double arrow

Казанский государственный институт культуры, г. Казань, Россия

ФОТОГРАФИЯ КАК ЧАСТЬ РОССИЙСКОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУБЕЖА XIX – XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНИ)

Петренко Е.Э., студентка IV курса

Григер М.В., научный руководитель, к.и.н., доцент

 

Казанский государственный институт культуры, г. Казань, Россия

e-mail: katya.petrenko.2019@mail.ru

Сегодня фотография является для нас чем-то обыденным, из-за своей доступности. Но ещё в позапрошлом веке она казалась настоящим чудом. Изобретенная в Париже в 1839 году, она проникает в Казань уже в начале 40-х годов прошлого века и быстро становится частью российской городской культуры..В статье рассматривается её влияние на жизнь города Казань.

Ключевые слова: фотография, городская культура, фотограф, фотографические заведения, традиция.

Сегодня фотография является для нас чем-то обыденным, из-за своей доступности. Но ещё в позапрошлом веке она казалась настоящим чудом. Фотография или на русский манер “светопись” осуществила давнюю мечту человечества – остановить мгновенье.

Изобретенная в Париже в 1839 году, она проникает в Казань уже в начале 40-х годов прошлого века. Сначала это приезжие дагеротиписты. Именно они открывают первые в Казани временные мастерские фотографии[1].

Новую профессию дагерротиписта, а позже фотографа осваивают ху­дожники, физики, химики, литографы, часовщики, коммерсанты, переплет­чики и те люди, коих влекло всё новое[2].

Первые стационарные фотографические заведения появляются в Казани только в 1850-х годах. Они становятся своеобразными ориентирами в городском пространстве. В конце этого десятилетия все чаще в объявлениях и реклам­ных сообщениях встречаются ссылки на фотозаведения.

К середине 1860-х гг. фотография прочно вошла в жизнь горожан. В семьях начинают формироваться фотоальбомы, в которых сохранялись порт­реты нескольких поколений. Как, правило, фотографии для таких альбомов выполнялись в лучших фотоателье[3].

Еще одной модной тенденцией становятся фотографические бланки. Они представляли собой прямоугольный кусок картона, на который клеился позитивный отпечаток фотографии. Печать бланков производилась как по имевшимся образцам, так и по индивидуальным рисункам фотографов. Как правило, они содержали сведения о фотографе, местонахождении фотомастерской, наградах фотографа на международных выставках, высочайших благодарностях и проч. Медали, помещенные на бланках, свидетельствовали о том, где и когда проводились выставки, в которых участвовал владелец фотографического заведения и на каких отличился[4]. 

В Казани так же, как и в боль­шинстве крупных городов были типографии и литографии, изготавливавшие такие бланки. Кроме того, большое количество бланков заказывались казанскими фо­тографами в крупных российских и европейских литографиях.

Таким образом, зарож­давшаяся фотоиндустрия способствовала развитию типографского дела[5].

Начало 70-х годов XIX  века ознаменовано появлением первых известных нам фотоальбомов с видами Казани[6].

Видовая фотография становится предметом продажи, и фотографы, из­готавливавшие подобные снимки для реализации, часто украшали ими вит­рины своих заведений. В это время появляется традиция преподносить фото­альбомы с видами городов высокопоставленным лицам в качестве памятных подарков о пребывании в той или иной местности[7].

В конце XIX столетия уровень развития фотолюбительства достиг та­кого уровня, что в столицах и провинции из числа активных любителей вы­двинулись энергичные деятели, которые осознавали, что для развития фото­графии необходимо объединять разрозненные силы. В это время в разных городах России были созданы фотографические общества, которые собирали вокруг себя и опытных, и начинающих любителей, становились своего рода творческим центрами.

Развитию фотолюбительства в Казани способствовало и открытие в 1890-х гг. специализированных магазинов фототоваров. Они предлагали широкий ассортимент то­варов: камеры, объективы, пластины, бумагу, картон, бланки, альбомы, хи­мические вещества, предметы для ретуши, фоны, стереоскопы, волшебные фонари и т.д. Фототовары можно было заказать по почте. Издавались прей­скуранты товаров, которые кроме списка продукции и цен содержали также руководства по фотографии.

Открытие магазинов фототоваров было следствием упрощения техно­логического процесса, развитием фототехники, что привело к развитию по­требительского рынка, не только в лице фотографов-профессионалов, но и большого числа фотолюбителей.

Основы фотографии осваивают не только фотографы-профессионалы, но и огромная армия фотолюбителей. Для большинства из них основным ис­точником знаний становятся различные пособия и периодические издания по фотографии. В 1903 и 1904 гг. бесплатные занятия по фотографии для взрос­лых и детей проходили на базе семейно-педагогического кружка[8].

Октябрьской переворот 1917 года повлек коренные изменения: были кардинально изменены условия работы фотографических ателье, закрыты фотомагазины, прекратило свою деятельность Казанское фотографическое общество[9].

Таким образом, фотоискусство, после своего появления в Казани быстро стало частью городской культуры. Появляются новая профессия “фотограф” и новые заведения – фотографические временные и стационарные мастерские. Последние со временем становятся в некотором роде ориентирами в городском пространстве.

 Начинает формироваться традиция, дошедшая и до наших дней – семейные фотоальбомы. Также появляется мода на фотографические бланки, давшая толчок развитию типографии в нашем городе.

Появление нового жанра – видовой фотографии, а вслед за ним и альбомов с фотографиями видов нашего города, позволили сохранить для нас облик Казани XIX – XX вв.

В конце XIX столетия уровень развития фотолюбительства достиг та­кого уровня, что в столицах и провинции создаются целые фотографические общества и специализированные магазины.

 

Литература:

1. Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство “Титул”,2003.-256 с.

2. Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.): Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.

3. Миролюбова Г.А., Петрова Т.А. Русская фотография 1840-1910 годы Из собрания Эрмитажа. - Ленинград, 1991. - 56 с.

Источники:

1. Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? [Электронный ресурс]. / www.antik-war.lv// Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? – 2017. – январь. – Режим доступа: https://www.antik-war.lv/viewtopic.php?p=4787539, свободный. – Проверено 16.04.2020.


[1] Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство “Титул”,2003.- С.3.

[2]. Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.): Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.- С. 81.

 

[3] Миролюбова Г.А., Петрова Т.А. Русская фотография 1840-1910 годы Из собрания Эрмитажа. - Ленинград, 1991. – С. 5.

 

[4] Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? [Электронный ресурс]. / www.antik-war.lv// Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? – 2017. – январь. – Режим доступа: https://www.antik-war.lv/viewtopic.php?p=4787539, свободный. – Проверено 16.04.2020.

[5] Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.): Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.- С.85.

[6] Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство “Титул”,2003.-С.3.

[7] Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.): Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.- С.91.

 

[8] Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.): Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.- С.118-119.

[9] Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.): Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-С. 122.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: