double arrow

Семинар 5. Оформление результатов научного исследования

1

1. Чем нужно руководствоваться при оформлении текста научной работы?

Оформление текста научной работы регламентируется ГОСТами, на основании которых потом составляются «локальные» конкретные требования – методические указания, информационное письмо, требования для авторов

2. Перечислите основные структурно-композиционные части текста научной работы

· Титульный лист;

· Задание (опционально, если указано в требованиях);

· Аннотация (опционально, если указано в требованиях);

· Содержание;

· Введение;

· Теоретическая глава / главы;

· Практическая глава / главы;

· Заключение;

· Список использованных источников

3. Что такое УДК и как его определить?

УДК – Универсальная десятичная классификация – это система классификации информации, которая широко используется во всем мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек.

Обычно индекс для своей статьи должен предоставлять автор, для этого нужно обратиться в библиографический отдел научной библиотеки или искать самому по таблица, данным в онлайн-доступе в Интернете. Для того, чтобы получить правильный индекс УДК, требуется название статьи, аннотация и ключевые слова, которые зашифровываются в индексе, например, к теме «Поэтика пространства в романе Эмили Бронте “Грозовой перевал”: переводческий аспект» УДК 81’255:821.111-311.2. Здесь 81’255 – языкознание, письменный перевод, 821.111 – английская литература.




4. Что обычно содержат аннотация к научной работе?

Аннотация содержит общий научный или дисциплинарный контекст, постановку проблемы, методы или пути ее решения, полученные результаты (без деталей) и возможность их применения.

 Результаты работы описываются предельно точно и информативно. Текст аннотации должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации.

5. По какому принципу отбираются ключевые слова и каково их количество?

Ключевые слова нужны для того, чтобы облегчить поиск нужного материала в соответствующих базах данных. Ключевые слова – это существительные. Традиционно они отражают объект и предмет, материал, а также, часто, и основной лингвистический метод исследования. Их количество обычно определяется требованиями к работе. Чаще всего авторов просят дать от 3 до 7-10 ключевых слов.

6. Какие содержательные элементы включает в себя введение к квалификационной научной работе?

· краткое разъяснение сущности исследуемой проблемы и обоснование ее актуальности;

· объект и предмета исследования;

· цели и задачи исследования;

· материал исследования;

· методы исследования (краткое описание фактического материала, его объема с указанием единицы наблюдения);



· доказательство достоверности (опционально, если указано в требованиях);

· новизна / элемент новизны;

· теоретическая и практическая значимость;

· краткое описание структуры работы

7. Нужно ли введение в научной статье? Если да, то о чем в нем говорится?

Необходимо краткое введение (постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами, объясняющая актуальность темы исследования; при необходимости – краткий анализ последних публикаций, на которые опирается автор; выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья; цель исследования)

8. Как структурируется основная часть квалификационной научной работы?

Теоретическая часть исследования состоит из одной или двух глав. Главы делятся на разделы / параграфы, которые должны иметь относительно законченный характер, т.е. завершаться обобщающим абзацем.

В теоретической части исследования излагаются теоретические или теоретико-методологические основы и закономерности проблемы исследования, рассматривается история вопроса.

Практическая часть исследования представлена в отдельной главе /главах и также завершается выводами, где подводится итог описанию практического материала. Практическая часть работы по лингвистике представляет собой систематизированный, структурно оформленный, логически выстроенный, многоаспектный анализ собранного языкового материала, опирающийся на теоретическое осмысление изучаемой категории.



9. Как нумеруются ее структурно-композиционные элементы?

Заголовки параграфов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацным отступом.

Название подраздела (параграфа) отделяется от последующего текста интервалом в 1 строку.

Заголовки подпунктов печатают в подбор к тексту. Заголовки и подзаголовки выделяются жирным шрифтом.

Подразделы (параграфы) должны иметь двойную нумерацию арабскими цифрами (например: 1.1). Части подраздела (параграфа) могут иметь тройную нумерацию (например: 1.1.1).

Дальнейшее деление не допускается.

Каждую структурную часть работы (кроме выводов к главам) начинают с новой страницы.

10. Каковы общие принципы научного стиля?

· строгая логичность и последовательность изложения материала

· обязательное подтверждение теоретических положений примерами и фактами.

· язык изложения должен быть ясным и точным.

· максимальная отстраненность автора от изложения.

· объективность изложения, указание, на чем основано то или иное утверждение, кому принадлежат мысли или слова, на которые ссылается автор работы

· не следует давать претендующие на истину оценки работ других ученых, можно лишь присоединиться к точке зрения другого автора или аргументированно оспорить ее, пользуясь для этого соответствующими языковыми средствами

11. Перечислите основные синтаксические особенности научного стиля

· большая частотность абстрактных, а также отглагольных существительных, обозначающих процессы

· глагольные формы настоящего времени изъявительного наклонения

· следует избегать слишком сложных грамматических конструкций, слишком длинных цепочек существительных в родительном падеже, длинные ряды придаточных предложений, начинающихся союзом «который», их можно чередовать с причастными и деепричастными оборотами

· одно предложение должно быть не длиннее 2-3 строк, в нем четко должны быть видны подлежащее и сказуемое, а определения стоять рядом с теми определяемыми словами, к которым они относятся

· использование безличных и неопределенно-личных оборотов и предложений

12. По какому принципу текст делится на абзацы?

Одна мысль – один абзац.

13. Какой может быть композиция каждого абзаца?

Сначала идет «тематическое предложение», то есть основной тезис, который потом аргументируется, либо называется предмет, а затем даются его признаки.

14. Перечислите и проиллюстрируйте основные типы вводных слов, употребляемых в научном стиле. Какова их основная функция?

Для того, чтобы обеспечить связность и логичность текста, используются вводные слова, которые могут маркировать:

·  последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, вопервых, во-вторых, значит, итак и др., прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть);

· противопоставление (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

· причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);

· выводы (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).

Кроме того, в научных текстах употребляются клише – готовые устойчивые выражения и фразы.

15. Допустимы ли в научном изложении экспрессивность, эмоциональность и оценочность?

В научном стиле недопустимы эмоционально окрашенные слова, просторечия и жаргонизмы.

16. Каковы основные принципы отбора и употребления научной терминологии?

Научное определение не должно содержать «круга», не должно быть экспрессивным, содержать метафор и двусмысленностей. Смысловая точность научного текста обеспечивается тщательным подбором слов, передающих мысль автора и сводящих к минимуму возможность неправильной интерпретации. Среди требований к термину выделяют краткость, простоту, однозначность, мотивированность, согласованность с другими терминами, предпочтение уже внедренным и отечественных терминов новым и иностранным.

17. Каковы основные принципы использования буквенной символики и сокращений?

Если какое-либо терминологическое понятие (понятия) повторяется в тексте работы многократно и является одним из ключевых понятий работы, то в целях экономии места и усилий автор может заменить его сокращением, обычно в виде заглавных букв. В таком случае это делается следующим образом: при первом же употреблении данного понятия в тексте (но не во Введении, если это текст квалификационной работы) вслед за полным названием, набранным полужирным или наклонным шрифтом, в скобках помещается избранная автором аббревиатура.

 В дальнейшем тексте на месте полного названия употребляется только данная аббревиатура. При неоднократных ссылках на какой-либо корпусный источник (словарь, художественное произведение, периодическое издание) в целях экономии места данный источник можно зашифровать в виде аббревиатуры и в тексте ссылаться только на предложенную аббревиатуру. В квалификационных работах можно составить Перечень сокращений и условных обозначений. Перечень состоит из двух колонок. В левой колонке в алфавитном порядке приводятся сокращения, а в правой их детальная расшифровка. Если общее количество сокращений или новых символов и обозначений, используемых в работе, менее трех, то перечень сокращений не составляется, а расшифровка приводится в тексте при первом упоминании.

18. Каким может быть иллюстративный материал в тексте научной работы по филологии?

Весь иллюстративный материал, который используется в тексте научной работы по лингвистике и по филологии, можно условно разделить на два типа: вербальные и графические иллюстрации. Также к иллюстративному материалу могут относиться и таблицы.

19. Как оформляется вербальный иллюстративный материал?

Вербальные или словесные иллюстрации, если говорить простыми словами, это те самые примеры из «Источников иллюстративного материала», которые разбираются в работе. В их число могут входить отдельные слова, значения слов, целые предложения. Традиционно вербальный иллюстративный материал (слова или словосочетания) печатается курсивом. Значения слов заключаются в кавычки. Более длинные сегменты (части предложений либо одно или несколько предложений целиком) приводятся в соответствии с правилами цитирования.



1




Сейчас читают про: