Деятельность учащихся

Тема: Развитие культуры в 1920-30 годы

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Формирование знаний и представлений у обучащихся о развитии культуры зарубежных стран в первой половине XX века.

Задачи:

Образовательная: Способствовать запоминанию основной терминологии.

Способствовать формированию представления о культуре зарубежных стран на примерах достижений и направлений в искусстве первой половины XX века. Способствовать формированию представления о художественной ценности в искусстве как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества.

Раскрыть значение достижения мировой культуры, как составной части процесса развития культуры всего человечества.

Развивающая: Создать условия для творческого применения умений и развития общеучебных умений – работа с текстом учебника, с репродукцией картин. Умение слушать музыку. Научить применять знания, для решения проблемных задач используя различные источники знаний.

Воспитательная: Стимулировать интерес учащихся к обучению и развитию, уважение к культурному наследию.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация.

3. Изучение нового материала и первичное закрепление.

4. Предчувствие перемен.

5. Художественная культура 1920-1930-х годов.

6. Культура в массовом обществе.

7. Тоталитаризм и культура.

8. Закрепление пройденного материала.

9. Домашнее задание.

 

Ход учебного занятия.

Структура учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствую учащихся, проверяю готовность своего рабочего места, прошу школьников проверить готовность своих рабочих мест. Создаю благоприятную для совместной работы атмосферу в классе.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своих рабочих мест. Настраиваются на работу.

Целеполагание и мотивация

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с развитием культуры в 1920-30-х годах. Прошу обратить внимание на доску (экран), где написаны цели которые мы сегодня должны с вами достигнуть. Обращаю внимание на значимость достижения целей. (Чему в процессе работы вы можете научиться): 1) Знать новые термины: реализм, модернизм, модерн, авангард, фовизм, примитивизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм. Знать деятелей 20-30-х годов XXвека их произведения, главные особенности этого времени, значение культуры.

2) Уметь делать сообщения, выполнять проблемные задания, систематизировать учебный материал, выделять главное и делать выводы;

3) Научить выявлять последовательность происходящих событий в культуре 1920-30-х годов в контексте с литературой, искусством и музыкой.

Предлагаю ученикам, опираясь на цели урока, ответить на вопрос:

- Чему сегодня на уроке мы можем научиться?(на доске)

Предлагаю ответить на вопрос:

- Почему важно знать особенности стилей, жанров и направлений в культуре?

Читают цели учебного занятия. Определяют объём работы. Определяют значимость его результата.

Прогнозируют возможный результат своей деятельности.

Отвечают на вопрос.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Предчувствие перемен

Художественная культура 1920-1930-х годов

 

Культура в массовом обществе.

 

Тоталитаризм и культура.

.

Послушаем краткое сообщение о модернизме и запишем его определение в таблицу(начерчена на доске), начертите ее у себя в тетрадях.

Особое место в художественной культуре конца XIX — начала XX в. занял стиль модерн (обратите внимание на различие понятий «модерн» и «модернизм»), который распространился во многих странах Европы (во Франции — под названием «ар-нуво», в Германии — «югендштиль» и т. д.).

И вот ребята, мы с вами перешли к художественной культуре 1920—1930-х годов.

В послевоенной литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения»: немец Э. М. Ремарк, американец Э. Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и не могли забыть то, что увидели и пережили. Многие деятели европейской культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX в. осуществление важнейших социальных и политических идей. Такие взгляды разделяли французские писатели А. Барбюс и Р. Рол- лан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и др. Их герои не находили себе места в буржуазном обществе.

Многие из художников вступили в коммунистические партии, занимались политической и общественной деятельностью. Представители революционного искусства в разных странах объединялись в союзы и ассоциации, такие как «Рабочий совет по делам искусств» в Германии (1918—1919), «Левый фронт» в Чехословакии (с 1929 г.), «Союз пролетарского искусства» в Японии (1929—1934) и др. В их числе был один из наиболее ярких и своеобразных писателей XX в. Б. Брехт.

В изобразительном искусстве 1920—1930-х годов появились новые течения и реалистической и модернистской направленности. Одним из проявлений новаторства в реалистическом искусстве стала мексиканская школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими.

В 1920-е годы возникает сюрреализм. Его создатели утверждали, что творчество — это прежде всего отражение подсознательных ощущений художника.
Сюрреалисты чаще всего изображали на своих полотнах некие фантазии, беспорядочные сочетания тел и предметов, нередко нарочито искажённых, деформированных. Обратите внимание на произведение С. Дали. «Сон», помещенное на стр. 107 учебника.

Новые веяния зримо проявились в архитектуре. Если в довоенные годы архитекторы уделяли основное внимание проектированию административных зданий, банков, роскошных особняков, то теперь этот перечень пополнился проектами многоквартирных жилых домов, университетских и школьных городков, промышленных сооружений, стадионов. В рационализме и конструктивизме на первое место ставились простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его назначению. Ярким представителем европейского рационализма был французский архитектор Ш. Э. Jle Корбюзье (1887—1965). Запишите в тетради.

В массовый вид искусства превратился в 1920—1930-е годы кинематограф. Одной из вершин мирового кинематографа в этот период явилось творчество выдающегося актёра и режиссёра Ч. Чаплина.

Международную известность получили работы кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна (1898—1948). Его фильм «Броненосец “Потёмкин”» включён киноведами в число десяти лучших фильмов всех времён и народов.

В конце 1920-х годов «Великий немой», как называли кино, заговорил вместо прежнего музыкального сопровождения в фильмах зазвучала музыка, помогавшая раскрыть художественный замысел и подчеркнуть динамику действия.

- А какие примеры современной популярной киномузыки вы можете привести? В чём вы видите причины её известности?

Появились симфонические оркестры на радио. Популярна была эстрадная, танцевальная музыка. Это было время расцвета джаза, возникшего в США, а затем распространившегося во многих странах. Основу его составляли ритмы негритянской народной музыки и импровизации.

Особое положение сложилось в 1920—1930-е годы в культуре стран, в которых утвердились тоталитарные режимы. Культура, так же как и другие сферы жизни общества, подпадала под контроль государства. Из германских музеев были изъяты почти 16 тыс. произведений иностранных мастеров: В. Ван Гога, А. Матисса, П. Пикассо, В. Кандинского, М. Шагала и других, а также немецких художников, чья манера не отвечала вкусам нацистов. Уничтожались скульптурные памятники, например работы Э. Барлаха, посвящённые павшим на войне.

Что предлагалось взамен изгонявшейся неугодной культуры? Прежде всего то, что отвечало господствовавшей идеологии. В искусстве воцарился монументализм, который должен был отразить величие нового общества и порождённого им «сверхчеловека».

В немецкой живописи, вытеснив модернистские поиски и «потоки подсознания», утвердился национально-романтический стиль.

 

Модерни́зм — направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве.

Доклад учащегося о модерне. Учащиеся записывают определение и отличительные особенности модерна в тетрадь.

Он основывался на идее о том, что искусство создаёт прекрасное и привносит его в жизнь, которая сама по себе не слишком хороша и привлекательна. Одним из средств достижения этой цели считался синтез разных искусств: архитектуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и т. д.

Записывают отличительные черты в тетрадь.

 

 

Один из учащихся читает биографию Б. Брехта.

 

 

Сюрреали́зм — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием иллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

 

 

Делают записи в тетради.

 

 

Записывают в тетради.

Проверка уровня усвоения новых знаний и умений

Итак, ребята, мы с вами изучили новую тему, вы все молодцы, хорошо подготовились, а теперь давайте попробуем с вами ответить на вопросы.

- Объясните, в чём заключались основные различия между реализмом и модернизмом.

- Каковы причины появления модернизма?

- Почему важно знать особенности стилей, жанров и направлений в культуре?

Отвечают на вопросы.

Применение новых знаний

 


Проверочные тесты

1. В каком году вышел первый звуковой фильм в США:

А) 1927

Б) 1930

В) 1922

Г) 1929

2. художниками какого движения был А. Матисс:

А) Кубизм

Б) фовизма

В) импрессионизма

Г) экспрессионизма

3. выставки под весьма выразительными названиями: «Признаки разложения в искусстве», «Выставка дегенеративного искусства», на которых
произведения художников-модернистов объявляли «вырожденческими» стали устраиваться:

А) С 1927 года

Б) С 1933 года

В) С 1930 года

Г) С 1935 года

4. Изображение на полотнах неких фантазий, беспорядочных сочетаний тел и предметов, нередко нарочито искажённых, деформированных, является отличительной особенностью:

А) сюрреализма

Б) Фовизма

В) кубизма

Г) примитивизма

5. сопоставьте имена крупных мастеров с течениями:

А) А. Матисс

Б) М. Шагал

В) П. Пикассо

1) кубизм

2) примитивизм

3) фовизм


Проверочные тесты

1. В каком году вышел первый звуковой фильм в США:

А) 1927

Б) 1930

В) 1922

Г) 1929

2. художниками какого движения был А. Матисс:

А) Кубизм

Б) фовизма

В) импрессионизма

Г) экспрессионизма

3. выставки под весьма выразительными названиями: «Признаки разложения в искусстве», «Выставка дегенеративного искусства», на которых
произведения художников-модернистов объявляли «вырожденческими» стали устраиваться:

А) С 1927 года

Б) С 1933 года

В) С 1930 года

Г) С 1935 года

4. Изображение на полотнах неких фантазий, беспорядочных сочетаний тел и предметов, нередко нарочито искажённых, деформированных, является отличительной особенностью:

А) сюрреализма

Б) Фовизма

В) кубизма

Г) примитивизма

5. сопоставьте имена крупных мастеров с течениями:

А) А. Матисс

Б) М. Шагал

В) П. Пикассо

1) кубизм

2) примитивизм

3) фовизм



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: