Обоснование выбора темы

Литература по дороге

 

 

Участник: Тараканова

Мария Сергеевна,

 

МБОУ «Гимназия» г. Абакана,

 

4В класс

 

Руководитель: Вихарева

Фаина Алексеевна,

 

учитель начальных классов

 

 

Абакан

2020



Оглавление

Введение……………………………………………………………….. 3
Основная часть…………………………………………………………. 4
2.1. Обоснование выбора темы………………………………………………. 4
2.2. Практическая часть……………………………………………………… 6
Заключение……………………………………………………………… 9
Список литературы…………………………………………………….. 10
Приложения…………………………………………………………….. 11


Введение

Не так давно в социальных сетях разошёлся видеоролик – ученик начальной школы со слезами жаловался, что в школе учитель заставляет их читать «целых тридцать минут!» Ролик показался мне смешным.

В моей семье все много читают. Мой дедушка любит читать газеты и книги о политических деятелях и известных людях, бабушка увлекается детективными романами, мама предпочитает романтические истории, а сестра выбирает современные книги о подростках. Я сама читаю с трёх лет и очень люблю читать. Мне интересно не только узнавать новое, но и фантазировать и сочинять истории. Я с удовольствием участвую в различных литературных конкурсах и проектах. Недавно я получила удостоверение и значок читай-агента, заняв второе место в конкурсе рекламы любимой книги.

Однако я заметила, что многие из моих друзей и одноклассников предпочитают чтению другие виды занятий. А для некоторых даже тридцать минут чтения – это настоящая трагедия. Для них чтение не приносит удовольствия, это тяжкая повинность.

Из беседы с учителем я узнала, что интерес к чтению снижается с каждым годом, всё меньше детей интересуются книгами или называют чтение своим любимым занятием. И хотя учителя и библиотекари Гимназии регулярно проводят книжные выставки, акции и другие мероприятия, нацеленные на повышение интереса к чтению, решить проблему пока не удаётся.

 

Проблема: интерес учащихся младших классов к чтению снижается.

 

Этот факт можно объяснить тем, что книги перестали быть источником информации. С появлением телевидения и сети Интернет необязательно читать книги, чтобы узнать или найти необходимые сведения.

На страницах указанной газеты «Аргументы и факты» в рамках акции «За читающую Россию» режиссёр Станислав Говорухин сказал: «Информацию можно почерпнуть из Интернета или учебников. А книги дают нам пищу духовную, воспитывают чувства». То есть начитанность школьника не просто делает его знающим, но и помогает ему становиться личностью. Книги могут сформировать нравственные принципы, развивать фантазию, размышлять, анализировать своё поведение. Иными словами, без чтения книг ребёнок не станет настоящим Человеком.

 

Актуальность проектного исследования обусловлена необходимостью повышения интереса учащихся к чтению.

Объект исследования: обучающиеся третьих классов МБОУ «Гимназия» г. Абакана, посещающие внеурочные занятия по курсу «Хакасия – мой край родной».

Предмет исследования: читательские интересы учащихся.

Цель: повышение интереса учащихся 4В класса к чтению через использование интерактивных заданий.

 

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- составить вопросы для анкетирования и интервьюирования, провести опрос;

- провести оценку заинтересованности учащихся нашего класса в чтении книг (анкетирование), проанализировать причины интереса или его отсутствия;

- проанализировать мероприятия, проводимые педагогами МБОУ «Гимназии» г. Абакана и их роль в повышении интереса учащихся к чтению;

- рассмотреть достопримечательности г. Абакана, выделить достопримечательности, связанные с литературным творчеством;

- собрать, проанализировать и обобщить информацию о литературных достопримечательностях г. Абакана;

- составить и презентовать материалы для интерактивной игры «Литература по дороге».

 

Проект проводится в рамках предметов «Литература» и «Краеведение».

 

Гипотеза: использование специально составленных интерактивных заданий по литературе на внеурочных занятиях по курсу «Хакасия – мой край родной» позволит повысить интерес учащихся к чтению.

Методы исследования: анкетирование, интервьюирование, анализ, систематизация и обобщение.

Практическая значимость: при проведении данного исследования собран практический материал по повышению интереса учащихся к чтению, который может быть применён на уроках литературы, занятиях по внеурочной деятельности, для проектных и творческих работ.

 

Основная часть

Обоснование выбора темы

Выбор темы исследования обусловлен несколькими фактами.

Во-первых, снижение интереса школьников к чтению очевидно. Оно может негативно отразиться на их школьном будущем и успешности дальнейшей жизни.

Французский философ Дени Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Современные исследователи говорят о «кризисе чтения». Многие люди считают чтение бесполезной тратой времени, предпочитая книгам кино, интернет или компьютерные игры. Однако учёные считают, что не читающий человек не способен анализировать информацию, не может осознанно выбирать правильное решение проблем. То есть от умения и потребности читать зависит успешность жизни человека и общества в целом.

В интервью с учителями начальных классов, русского языка и литературы МБОУ «Гимназия» г. Абакана педагоги указали на то, что бóльшая, по их мнению, часть учащихся читает только произведения школьной программы, зачастую в сокращении или кратком пересказе. Учителя начальных классов указывали в том числе и тот факт, что количество прочитавших то или иное произведение зависит от необходимости пересказать его на оценку в классе.

В начале 2018-2019-го учебного года я провела анкетирование учащихся третьих классов с целью узнать, насколько верны утверждения учителей и как оценивают свои читательские интересы сами школьники. Результаты анкетирования показали следующее (Рис. 1).

Рис. 1

40 % учащихся читают каждый день, 40% учеников читают от случая к случаю, 10 % опрошенных не читают ничего, кроме заданного в школе. Заявили о любви к чтению 30% опрошенных, 50 % учеников считают чтение не самым интересным занятием, 20 % школьников не любят читать совсем. 20% ребят сказали, что регулярно посещают библиотеку, 40 % учеников ответили, что пользуются услугами библиотеки, только если нужна книга, которую задали прочитать в школе, остальные затруднились ответить.

Очевидно, что проблема привлечения интереса к чтению действительно актуальна. Для её решения в Гимназии часто проводятся различные мероприятия, связанные с литературой. Учителя русского языка и литературы регулярно организуют литературно-музыкальные гостиные, собирает гостей Литературный салон, работает Школа молодого автора в сотрудничестве с Союзом писателей Республики Хакасия. Доброй традицией стал ежегодный Межрегиональный литературный фестиваль-конкурс. (Приложение 1)

Летом 2018 года ученики начальных классов принимали участие в акции «Читает гимназия – читает Абакан!» в рамках нового образовательного проекта «Нас объединяет книга». Его первый этап проходит под девизом «Мы хотим, чтоб наше лето было книгами согрето». В это время школьный двор стал настоящей библиотекой под открытым небом, где все – дети, педагоги, родители, жители микрорайона читали произведения детского поэта Бориса Заходера, 100-летию со дня рождения которого и было посвящено данное мероприятие. Мы вспомнили стихи, знакомые с детского сада, выучили новые. (Рис.2)                                                                               Рис. 2

Все мероприятия, нацеленные на привлечение учащихся к чтению, имеют определённое влияние - всё больше и больше детей принимают в них участие, больше учеников пользуются услугами школьной библиотеки.

Но акции заканчиваются, а проблема остаётся. Необходимо искать новые пути к достижению цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: