по особенному относиться к матери. До пятилетнего возраста мать играла главную роль в воспитании детей. Она не только заботилась о нём, но и бережно растила его душу. Учёные пришли к выводу, что полученный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом влияет на умственное и психическое развития ребёнка, на характер его взаимоотношений с окружающими. Ещё в далёкие годы люди знали, что недостаток материнского внимания в первые годы жизни ребёнка негативно сказывается на его будущем. Существуют такие пословицы:

• Кто без призора в колыбели, тот век не при деле.

 • От доброго дерева – добрый и плод.

• При солнце тепло, при матери – добро.

 • Сердце матери лучше солнца греет.

На мать возлагались надежды как на воспитательницу нравственности, целомудренности и послушания. Мать нельзя было обидеть даже плохими мыслями, грубить ей, повышать на неё голос.

Отец в семье занимал высокий статус, подчёркивая особую роль в деле воспитания детей. Отец подсознательно закладывал полоролевые стереотипы поведения. На отцовском опыте учились сыновья, которым в будущем предстояло создавать собственные семьи.

Наказание считалось необходимой частью воспитания. «Ненаказанный сын – бесчестье отцу», «Детину сердцем люби, а руками гнети». Но традиции советовали «учи детей без людей», дабы не подвергать позору ни их, ни родителей. В более серьёзном проступке стегали хворостиной. Ставить в угол, запирать в тёмной комнате, оставлять без обеда – применялось крайне редко. И уж совсем нельзя было наказывать работой, ибо труд – дело святое, он должен быть в радость, а не в тягость.

Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6-7 делали почти полностью работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу. Девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению государственных дел, заботе о своих подданных, защите их.

Различия в воспитании девочек и мальчиков объяснялись, прежде всего, тем, что девочек воспитывали как будущих матерей и хранительниц семейного очага, а мальчиков – как будущих воинов, защитников и кормильцев.

Каждое возрастное посвящение – это испытание не только для ребенка, но и для родителей. Когда ребенок проходит этот экзамен, он свидетельствует о готовности к новому отрезку жизни.

Когда ребенок рождается проводиться Обряд Имя - наречения, его проводят на девятый день или до сорокового. Маленькому человечку дается тайное и явное имя и вкладывается сила исцеления – Жива. Имя - наречение дает возможность человеку самому отвечать за свои поступки, в ином случае за все действия отвечают наши родители, а если они не наречены, то цепочка уходит вдаль. При наречении у ребенка появляются вторые родители – божатые, это женщина и мужчина, хорошо, если они являются мужем и женой, как единое целое. Это духовные родители, которые будут присутствовать на всех посвящениях, и будут научать, и наставлять ребенка по жизни. Для девочки важна божатая мать, а для мальчика играет большую роль божатый отец.

Посвящение, которое проходит девочка после обряда Имя - наречения – это Обряд Пострижен.Когда девочке исполняется годик, ей подстригают волосы. Но полностью головку не подстригают, состригают только пушок. Девочка рождена берегиней, которая приводит в мир души детей, то есть она связана с навью, миром потусторонним, через свои косы. А мальчикам наоборот нужно состригать волосы полностью, чтобы отрезать его от влияния мира Нави, мальчик связан с Правью, вышним миром Богов.

После Пострижен, от трех до шести лет, девочка проходит Обряд Зарницы-Провестницы. При этом посвящении девочке обрядово надевают её первое украшение. Серьги подготавливают божатые родители заранее. Цвет камня в золотых колечках символизирует то, к чему более расположена маленькая Лада.

Посвящение для девочки от шести до двенадцати лет – это Обряд Закосычения, когда девочке обрядово заплетают две косы. Одну косу заплетает мама, другую – отец. В косы заплетают красивые ленты, благоухающие травы. Девочке дарят гребешки, заколки, ленточки. С этого момента начинали приучать девочку к домашнему труду, готовить, шить, вышивать. Прививали ей такие качества, как терпение, хозяйственность, аккуратность, трудолюбие. Развивали в ней мягкость и нежность. В этом возрасте так же учили женской магии и правилам хорошего тона.

От Закосычения - до Лельника. Посвящение в Лельник девушка проходит, когда ей исполняется тринадцать лет. Это первый общественный обряд девочки-подростка. Её готовят к состоянию женщины. Тогда девушка уже могла хороводы водить и песни с девушками петь, на праздниках участвовать в игрищах и гадать на суженного. Такая девушка одевалась уже по-другому, наряжалась в красивые сарафаны и вплетала яркие ленты в косы. Кстати, цвет ленты мог рассказать о том, каким мастерством владеет девушка.

После Лельника отдавала Леля девочку под опеку Вечерней Зореньке – Весте, покровительнице девушек, которые замуж должны выходить. Девушку уже могли сватать. С этого момента она усердно готовилась к замужеству. Вышивала себе приданное, готовила одежду, училась домашнему ведовству.

Ещё один обряд проходила такая девушка. Это Обряд Вестунки. Проводился он с шестнадцати до двадцати лет. В таком возрасте проводилась глубокая духовная работа над собой, принятие себя как будущей жены и матери. Проявление чувств, магия стихий. Женственность, любовь и материнство. Девушка обучалась рукоделию, семейным и родовым обрядам. Раскрывала понятие мужчины и принятия его в свой мир.

Матери очень внимательно относились к воспитанию девочек и прохождению ими всех возрастных посвящений и колодарных обрядов. Чем старше становится дочь, тем большим пониманием о мире и его построении отец и мать должны её наполнить.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакиваения в поневу (полотнище ткани, которое женщины древней Руси использовали вместо юбки. До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: «Хочу – вскочу, хочу – не вскочу!» Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.

Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу. На Руси говорили: «Отец бережет дочь до венца, а муж до конца». Девушка должна была почитать мужа, который был главой семейства. И то, чему ее научили родители, она передала своим детям и внукам.

 Воспитание мальчиков на Руси считалось не женским делом. В семьях дворянских были дядьки, которые наряду с няньками ухаживали за детьми мужского пола, а для получения образования нанимали гувернера – мужчину. В крестьянских семьях мальчики сразу росли в мужской среде, так как очень рано начинали помогать старшим мужчинам по хозяйству. Трудовое воспитание мальчиков считалось прямой обязанностью мужчины, так же как и наука мужского поведения. Обучение сына велось собственным примером: наблюдая за отцом, мальчик обучался труду, учился строить взаимоотношения с окружающими, вести себя сообразно ситуации.

Первый этап перехода из младенчества в отрочество был связан для мальчика с постригом и сажанием на коня. Происходило это обычно в два – три года. Начиная с этого момента, мальчиков готовили к защите не только своей семьи, но и всего Отечества. Примерно в этом же возрасте мальчику вручали его первый меч.

В двенадцать лет юноша получал второй меч, как знак того, что он уже должен в совершенстве овладеть этим оружием и стать настоящим воином. С этого времени он мог участвовать в походах и сражениях и завоевывать собственную Ф оружие – ножи, мечи, топорики. Боевая подготовка проходила в форме народной игры, а затем поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам. Кулачные бои, бои «стенка на стенку» и т.п. были обыкновенным явлением вплоть до 20 века.

Наказание детей также являлось прямой обязанностью отца, ведь общественное мнение требовало от него строгости в воспитании детей. При этом наказание обязательно должно было быть заслуженным и запомниться на всю жизнь, поэтому проводилось с соблюдением определенного ритуала. Наказание могло быть назначено за воровство, неуважение к старшим, непослушание и другие проступки. При этом решения, принимаемые отцом, не обсуждались, а беспрекословно исполнялись.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение, передача и степень восприятия этого опыта во многом зависит от принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения.

Воспитание детей на Руси всегда было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, честными и счастливыми.

Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят и славянские пословицы: «Ученье в детстве – как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается».

 

 

Используемая литература

1. Котляровский Н.И. Об обычаях у славян при рождении дитяти до его возмужания. - Чтение в историческом обществе Нестора-летописца, кн. I. Университетская типография. Киев, 1879. 317 с.

2. Курочкина, Ирина Николаевна. Русская педагогика: Страницы становления (VIII-XVIII вв.): Учеб. пособие: [Для студентов, преподавателей пед. высш. и сред. учеб. заведений] / И. Н. Курочкина. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 111 с.

3. Домострой. Поучения и наставления всякому христианину / Сост., вступит. ст. и коммент. В.В. Колесова / Отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014.- 448 с.

4. Интернет – ресурс: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/01/07/vospitanie-detey-na-rusi-i-u-drevnih-slavyan

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: