double arrow

Во-вторых, успешность решения проблемы зависит от мотивации самих учеников.


Знаменитый французский баснописец Жан де Лафонтен сказал: «Человек устроен так, что когда что-то зажигает его душу, все становится возможным». Ещё говорят, что можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить её пить. То есть, если ученик будет читать по принуждению, а не потому, что ему этого хочется, может возникнуть не интерес, а отвращение.

Однажды, когда я ехала на автобусе по улице Чертыгашева и смотрела в окно, я внезапно вспомнила строки из стихотворения Бориса Заходера, которое мы читали при проведении акции «Читает Гимназия - читает Абакан!»:                                                                                       Рис. 3

Плачет Киска в коридоре,

У неё

Большое горе:

Злые люди

Бедной Киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

Эти строки мне напомнила скульптурная композиция «Коты» скульптора Андрея Мурзина. Шкодливые коты, утащившие сосиски, наверное, из расположенного рядом мясного магазина, уже не похожи на грустную Киску из стихотворения. (Рис.3)                                                                                                                                      




Может, они и боялись погони или наказания, но выглядели счастливыми. Они были похожи на ученика, который самостоятельно нашёл ответ на вопрос или решил важную для него задачу.

Размышляя над этим, я пришла к выводу, что успешным способом повышения интереса к чтению может стать задание, связанное лично с каждым учеником, решение которого принесёт чувство удовлетворения и радости.

Информация, которая непосредственно связана с учеником, – это его личные данные: имя и фамилия, внешность, адрес и т.д. Значит, и задания, связанные с этими данными, будут вызывать бóльший интерес у учащихся. Многие ученики нашего класса посещают занятия по курсу «Хакасия – мой край родной», где мы изучаем географию, историю и культуру нашей республики. На занятиях мы говорим и об Абакане - столице Хакасии. Поэтому я приняла решение провести практическую часть проекта с основой на материалах, которые, во-первых, будут полезны для изучения этого курса, а во-вторых, связаны с каждым учеником лично – это адрес, по которому живёт он сам, его родственники и друзья. Поэтому было выбрано название проектного исследования «Литература по дороге».

 

Практическая часть

 

Для реализации проекта я внимательно изучила карту г. Абакана. Я выяснила, что в черте города есть много объектов (достопримечательностей), так или иначе связанных с литературным творчеством. Все городские объекты на карте можно условно разделить на группы.

Абакан пишущий

 

МБОУ «Гимназия», в которой я учусь, расположена на улице, которая названа в честь лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Владимира Михайловича Комарова. Много улиц нашего города названы по имени известных людей. Среди них много поэтов и писателей.



Изучив карту Абакана, я узнала, что в городе существуют улицы Герцена, Астафьева, Грибоедова, Цветаевой, Ломоносова, Ахматовой и многих других знаменитых русских писателей и поэтов. Особое внимание привлекли улицы, названные в честь писателей и поэтов, родившихся в Хакасии. Так, я узнала о Николае Георгиевиче Доможакове, чьё имя носит Национальная библиотека. (Рис. 4, 5). Н.Г. Доможаков писал стихи, участвовал в составлении учебников для хакасских школ, первый из которых – «Грамматика хакасского языка». Вершиной его творчества стал первый хакасский роман «В далёком аале». По его роману снят художественный фильм «Последний год Беркута».

 

 

                                                                                           Рис. 4                              Рис. 5


 

При работе над проектом я познакомилась со стихами Анатолия Кыштымова (Рис. 6). Темы его стихотворений – природа, любовь, размышления о смысле жизни.

Но интереснее всего мне показалась информация о Семёне Прокопьевиче Кадышеве, имя которого носит одна из улиц Абакана и Хакасский республиканский Центр культуры и народного творчества. (Рис. 7). Он родился в бедной многодетной семье охотника и сказителя. Род Кадышевых из поколения в поколение славился своими потомственными сказителями, мастерски владевшими хакасскими народными инструментами — чатханом и хомысом. С.П. Кадышев знал больше тридцати героических сказаний, десятки легенд, преданий и сказок. Удивительно, что 2015 год Международной организацией тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) был объявлен Годом известного хакасского сказителя



Рис. 6                     -хайджи Семёна Кадышева. Мне понравились слова одного из его тахпахов (коротких стихотворений):

«Я из рода Белого Оленя,

В нём певцов сменялись поколенья.

Я из рода Каменного Лося,

Видно, и моя подходит осень.

Я из рода древних аксакалов,

Чьи бессмертны письмена на скалах».                           Рис. 7

 

По каждой улице, названной в честь писателя или поэта, я составила небольшую справку, в которую входит название улицы, её расположение на карте города, имя писателя, его портрет, годы жизни и основные произведения или интересные факты биографии. (Приложение 2).

Например, улица Крылова:

ул. Крылова Ива́н Андре́евич Крыло́в (02.02.1769 – 09.11.1844) Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия). Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Такие карточки можно использовать при организации викторин и других заданий.

Вместе с учителем мы придумала такие задания по этой карточке:

1. Вдоль по улице порхала, хохотала, танцевала, оглянуться не успела - вот и лето пролетело. По какой улице порхала героиня этих строк? (Стрекоза из басни «Стрекоза и Муравей»).

2. На этой улице в соседях осёл, козёл, мартышка и медведь. Они любители играть и петь. (Герои басни «Квартет»).

 


Абакан читающий.

При анкетировании одноклассников некоторые ученики затруднялись сказать, где находится ближайшая библиотека. В Абакане насчитывается около 15 библиотек, не считая библиотек разных учебных заведений. При работе с проектом познакомилась с поисковыми системами сети интернет, научилась пользоваться картами. На занятии я предложила одноклассникам найти ближайшую к их дому библиотеку. Оказалось, что почти у всех ребят рядом с домом есть библиотека. Затем мы нашли библиотеку рядом со школой и построили безопасный маршрут до Национальной библиотеки им. Н.Г. Доможакова. (Приложение 3).

Посетив Национальную библиотеку я узнала, что это главное книгохранилище, центральная государственная универсальная библиотека Республики Хакасия. Она выполняет функции Книжной палаты республики, участвует в разработке и реализации государственной политики в области библиотечного дела, федеральных и республиканских целевых программ в сфере библиотечного дела, является научно-методическим центром в области библиотечного дела региона.

Библиотека была основана в 1925 году, а сейчас размещается в специально выстроенном здании. В 1995 году библиотеке присвоено имя Николая Георгиевича Доможакова, ученого, писателя, общественного деятеля Хакасии.

Как читай-агент, я стала читателем этой библиотеки, получила электронный читательский билет, познакомилась с работой электронного каталога, узнала о работе молодёжного Медиа-центра.

Кроме того, мне показали специализированный «Библиомобиль» - первый в Хакасии и на юге Красноярского края современный мобильный комплекс с компьютерным, сервисным и мультимедийным оборудованием, стационарной и переносной мебелью, доступом к сети Интернет и даже гидролифтом.

 

Абакан сказочный.

В нашем городе с литературой связаны не только названия улиц. Это и многочисленные скульптурные формы, которые изображают героев литературных произведений. Чаще всего это персонажи сказок.

Всем горожанам полюбился Пушкинский сквер, где соседствуют герои произведений Александра Сергеевича Пушкина, памятник самому поэту и персонажи русских народных сказок. (Рис. 8, 9, 10).

Рис. 8                                     Рис. 9                                     Рис. 10

Изучив карту города, я выделила объекты, связанные с персонажами литературных произведений. Для каждого из них я постаралась составить справочную карту с указанием названия объекта, литературного произведения, фотографии объекта, а также придумала интересный вопрос, загадку или головоломку, связанную с этим персонажем.

Например, скульптура «Стрекоза и Муравей» мастера Дмитрия Голубева (ул. Чертыгашева):

«Стрекоза и Муравей» Басня «Стрекоза и Муравей» И. Крылова Известная пара - трудяга и бездельница. Он всегда в работе, она лишь в танце вертится. Отвечайте поскорей! … («Стрекоза и муравей»)

 

С такими карточками я составила набор заданий, которые можно использовать на занятиях по литературе, русскому языку, при проведении внеклассных занятий и мероприятий. (Приложение 4).

Задания можно распределять по группам в зависимости от цели и формы занятия. Пример подобного использования заданий приведён далее.

После составления заданий на занятии по внеклассному курсу «Хакасия - мой край родной» была проведена апробация. Одноклассникам были предложены задания в виде интерактивной игры-квеста «Литература по дороге». Задания были предложены участникам в таком порядке, что, отвечая на каждый вопрос, ученики «перемещались» по карте города на следующую улицу или к очередному объекту. Если ученики затруднялись ответить, им приходилось «идти в обход» - составлять собственный маршрут к ближайшей библиотеке за подсказкой. Пример маршрута см. Приложение 5.

После проведения игры участники высказали мнение, что такие игры надо проводить регулярно, три человека захотели подробнее узнать о литературных памятниках г. Абакана, двое решили участвовать в составлении литературной викторины для классного часа.

Раньше мы с друзьями иногда играли в игру «Я вижу что-то, что начинается на …», когда загадывается объект в поле зрения и называется первая буква из слова-обозначения, которое нужно угадать. Теперь мы играем в предложенную мной игру «Литература по дороге»: «По дороге в школу (кинотеатр, к бабушке и т.д.) я видел, как на ветвях сидит русалка и гуляет учёный кот!» - «Ты шёл через Пушкинский сквер!» Одноклассники теперь сами придумывают загадки-задания. Возможно, в такую игру можно играть и при изучении других учебных предметов, например, математики. В этом перспективность данного проекта.

 

Заключение

В результате работы над проектом я узнала много интересного о литературных достопримечательностях Абакана, постаралась познакомить с ними своих одноклассников.







Сейчас читают про: