Тема: Общее понятие метода обучения (сущность, функции, структура)

Методы обучения - это способы целенаправленного двустороннего взаимодействия учителя и учащихся, направленной на решение учебно-воспитательных задач.

История развития методов обучения получила свое начало в древности, в первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической жизни взрослых. Оно совершалось через практику, наглядность, слово. Подражая взрослым, наблюдая и повторяя действия взрослых (делай, как я), совершенствуя их, дети приобретали свой опыт жизни. Так, первым среди исторически обусловленных методов можно назвать метод подражания. Дальнейшее развитие человеческого общества и потребность в совершенствовании обучения стали причиной и условием развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации вызвало к жизни наглядные методы и методы, обеспечивающие практическое усвоение знаний. Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их.

Методы обучения делят на общие и специальные. Под общими в современной педагогике принято понимать методы, применяемые в школе при изучении различных учебных предметов. Специальными считают применимых при изучении отдельных дисциплин.

Выделяют противоположные и одновременно взаимосвязанные стороны в методах обучения - явление и сущность, внешнее и внутреннее, форму и содержание.

Внешнюю сторону методов обучения характеризуют различные способы их проявления в учебной деятельности учителя и учащихся, по которым можно непосредственно наблюдать. Эта сторона метода может быть описана различными аспектами:

- Словесная форма представления учебной информации учителем и устная форма воспроизведение знаний учащимися;

- Зрительная форма представления учебной информации посредством использования наглядных пособий;

- Разнообразные практические работы учащихся как форма обмена информацией между теми, кто учит, и теми, кто учится;

- Различные внешние приемы, использует учитель для повышения эффективности обучения учащихся (педагогическая техника, культура речи, педагогический такт и т.п.).

Внешние стороны метода обучения отражают определенные внутренние проявления. Внутренняя сторона метода обучения составляет его сущность. Ее можно наблюдать снаружи. Сюда относятся следующие моменты:

- Целеустремленность преподавания и учения;

- Содержание обучения, которым определяются методы;

- Процесс логической мыслительной деятельности учащихся (анализ, синтез, индукция);

- Психологическая сторона метода, органически присуща ему.

Метод реализуется через совокупность приемов. Приемом называют структурный компонент метода. Одни и те же приемы могут быть составными различных методов.

Дидактический прием (или методический прием) - составной компонент метода, функцией которого является направление учащихся на решение частных дидактических задач.

Метод обучения является понятием многомерным и многозначным. В связи с этим возникает необходимость определенной систематизации методов обучения, т.е. их классификации - распределения на определенные группы по определенным признакам. Независимо от признака, по которому проведена классификация, каждый метод сохраняет свои существенные внешние характеристики в различных условиях обучения.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ - это метод основан на словесном преподавании материала. К рассказу как методу сообщения новых знаний предъявляются определенные педагогические требования:

 

1) научная и практическая достоверность материала,

2) логическая последовательность в преподавании материала,

3) четкость и доказанность в преподавании;

4) образность и эмоциональность преподавания,

5) ясность и правильность речи, ее доступность пониманию учащихся.

Лекция - применяется для преподавания широкого по содержанию материала, нередко обобщенного характера. Лекция - монологическая форма преподавания новых знаний.

Для лучшего восприятия и усвоения материала лекции следует соблюдать следующие требования:

1) четко формулировать тему лекции, ее цель и план,

2) преподавание следует вести в таком темпе, с применением таких приемов, при которых учащиеся могли делать выборочные записи,

3) лекция может сопровождаться демонстрацией или иллюстрированием наглядных пособий (картин, диапозитивов и т.п.);

4) характеризуется четко очерченными выводами.

Беседа - диалогический метод обучения, когда учитель, опираясь на знания и практический опыт учащихся, с помощью вопросов подводит их к пониманию нового или уточнения, углубления, расширения известного. В зависимости от цели выделяют различные виды бесед. Например, беседа-сообщение - преподаватель объясняет новый материал с помощью вопросов и ответов, пользуясь накопленными знаниями, наблюдениями, опытом; эвристическая беседа-преподаватель вопросами не только возбуждает учащихся к простому воспроизводству знаний, но и заставляет сравнивать определенные факты, предметы, явления и путем логического суждения подходить к новым понятиям; катехизическая беседа - направлена ​​на воспроизводство ответов, которые требуют тренировки памяти.

Наглядные методы обучения делятся на две большие группы: методы иллюстрации и методы демонстрации.

Метод иллюстрации - статический показ ученикам средств наглядности: предметов и явлений окружающей действительности, изображений реальных предметов - рисунков, картин, образных моделей из бумаги, картона; символических изображений (карты, таблицы, схемы, чертежи, карты с изображением символов, которые используются при изучении определенного предмета и т.п.). Используют такие виды наглядности: естественная, образная (изобразительная), объемная, звуковая, абстрактно-символическое.

 

Метод демонстрации - это динамический показ приборов, технических установок, препаратов, действий учителя и учеников, демонстрирующих последовательность выполнения той или иной операции и использования оборудования. В демонстрационных методов относят также показ кинофильмов и диафильмов.

Практические методы. Главным признаком методов этой группы является воспроизводящая учебно-познавательная деятельность учащихся. К ним относятся: метод упражнений, лабораторный метод, производственно-практический метод т.п..

Метод упражнений - основное средство формирования навыков и умений. Упражнения - это целенаправленное многократное повторение учащимися определенных действий и операций с целью формирования навыков и умений. По характеру учебной деятельности учащихся упражнения можно разделить на устные, письменные, графические и технические.

Лабораторный метод. Лабораторные работы представляют собой один из видов исследовательской самостоятельной работы учащихся, проводится по заданиям учителя в специально приспособленном для проведения опытов помещении (лаборатории) с целью изучения в школьных условиях явлений природы с помощью специального оборудования.

Производственно-практический метод. Цель этого метода деятельности учащихся заключается в создании реальных ценностей.

Графические работы - работы, в которых зрительное восприятие сопряжено с моторной деятельностью учащихся (чертежи и схемы, зарисовки с натуры или срисовывание. Работа с контурными картами, составление таблиц, графиков, диаграмм и т.д.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: