ХОД УРОКА
Начать сегодняшний урок мне хотелось бы не совсем обычно - со сказки, которую вы мне поможете дополнить.
Итак, начнем! Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…Никто сегодня точно не знает, когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике, Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличали их от других неживых тел?
дыхание
размножение,
раздражимостью,
питание
выделение
рост и развитие
обмен веществ.
Правильно, конечно же вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до настоящего, канули в прошлом лихолетье…
Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…
Несмотря на многообразие живых организмов их объединили в 5 царств, какие? (дробянки, грибы, растения, животные, вирусы.)
- Почему же все живые организмытакие разные? Почему отличаются друг от друга? (Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.)
В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения живых существ.
Глубины вод, простор небес,
Пустыня, горы, степь и лес –
В каком краю не окажись,
Везде кипит упрямо жизнь.
И здесь у каждого свой вкус:
Кому – в песок, кому – под куст.
И каждый выберет себе
Соседей в жизни и в судьбе.
- Ребята, о чем это стихотворение?
- Да, это стихотворение о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
Темы блоков:
1. Среда обитания.
2. Экология.
3. Экологические факторы.
Среда обитания.
- Что такое среда обитания? (Это часть природы, где живут организмы.)
- У каждого организма своя среда обитания. Какие среды обитания вам известны из курса природоведения? (Выделяют четыре основные среды жизни: водную, почвенную, наземно-воздушную и организменную.)
- Ребята, а в какой среде возникла жизнь? (В водной.)
- Каковы условия жизни в разных средах?
Сейчас я вам загадаю загадки, а вы назовите животных, среду в которой они обитают и вспомните приспособления организмов к данной среде.
Загадка № 1
Зверь клыкастый,
Вместо ног – ласты.
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится.
(Морж. Водная среда.)
Приспособление моржа к среде обитания: Удлинённая, обтекаемая форма тела, видоизменённые конечности: ласты. Под кожей развит толстый слой жира, способствующий защите организма от переохлаждения и уменьшающий плотность тела.
Справка: на лёд или на сушу моржи выходят в основном в период размножения и линьки.
Загадка № 2
Над водой – водицей –
Царевна круглолица,
Поёт царевна, да так напевно,
Что все на суше затыкают уши.
(Лягушка.)
Действительно, лягушка приспособлена как к жизни в воде, так и на суше.
- Какие приспособления к жизни в водоёмах имеются у лягушки? (Плавательные перепонки между пальцами задних ног, кожное дыхание.)
- Какие приспособления появились у лягушки в связи с жизнью на суше? (Лёгочное дыхание, веки, защищающие глаза от высыхания, развитая мускулатура конечностей.)
Загадка № 3
Полосатый брат кота,
Шкура – просто красота.
С ним тягаться трудно в беге.
Не будите вы в нём зверя.
(Тигр. Наземно-воздушная среда.)
Приспособление тигра к среде обитания: Опорный скелет, развитые мышцы тела и конечностей, терморегуляция, внутреннее оплодотворение, высокое развитие органов зрения и слуха.
Загадка № 4
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца.
(Крот. Почвенная среда.)
Приспособление крота к среде обитания: Цилиндрическая форма тела, малые размеры, сильно развитая мускулатура, густая короткая чёрная шерсть, конечности роющего типа, редукция органов зрения, хорошо развитые обоняние и осязание.
Загадка № 5
Живу не в почве, и не в луже –
Мне кишечник домом служит.
И тепло, и сытно в нём,
Шведский стол: что хотим, то берём.
Коли что не по нутру –
Проверчу в кишке дыру.
(Паразитический червь – аскарида. Организменная среда.)
Приспособление паразита к среде обитания: Наличие плотных покровов тела, органов фиксации - приспособлений для прикрепления в организме (могут быть крючки, присоски, либо заострённые концы тела), редукция многих органов, высокая плодовитость.
Справка: аскарида за 5-6 месяцев откладывает 50 – 60 млн яиц.
Приведите свои примеры организмов, обитающих в разных жизненных средах.
Примерные варианты ответов: водная среда – дельфин, кит, окунь, краб, жемчужница, кувшинка, водоросли; наземно-воздушная – рысь, стрекоза, пчела, ласточка, кенгуру, лось; почвенная – крот, дождевой червь,почвенные бактерии, личинка майского жука, грибы; организменная – гельминты, дизентерийная амёба, вирусы, клещи, блохи, гриб-трутовик.
Гидробионты (греч. hydor – вода; biontos – живущий) – это организмы, обитающие в воде.
Эдафобионты (греч. edaphos – почва) - это организмы, обитающие в почве.
Аэробионты (греч. aer – воздух) - это организмы, обитающие в наземно-воздушной среде.
Эндобионты (греч. endon – внутри) - это организмы, обитающие внутри других организмов.
Экология
Ребята, живые организмы неразрывно связаны между собой и с окружающей средой. У меня в руках таинственная шкатулка. Здесь находится объект, который, как мне кажется, лучше всего передает суть отношений организмов друг с другом и с окружающей средой. Как вы думаете, что это такое? Это цепь – символ взаимосвязи, единства. Уберем одно звено, нарушится целостность всей цепочки. И человеку, который тоже является звеном этой цепи природы, всегда нужно помнить об этом. Есть даже наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Как она называется? (Экология)
Справка: Экология (греч.сл. ойкос – дом, логос – наука, учение)
Впервые термин «экология» ввел в 1869 году нем. ученый Эрнст Геккель, для обозначения науки о взаимосвязи организмов в природе.
Экология, друзья,
Наука очень нужная,
Без неё ты ни за грош
В наше время пропадёшь.
Ибо каждый знать обязан,
Кто, как, с кем в природе связан,
Чтоб случайно иногда
Ей не причинить вреда.
3. Экологические факторы.
Каждое живое существо тесно связано со своей средой обитания, испытывает ее влияние и в свою очередь на нее воздействует. Все компоненты и свойства среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами. Их можно оценить и измерить.
Экологические факторы – это компоненты среды, воздействующие на живые организмы.
Учитель: Экологические факторы подразделяют на абиотические, биотические и антропогенные. Послушайте стихотворение и попытайтесьнайти в нем все группы факторов.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Кусты, деревья и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек, вода, погода –
Это факторы природы.
Экологические факторы среды
АбиотическиеБиотические Антропогенные
(Факторы неживой природы) (Факторы живой природы)
СветДеятельность Влияние человека
Вода живых организмовна природу
Температура(грибов, растений, животных,
Состав почвы микроорганизмов)
Ветер