ФОТОГРАФИЯ КАК ЧАСТЬ РОССИЙСКОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУБЕЖА XIX – XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНИ)
Петренко Е.Э., студентка IV курса
Григер М.В., научный руководитель, к.и.н., доцент
Казанский государственный институт культуры, г. Казань, Россия
e-mail: katya.petrenko.2019@mail.ru
Сегодня фотография является для нас чем-то обыденным, из-за своей доступности. Но ещё в позапрошлом веке она казалась настоящим чудом. Изобретенная в Париже в 1839 году, она проникает в Казань уже в начале 40-х годов прошлого века и быстро становится частью российской городской культуры..В статье рассматривается её влияние на жизнь города Казань.
Ключевые слова: фотография, городская культура, фотограф, фотографические заведения, традиция.
Сегодня фотография является для нас чем-то обыденным, из-за своей доступности. Но ещё в позапрошлом веке она казалась настоящим чудом. Фотография или на русский манер “светопись” осуществила давнюю мечту человечества – остановить мгновенье.
Изобретенная в Париже в 1839 году, она проникает в Казань уже в начале 40-х годов прошлого века. Сначала это приезжие дагеротиписты. Именно они открывают первые в Казани временные мастерские фотографии[1].
|
|
Новую профессию дагерротиписта, а позже фотографа осваивают художники, физики, химики, литографы, часовщики, коммерсанты, переплетчики и те люди, коих влекло всё новое[2].
Первые стационарные фотографические заведения появляются в Казани только в 1850-х годах. Они становятся своеобразными ориентирами в городском пространстве. В конце этого десятилетия все чаще в объявлениях и рекламных сообщениях встречаются ссылки на фотозаведения.
К середине 1860-х гг. фотография прочно вошла в жизнь горожан. В семьях начинают формироваться фотоальбомы, в которых сохранялись портреты нескольких поколений. Как, правило, фотографии для таких альбомов выполнялись в лучших фотоателье[3].
Еще одной модной тенденцией становятся фотографические бланки. Они представляли собой прямоугольный кусок картона, на который клеился позитивный отпечаток фотографии. Печать бланков производилась как по имевшимся образцам, так и по индивидуальным рисункам фотографов. Как правило, они содержали сведения о фотографе, местонахождении фотомастерской, наградах фотографа на международных выставках, высочайших благодарностях и проч. Медали, помещенные на бланках, свидетельствовали о том, где и когда проводились выставки, в которых участвовал владелец фотографического заведения и на каких отличился[4].
В Казани так же, как и в большинстве крупных городов были типографии и литографии, изготавливавшие такие бланки. Кроме того, большое количество бланков заказывались казанскими фотографами в крупных российских и европейских литографиях.
|
|
Таким образом, зарождавшаяся фотоиндустрия способствовала развитию типографского дела[5].
Начало 70-х годов XIX века ознаменовано появлением первых известных нам фотоальбомов с видами Казани[6].
Видовая фотография становится предметом продажи, и фотографы, изготавливавшие подобные снимки для реализации, часто украшали ими витрины своих заведений. В это время появляется традиция преподносить фотоальбомы с видами городов высокопоставленным лицам в качестве памятных подарков о пребывании в той или иной местности[7].
В конце XIX столетия уровень развития фотолюбительства достиг такого уровня, что в столицах и провинции из числа активных любителей выдвинулись энергичные деятели, которые осознавали, что для развития фотографии необходимо объединять разрозненные силы. В это время в разных городах России были созданы фотографические общества, которые собирали вокруг себя и опытных, и начинающих любителей, становились своего рода творческим центрами.
Развитию фотолюбительства в Казани способствовало и открытие в 1890-х гг. специализированных магазинов фототоваров. Они предлагали широкий ассортимент товаров: камеры, объективы, пластины, бумагу, картон, бланки, альбомы, химические вещества, предметы для ретуши, фоны, стереоскопы, волшебные фонари и т.д. Фототовары можно было заказать по почте. Издавались прейскуранты товаров, которые кроме списка продукции и цен содержали также руководства по фотографии.
Открытие магазинов фототоваров было следствием упрощения технологического процесса, развитием фототехники, что привело к развитию потребительского рынка, не только в лице фотографов-профессионалов, но и большого числа фотолюбителей.
Основы фотографии осваивают не только фотографы-профессионалы, но и огромная армия фотолюбителей. Для большинства из них основным источником знаний становятся различные пособия и периодические издания по фотографии. В 1903 и 1904 гг. бесплатные занятия по фотографии для взрослых и детей проходили на базе семейно-педагогического кружка[8].
Октябрьской переворот 1917 года повлек коренные изменения: были кардинально изменены условия работы фотографических ателье, закрыты фотомагазины, прекратило свою деятельность Казанское фотографическое общество[9].
Таким образом, фотоискусство, после своего появления в Казани быстро стало частью городской культуры. Появляются новая профессия “фотограф” и новые заведения – фотографические временные и стационарные мастерские. Последние со временем становятся в некотором роде ориентирами в городском пространстве.
Начинает формироваться традиция, дошедшая и до наших дней – семейные фотоальбомы. Также появляется мода на фотографические бланки, давшая толчок развитию типографии в нашем городе.
Появление нового жанра – видовой фотографии, а вслед за ним и альбомов с фотографиями видов нашего города, позволили сохранить для нас облик Казани XIX – XX вв.
В конце XIX столетия уровень развития фотолюбительства достиг такого уровня, что в столицах и провинции создаются целые фотографические общества и специализированные магазины.
Литература:
1. Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство “Титул”,2003.-256 с.
2. Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.): Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.
3. Миролюбова Г.А., Петрова Т.А. Русская фотография 1840-1910 годы Из собрания Эрмитажа. - Ленинград, 1991. - 56 с.
Источники:
1. Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? [Электронный ресурс]. / www.antik-war.lv// Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? – 2017. – январь. – Режим доступа: https://www.antik-war.lv/viewtopic.php?p=4787539, свободный. – Проверено 16.04.2020.
|
|
[1] Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство “Титул”,2003.- С.3.
[2]. Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.): Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.- С. 81.
[3] Миролюбова Г.А., Петрова Т.А. Русская фотография 1840-1910 годы Из собрания Эрмитажа. - Ленинград, 1991. – С. 5.
[4] Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? [Электронный ресурс]. / www.antik-war.lv// Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? – 2017. – январь. – Режим доступа: https://www.antik-war.lv/viewtopic.php?p=4787539, свободный. – Проверено 16.04.2020.
[5] Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.): Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.- С.85.
[6] Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство “Титул”,2003.-С.3.
[7] Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.): Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.- С.91.
[8] Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.): Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.- С.118-119.
[9] Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.): Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-С. 122.