Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети

 Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде.

Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Ø Создание эмоционально-положительной атмосферы

Ø Организация материальной среды и трудового оборудования

Ø Учет нагрузки.

Ø Постепенное усложнение

Ø Учет индивидуальных интересов

Ø Систематический характер

Ø Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил безопасности

Основы теории формирования трудовых умений.

ТРУД – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

Навыкиэто автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ – это способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности; совокупность трудовых действий, которые может сознательно произвести работающий, применяя наиболее целесообразные способы (навыки) его осуществления. Умения – это знания в действии.

Упражнение - это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количестве упражнений, необходимых для полной отработки навыка.

 

Количество используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем быстрее формируется психологическая система действия, тем меньше требуется упражнений. Наличие психологической системы действия определяется по следующим признакам:

 

- ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;

- наличие ориентировочной основы действия в виде системы необходимых и достаточных информационных признаков, на которые ориентируется человек при выполнении действия;

- частичная автоматизация действия;

- наличие системы обратной связи и сформированный на ее основе внутренний самоконтроль выполнения действия;

- саморегуляция недостатков и исправление ошибок;

- систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности.

Наличие данных признаков позволяет считать навык сформированным и закончить регулярные упражнения по его отработке. Однако, если упражнения прекратить полностью и одновременно не выполнять действие, навык может постепенно разрушиться. Для его восстановления требуется новая серия упражнений.

Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка, называют умением.

Умение - это знание, которое понято человеком и правильно выполняется. При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения.

Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам:

0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения); 1 уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого); 2 уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников; 3 уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг; 4 уровень – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия.

Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут

Виды умений и навыков:

-познавательные;

-обще-трудовые Существенной стороной обще-трудовых умений П.Р. Атутов и В. А. Поляков выделяют то, что дети овладевают ими в процессе учебного и общественно полезного, производительного труда. Специальные умения формируются у детей главным образом на занятиях по трудовому обучению

-конструктивно-технические (постановка и осознание цели предстоящей работы);

-организационно-технические (подбор орудий труда, изыскание необходимых материалов, определение технологических способов их обработки, планирование работы, организационных средств производства в соответствии с поставленной целью труда);

-Контрольные (текущий и завершающий контроль выполнения запланированных операций).

Трудовое обучение направлено на усвоение детьми системы знаний о предметах, средствах и процессах труда, ознакомление с основами сельскохозяйственного производства, развитие технического творчества и сельскохозяйственного опытничества, формирование трудовой культуры.

В процессе трудового обучения овладевают общетрудовыми и некоторыми специальными умениями и навыками, что дает им возможность участвовать в производительном труде.

Важным элементом трудовой подготовки школьников является общественно полезный труд, который может осуществляться в школьных учебных мастерских, в подсобных хозяйствах, на школьных учебно-опытных участках, фермерских хозяйствах.

Необходимым элементом трудовой подготовки являются техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество, которые строятся в соответствии с требованиями учебной программы по трудовому обучению. В процессе проведения опытной работы у школьников формируется творческое отношение к труду, наблюдательность, дисциплинированность, аккуратность, интерес к различным отраслям сельскохозяйственного производства, развиваются общетрудовые умения по планированию, организации сельскохозяйственного труда.

Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и учебнопроизводственная практика в старших классах.

Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и Т.д.

Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населенных пунктах, дорог и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.

Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно полезный, производительный труд, который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с созданием материальных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: