Труд как экономическая категория

  В процессе экономического воспитания необходимо расширять представления детей о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей.

1. Необходимо обсуждать с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.

Так, например, можно предложить дошкольникам решить задачу «Как появляется новая тетрадь» (опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов но вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг, постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь.

Очень важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долге и трудном процессе выращивания леса.

Требования к методике руководства трудовой деятельностью детей.

1) Обучая детей различным навыкам и приёмам работы владению инструментом, воспитатель должен обеспечить чёткий и грамотный их показ.

2) Прежде чем объединять детей для выполнения групповой или коллективной работы, воспитатель должен быть уверен в том, что каждый ребёнок в достаточной мере овладел необходимыми навыками.

3) Во время работы с инструментами число детей, работающих одновременно, не должно превышать 4-5.

4) Воспитатель следит за тем, чтобы между работающими детьми сохранялось расстояние не менее 1м.

5) При организации трудовой деятельности, требующей значительной затраты сил (перекопка земли, перенос песка, полив огорода и цветника, расчистка участка зимой и т.д.), воспитатель внимательно следит за состоянием детей, не допуская их переутомления, перегрева и охлаждения. В случае появления у ребёнка учащённого дыхания, покраснения кожи лица, выступания пота и других внешних признаков утомления, педагог предлагает ему отдохнуть, а затем переключает на спокойную деятельность.

6) При выполнении однообразной, монотонной работы (прополка, сбор ягод, протирание стульев, различные виды художественного труда) продолжительность трудового процесса необходимо чётко регулировать. Отведённое на эту работу время не должно превышать 30 мин. через каждые 7-10мин. необходимо производить смену деятельности детей или устраивать перерывы.

7) Воспитатель постоянно контролирует сохранение правильной позы и осанки детей в процессе работы.

8) Воспитатель приучает детей работать внимательно, сосредоточенно, не отвлекаясь и не размахивая инструментами.

9) Все колющие и режущие инструменты воспитатель выдаёт и принимает от детей строго по счёту.

10) Экскурсии, проводимые в целях ознакомления с трудом взрослых, тщательно готовятся педагогом с учётом возрастных особенностей и физических возможностей детей.

Накануне экскурсии воспитатель уточняет предварительно намеченный маршрут, посещает запланированный объект и принимает меры к обеспечению безопасности детей, особенно при наблюдении за работой различных механизмов и сельскохозяйственной техники. Проводит беседу с детьми о правилах поведения во время экскурсии. Детей сопровождают не менее двух взрослых.

11) Воспитатель в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения в процессе трудовой деятельности и систематически контролирует их выполнение.

Правила поведения детей в процессе трудовой деятельности.

     Воспитатель создаёт необходимые условия для трудовой деятельности детей, обучая их навыкам работы с различными материалами и инструментами, обеспечивает усвоение и выполнение правил поведения в процессе труда.

Дети должны знать и строго соблюдать следующие правила:

1.Выполнять порученную работу только в местах, отведённых для данного вида труда.

2.Прежде чем приступить к работе, следует надеть фартук или другую спец.одежду, засучить рукава и вымыть руки, если это необходимо, подобрать волосы.

3.В соответствии с порученным заданием подготовить своё рабочее место; аккуратно, удобно расположить нужные материалы и инструменты, убедиться в их исправности.

4.В процессе труда постоянно поддерживать порядок на своём рабочем месте.

5.Использовать оборудование и инструменты только по их прямому назначению. Инструменты, необходимые для самостоятельной деятельности, можно брать только с разрешения воспитателя.

6.Работать внимательно, не отвлекаясь, не ходить с инструментами в руках и не мешать другим детям.

7.В процессе работы иглы класть только в игольницу, ножницы – на специальную подставку сомкнутыми концами от себя.

8.Отрезать нитку только ножницами, проволоку – кусачками.

9.По окончании работы проверить состояние оборудования и инвентаря, очистить его, уложить и убрать.

10.Рабочее место привести в порядок с помощью веника, щётки-сметки и влажной тряпки, не сдувать мусор ртом и не смахивать руками. 

Тщательно вымыть руки, снять и убрать на место рабочую одежду, причесаться, привести в порядок свою одежду.

11.В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадин немедленно обратиться к воспитателю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: