Задания для оценки освоения учебной дисциплины

 

3.1. Задания для текущего контроля

Тема 1.1. Анатомия и физиология человека – науки, изучающие строение, функции и процессы организма человека. Предмет анатомии и физиологии, методы и основные направления.

 

Вопросы к устному опросу:

1. Каково происхождение человека, как он появился на Земле?

2. Что изучает анатомия?

3. Какой из методов изучения анатомии информативнее и нагляднее?

4. Основы какого направления охраны здоровья были заложены в конце 17 в.?

5. Что такое физиология?

 

Тестовые задания

1. Наука, изучающая функции человеческого организма и его органов: а) анатомия; б) физиология; в) морфология; г) антропология.

2. Наука, изучающая строение организма и его органов: а) анатомия; б) физиология; в) морфология; г) антропология.

3. К факторам риска для здоровья человека не относится (ятся): а) травмы; б) инфекции; в) переохлаждение; г) физическая активность.

4. Соотнесите имя ученого и его достижения:

1) Луи Пастер                                              а) открыл рефлексы;

2) Аристотель                                              б) открыл два круга кровообращения;

3) Рене Декарт                                             в) ввел термин «организм»;

4) Уильям Гарвей                                        г) развивал науку об иммунитете.

5. Отметьте имена русских и советских биологов, удостоенных Нобелевской премии за свои открытия:

6. А) Сергей Петрович Боткин; б) Николай Иванович Пирогов; в) Илья Ильич Мечников; г) Владимир Михайлович Бехтерев; д) Иван Петрович Павлов; е) Иван Михайлович Сеченов.

7. Длинные нервные отростки

8. Что общего в научной деятельности И.М. Сеченова, Р.Декарта и И.П. Павлова?

______________________________________________________________________

 

Тема 1.2. Значение анатомии и физиологии для медицины и биологии. Краткая история анатомии и физиологии.

 

Вопросы к устному опросу

1. Перечислите основные методы изучения анатомии и физиологии.

2. Назовите известных ученых эпохи практических донаучных знаний.

3. В какой временной период была эпоха возникновения и оформления основных биологических наук?

4. В какую эпоху работал И.П. Павлов?

5. Кто из ученых работал в эпоху проникновения в биологический микромир?

 

Задания к самостоятельной работе

1. Подготовить устное сообщение на тему: «Значение работ отечественных ученых в развитии анатомии: Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Н. Крестовников, М.Ф. Иваницкий и др.».

 

Письменный опрос

1. Опишите основные этапы истории анатомии и физиологии, с указанием основных представителей данных наук.

 

Тема 1.3. Ткани организма человека: понятие, классификация, строение, многообразие, функции, местоположение в организме.

 

Вопросы к устному опросу:

1. С чем связана компактность прилегания клеток в эпителиальных тканях и слабая развитость межклеточного вещества?

2. Где в человеческом организме встречается однослойный эпителий?

3. С чем связано то, что клетки хряща располагаются группами и имеют развитое межклеточное вещество?

4. Какую форму имеют клетки хряща?

5. Где в человеческом организме встречается хрящевая ткань?

6. Где у человека находится многослойный эпителий?

7. Какое количество межклеточного вещества находится между клетками?

8. Где в организме встречается однослойный эпителий?

9. Какое количество межклеточного вещества находится между клетками?

10. Какую форму имеют клетки хряща?

11. Где в организме встречается хрящевая ткань?

12. Что объединяет разновидности соединительной ткани?

13. Какую форму и строение имеют клетки гладкой мышечной ткани?

14. Где в организме встречается гладкая мышечная ткань?

15. Сколько ядер в каждой клетке поперечнополосатой мышечной ткани?

16. Перечислите особенности нервной ткани.

 

Задания к самостоятельной работе

1. Подготовить компьютерные презентации на темы: «Органный и системный уровни строения организма. Понятие об органах и системах органов»; «Части, области поверхности тела человека. Условные плоскости и оси, используемые при изучении анатомии»; «Специфические клетки организма человека»;.

2. Составить таблицу на тему: «Классификация, анатомо-физиологическая характеристика тканей человека».

3.

Группа тканей Виды тканей Строение ткани Местонахождение Функции

Эпителий

Плоский      
Железистый      
Мерцательный (реснитчатый)      

 

Соединительная

Плотная волокнистая      
Рыхлая волокнистая      
Хрящевая      
Костная      
Кровь и лимфа      
         

Мышечная

Поперечно- полосатая      
Гладкая      

 

Нервная Нервные клетки (нейроны)      

 

 

Тестовые задания

1. Каждая клетка человеческого организма окружена6 а) слизистой оболочкой; б) клеточной мембраной; в) цитоплазмой; г) клеточной стенкой.

2. Ядрышки в клетке – это место: а) хранения ДНК; б) удвоения ДНК; в) запасания белка; г) сборки рибосом.

3. Количество хромосом в половой клетке человека: а) 23; б) 46; в) 12; г) 48.

4. Участок молекулы ДНК, ответственный за синтез определенного белка: а) хромосома; б) центриоль; в) рибосома; г) ген.

5. Вещества, необходимые для создания рибосом, образуются: а) на наружной мембране; б) в митохондриях; в) в ядрышке; г) на центриолях.

6. Функция, которую в клетке выполняют митохондрии: а) хранение и передача наследственной информации; б) запасание воды и минеральных веществ; в) запасание крахмала; г) окисление органических веществ.

7. Группа, к которой относится железистая ткань желудка: а) мышечная ткань; б) соединительная ткань; в) нервная ткань; г) эпителиальная ткань.

8. Отростка, передающий возбуждение к телу нейрона: а) дендрит; б) синапс; в) аксон; г) медиатор.

9. Основная функция соединительных тканей: а) опорная; б) транспортная; в) защитная; г) всасывающая.

10. Отметьте названия тканей, относящихся к группе соединительных тканей: а) костная ткань;б) эпителий дыхательных путей; в) гладкая мышечная ткань; г) кровь; д) хрящевая ткань; е) поперечнополосатая мышечная ткань; ж) жировая ткань; з) нервная ткань; и) волокнистая ткань сухожилий; к) эпителий кровеносных сосудов; л) лимфа; м) ткань, образующая волосы и ногти.

11. Соотнесите клеточную органеллу и ее функцию:

1) рибосома;             а) сортировка и распределение молекул или вывод их за          

                                    пределы клетки

2) лизосома;             б) биосинтез белка;

3) эндоплазматическая сеть; в) транспорт веществ внутри клетки;

4) комплекс Гольджи.         Г) расщепление сложных молекул питательных веществ.

12. Расположите процессы, происходящие при делении клетки, в правильной последовательности: прикрепление молекул ДНК к нитям веретена деления; б) разрушение ядерной оболочки; в) удвоение ДНК; г) раскручивание скрученных в спираль хромосом.

13. Отметьте верные утверждения: а) лизосомы формируются в комплексе Гольджи; б) ДНК удваивается в ядрышке; в) половые клетки человека содержат 23 хромосомы; г) клеточная мембрана пропускает в клетку все содержащиеся в межклеточном пространстве вещества; д) половые клетки человека содержат 23 пары хромосом; е) при делении клетки центриоли расходятся к ее противоположным полюсам.

14. Одна часть питательных веществ, поступающих в клетку, используется как материла для построения новых клеточных структур. Как и где используется другая часть? __________________________________________________________________________

15. Какая ткань состоит из длинных многоядерных клеток, не соединенных контактами, и управляется двигательными нейронами? ______________________________________

Тема 1.4. Аппарат движения: состав, значение, скелет, костная ткань.

 

Вопросы к устному опросу:

1. Из каких частей состоит осевой скелет? Почему он так называется?

2. Какое соединение имеют кости черепа и в чем его значение?

3. Каково строение и функции грудной клетки?

4. Из каких отделов состоит позвоночник?

5. Какие функции выполняет скелет?

6. Какие принципы лежат в основе классификации костей?

7. Дайте характеристику первичных и вторичных костей.

8. Назовите отличительные особенности шейных, грудных и поясничных позвонков.

9. Перечислите сросшиеся позвонки.

10. Каким образом классифицируют ребра? Назовите части ребра.

11. Назовите части грудины.

12. Из каких костей состоит верхняя конечность? Перечислите основные образования на них.

13. Назовите кости нижней конечности и перечислите основные образования на них.

14. Расскажите о сводах стопы и их значении.

 

Задания к самостоятельной работе

1. Подготовить устное сообщение на тему: «Возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата».

2. Подготовить рефераты на темы: «Возрастные особенности и адаптация скелета»; «Травмы опорно-двигательного аппарата».

3. Составить схему на тему: «Строение двигательной сенсорной системы».

 

Тестовые задания

Вариант №1

1. В состав скелета входят: а) кости; б) кости, мышцы, сухожилия и хрящи; в) кости и хрящи; г) кости, хрящи и укрепляющие их связки.

2. Осевой скелет состоит из: а) только черепа; б) черепа и позвоночника; в) черепа и скелета туловища; г) черепа, скелета туловища, поясов конечностей.

3. Неподвижный(ые) отдел(ы) позвоночника человека: а) крестцовый и копчиковый; б) только копчиковый; в) только крестцовый; г) поясничный, крестцовый и копчиковый.

4. Количество позвонков в шейном отделе позвоночника человека: а) 5; б) 12; в) 10; г) 7.

5. Зуб – ось горизонтального вращения головы, образован в результате: а) сращения всех шейных позвонков; б) работы межпозвоночных хрящевых дисков; в) сращения первого и второго шейных позвонков; г) эластичности первого и второго шейных позвонков.

6. Количество соединенных с ребрами грудных позвонков: а) 10; б) 7; в) 12; г) 5.

7. Какие отделы позвоночника могут состоять из пяти позвонков: а) грудной; б) копчиковый; в) шейный; г) поясничный; д) крестцовый.

8. Соотнесите часть черепа и кости, входящие в ее состав:

1) Свод мозгового отдела;                          а) верхняя челюсть; б) теменные кости;

2) Основание мозгового отдела;               в) скуловые кости; г) затылочная кость;

3) Неподвижная часть лицевого отдела; д) клиновидная кость; е) нижняя челюсть;

4) Подвижная часть лицевого отдела;      ж) носовые кости; з) височные кости.

 

9. Рассмотрите рисунок и запишите название частей черепа:

     

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

10. Почему при травмах у человека чаще всего происходят переломы ребер из двух нижних пар?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

11.  За счет чего рост человека может уменьшится во время поднятия тяжестей?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Тема 1.5. Кости: классификация, соединение. Суставы: строение, классификация, значение, заболевания и их профилактика. Особенности из-за прямохождения.

 

Вопросы к устному опросу:

1. Какие виды соединений костей вы знаете?

2. Охарактеризуйте непрерывные соединения костей.

3. Назовите основные элементы сустава.

4. Перечислите вспомогательные элементы сустава.

5. Как классифицируют суставы по форме? Охарактеризуйте возможные движения в них.

6. Приведите классификацию соединений позвонков.

7. Перечислите изгибы позвоночного столба и назовите сроки их появления.

8. Какие соединения ребер вы знаете?

9. Охарактеризуйте особенности строения височно-нижнечелюстного сустава.

10. Перечислите суставы верхней конечности. Какие движения в них реализуются?

11. Какие соединения образует тазовая кость?

12. Какие вы знаете половые отличия таза.

13. Перечислите размеры женского таза.

14. Охарактеризуйте суставы свободной нижней конечности.

 

Задания к самостоятельной работе

1. Подготовить устные сообщения на темы: «Возрастные, половые и индивидуальные особенности подвижности соединения костей»; «Изменения подвижности суставов под влиянием физических нагрузок»; «Возрастные и индивидуальные особенности позвоночного столба. Влияние физических упражнений на позвоночный столб», «Влияние физических упражнений на подвижность грудной клетки. Возрастные и индивидуальные особенности грудной клетки».

2. Заполнить таблицы:

Характеристика суставов верхней конечности по плану

1) Суставные поверхности;

2) Суставные связи;

3) Тип оси движения;

4) Движение в суставах.

Характеристика суставов нижней конечности по плану

1) Суставные поверхности;

2) Вид сустава;

3) Оси движения;

4) Движение в суставах.

 

Вопросы к письменному опросу:

1. Опишите ваши действия при данной ситуации: «У больного острая боль в плече, а при осмотре обнаружено, что из плечевого сустава вышла плечевая кость».

2. Опишите ваши действия при данной ситуации: «У пациента наблюдается смещение кости на правой голени, больному очень больно ступать на ногу».

 

Тестовые задания

1. В состав плечевого пояса входит: а) берцовая кость; б) плечевая кость; в) грудина; г) ключица.

2. В состав скелета кисти не входят кости: а) плюсны; б) фаланг пальцев; в) пясти; г) запястья.

3. В состав голени входит: а) лучевая кость; б) малая берцовая кость; в) таранная кость; г) бедренная кость.

4. В состав суставов не входит: а) суставная жидкость; б) надкостница; в) хрящ; г) суставная сумка.

5. ВА состав предплюсны входит: а) пястная кость; б) малая берцовая кость; в) плюсневая кость; г) таранная кость.

6. Соотнесите вид отдела добавочного скелета и кости, входящие в его состав:

1) Скелет ноги;                               а) бедренная кость;          б) пястные кости;

2) Пояс верхних конечностей;       в)лопатка;                         г) тазовые кости;

3) Скелет руки;                                д) копчик;                         е) плюсна;

4) Пояс нижних конечностей;                   ж) крестец;                        з) лучевая кость;

5) Не входят в добавочный скелет. и) мала берцовая кость.       

7. Отметьте названия непрерывных соединений костей в организме человека: а) тазобедренный сустав; б) соединения ребер с позвонками; в) соединения костей мозгового черепа; г) соединение черепа и нижней челюсти; д) межпозвоночные диски; е) суставные запястья; ж) соединения ребер с грудиной.

8. Рассмотрите рисунок и запишите названия частей скелета верхней и нижней конечностей

 

 

 

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Как изменяются сочленения костей мозгового черепа с возрастом?

__________________________________________________________________________                      

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

10. В чем смысл этих изменений?

__________________________________________________________________________                      

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

 

Тема 1.6. Активный двигательный аппарат. Мышцы: классификация, рефлекторный принцип скелетных мышц; мышечные сокращения, тонус и утомление. Мышечная деятельность. Физические тренировки.

 

Вопросы к устному опросу:

1. Дайте определение мышцы как органа.

2. Назовите основные принципы классификации мышц.

3. Перечислите вспомогательные аппараты мышц.

4. Какие функции присущи скелетным мышцам?

5. Какие вы знаете мышцы и фасции спины?

6. Перечислите мышцы груди и расскажите об их функциональном значении.

7. Какие признаки положены в основу классификации мышц живота? Что такое мышцы брюшного пресса?

8. Перечислите области живота и их границы.

9. Назовите структуры, образующие стенки пахового канала. Что он содержит?

10. Какие части различают у диафрагмы?

11. Охарактеризуйте биомеханику дыхания при его различных типах.

12. Приведите классификацию мышц и фасций шеи. Расскажите об их функциональном значении.

13. Какова роль мимических и жевательных мышц?

14. Какова классификация мышц верхней конечности?

15. Назовите топографические образования верхней конечности.

16. Каким образом классифицируют мышцы таза?

17. Приведите классификацию мышц бедра, голени и стопы.

18. Перечислите названия стенок бедренного канала. Чем они образованы?

 

Задания к самостоятельной работе

1. Подготовить устные сообщения на темы: «Основные функциональные группы мышц, суставов верхних конечности. Дать краткую характеристику этих групп мышц 9назвать места начала и прикрепления)», «Основные функциональные группы мышц, суставов нижних конечностей. Дать краткую характеристику этих групп мышц (назвать места начала и прикрепления».

2. Заполнить таблицы на темы: 

 «Основные функциональные группы мышц, суставов верхних конечности. Дать краткую характеристику этих групп мышц (назвать места начала и прикрепления)»

Название  Начало Прикрепление Функция

Мышцы пояса верхних конечностей

Дальтовидная мышца      
Надостная мышца      
Подостная мышца      
Маля круглая мышца      
Большая круглая мышца      
Подлопаточная мышца      

Мышцы плеча

Передняя группа

Клювовидно-плечевая мышца      
Двуглавая мышца плеча      
Плечевая мышца      

Задняя группа мышц

Трехглавая мышца плеча      
Локтевая мышца      

Мышцы предплечья

Передняя группа мышц предплечья

Поверхностный слой мышц предплечья

Плечелучевая мышца      
Круглый пронатор      
Лучевой сгибатель запястья      
Длинная ладонная мышца      
Локтевой сгибатель запястья      
Поверхностный сгибатель пальцев      

Глубокий слой мышц предплечья

Глубокий сгибатель пальцев      
Длинный сгибатель большого пальца      
Квадратный пронатор      

Задняя группа мышц предплечья

Поверхностный слой

Длинный лучевой разгибатель запястья      
Короткий лучевой разгибатель запястья      
Разгибатель пальцев      
Разгибатель мизинца      
Локтевой разгибатель запястья      

Глубокий слой мышц предплечья

Супинатор      
Длинная мышца, отводящая большой палец кисти      
Короткий разгибатель большого пальца кисти      
Длинный разгибатель большого пальца кисти      
Разгибатель указательного пальца      

Мышцы кисти

Мышцы возвышения большого пальца

Короткая мышца, отводящая большой палец кисти      
Короткий сгибатель большого пальца кисти      
Мышца, противопоставляющая большой палец кисти      
Мышца, приводящая большой палец кисти      

Мышцы возвышения мизинца

Короткая ладонная мышца      
Мышца, отводящая мизинец      
Короткий сгибатель мизинца      
Мышца, противопоставляющая мизинец      

Средняя группа мышц кисти

Червеобразные мышцы      
Ладонные межкостные мышцы      
Тыльные межкостные мышцы      

 

«Основные функциональные группы мышц, суставов нижних конечностей. Дать краткую характеристику этих групп мышц (назвать места начала и прикрепления».

Название  Начало Прикрепление Функция

Мышцы пояса нижних конечностей

Внутренние мыщцы таза

Подвздошно-поясничная мышца: подвздошная мышца      
большая поясничная мышца      
Внутренняя запирательная мышца      
Грушевидная мышца      

Наружные мышцы таза

Большая ягодичная мышца      
Средняя ягодичная мышца      
Малая ягодичная мышца      
Квадратная мышца бедра      
Наружная запирательная мышца      
Напрягатель широкой фасции      
Верхняя и нижняя близнецовые      

Мышцы свободной нижней конечности

Мышцы бедра

Передняя группа мышц бедра

Портняжная мышца      
Четырехглавая мышца бедра латеральная широкая мышца бедра      
медиальная широкая мышца бедра      
промежуточная широкая мышца бедра      
прямая мышца бедра      

Задняя группа мышц бедра

Двуглавая мышца бедра: длинная головка      
короткая головка      
Полусухожильная мышца      
Полуперепончатая мышца      

Медиальная группа мышц бедра

Тонкая мышца      
Гребенчатая мышца      
Длинная приводящая мышца      
Короткая приводящая мышца      
Большая приводящая мышца      

Мышцы голени

Передняя группа мышц голени

Передняя большеберцовая мышца      
Длинный разгибатель пальцев      
Длинный разгибатель большого пальца стопы      

Задняя группа мышц голени

Трехглавая мышца голени: икроножная мышца латеральная головка медиальная головка камбаловидная головка      
Подошвенная мышца      
Подколенная мышца      
Длинный сгибатель пальцев      
Задняя большеберцовая мышца      
Длинный сгибатель большого пальца стопы      

Латеральная группа мышц голени

Длинная малоберцовая мышца      
Короткая малоберцовая мышца      

Мышцы стопы

Тыльные мышцы

Короткий разгибатель пальцев      
Короткий разгибатель большого пальца стопы      

Подошвенные мышцы

Медиальная группа

Мышца, отводящая большой палец стопы      
Короткий сгибатель большого пальца стопы      
Мышца, приводящая большой палец стопы      

Латеральная группа мышц

Мышца, отводящая мизинец стопы      
Короткий сгибатель мизинца стопы      
Мышца, противопоставляющая мизинец      

Средняя группа мышц

Короткий сгибатель пальцев      
Квадратная мышца подошвы      
Червеобразные мышцы (4)      
Межкостные подошвенные (3) и тыльные (4) мышцы      

 

3. Устное сообщение с практическим показом на тему: «Анатомическая характеристика вращательных движений. Сальто назад с места. Фазы движения. Работа двигательного аппарата при выполнении сальто назад с места».

4. Составить компьютерную презентацию на тему: «Анатомо-физиологическая характеристика движений циркового артиста (по своему виду жанра)».

 

Письменный опрос

1. Запишите по пунктам, что представляет собой группа мышц.

2. Нарисуйте схему «кости – мышцы».

 

Тема 1.7. Система органов пищеварения человека: состав, функции, отделы, строение. Значение пищеварения. Пища, пищевые и питательные вещества.

 

Вопросы к устному опросу:

1. Перечислите функции пищеварительной системы.

2. Назовите особенности строения полых и паренхиматозных органов.

3. Приведите классификацию зубов и охарактеризуйте их строение.

4. Назовите различия зубных формул у детей и взрослых.

5. Перечислите сосочки языка и укажите их функции.

6. Какова роль слюны?

7. Охарактеризуйте процессы, происходящие в полости рта.

8. Назовите части глотки и фазы глотания.

9. Укажите особенности строения стенки пищевода.

10. Какие части выделяют в желудке?

11. Перечислите функции желудка.

12. Назовите части тонкой кишки.

13. Укажите особенности строения стенки тонкой кишки.

14. Какие процессы происходят в тонкой кишке?

15. Перечислите отделы толстой кишки.

16. Какие функции выполняет толстая кишка?

17. Как расположены органы по отношению к брюшине? Приведите примеры экстра-, мезо- и интраперитонеального положений органов брюшной полости.

18. Перечислите производные брюшины.

19. Какова роль пищевого центра?

20. Дайте определение понятий «эубиоз» и «дисбактериоз».

 

Задания к самостоятельной работе

1. Составить компьютерную презентацию на тему:»Органы и железы пищеварительной системы».

 

 

Тестовые задания

Вариант №1

1. В состав стенки кишечника не входят: а) соединительная ткань; б) мышечная поперечнополосатая ткань; в) эпителиальная ткань; г) мышечная гладкая ткань.

2. Отдел пищеварительной системы, в который открываются протоки печени и поджелудочной железы: а) двенадцатиперстная кишка; б) желудок; в) тощая кишка; г) подвздошная кишка.

3. Рыхлая соединительная ткань внутри зуба: а) эмаль; б) паренхима; в) пульпа; г) дентин.

4. Сосуд, приносящий кровь от кишечника в печень: а) нижняя полая вена; б) печеночная артерия; в) воротная вена; г) печеночная вена.

5. Соотнесите название органа пищеварения и его среднюю длину:

1) Тонкий кишечник;                                  а) 1,5-2 м;

2) Двенадцатиперстная кишка;                 б) 27-30 см;

3) Толстый кишечник.                                в) 5-6 м.

6. Соотнесите название части пищеварительной системы и ее отделы:

1) Тонкий кишечник;                      а) тощая кишка; б) прямая кишка;

2) Толстый кишечник;                    в) ободочная кишка; г) подвздошная кишка;

                                                      д) сигмовидная кишка; е) слепая кишка;

                                                      ж) двенадцатиперстная кишка.

7. Рассмотрите рисунок и запишите название органов пищеварения:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

8. При остром воспалении аппендикса людям, как правило, проводят операцию по его удалению. Отсутствие аппендикса существенно не влияет на дальнейшую жизнедеятельность организма человека:

· Почему такая же операция у травоядных животных (например, у кроликов) приведет к значительным проблемам?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Вариант №2

1. Расщепляются ферментами слюны: а) жиры; б) аминокислоты; в) белки; г) углеводы.

2. Препятствует попаданию пищи из желудка в пищевод: а) сила тяжести; б) диафрагма; в) полулунный клапан; г) сфинктер.

3. Под действием ферментов в кишечнике из крахмала образуется: а) глицерин; б) гликоген; в) глюкоза; г) дентин.

4. Содержит кишечные ворсинки слизистой оболочки: а) прямой кишки; б) тощей кишки; в) сигмовидной кишки; г) ободочной кишки.

5. Отметьте функции, которые в основном выполняет желчь: а) расщепление белков; б) нейтрализация желудочного сока; в) расщепление углеводов; г) создание кислой среды в двенадцатиперстной кишке; д) расщепление жиров; е) преобразование глюкозы в глюкоген.

6. Отметьте верные утверждения: а) всасывание воды происходит только в тонком кишечник; б) переваривание и всасывание белков (аминокислот) идет только в желудке и тонком кишечнике; в) переваривание и всасывание углеводов идет только в желудке и тонком кишечнике; г) часть воды всасывается в толстом кишечнике; д) жиры частично расщепляются ферментами в желудке; е) всасывание глюкозы в тонком кишечнике проходит путем диффузии и не требует затрат энергии; ж) кишечные ворсинки являются выростами эпителия толстого кишечника; з) кишечные ворсинки являются выростами стенок тонкого кишечника; и) продукты расщепления жиров всасываются через стенки кишечника только в кровь; к) продукты расщепления жиров всасываются через стенки кишечника в кровь и лимфу.

7. Переваривание каких веществ будет тормозить желудочный сок?

 

Вариант №3

1. Наиболее опасное проявление ботулизма для организма человека: а) сильная головная боль; б) расстройство кишечника и рвота; в) паралич дыхательной мускулатуры; г) обезвоживание организма.

2. Причиной смерти при холере наиболее часто является: а) паралич дыхательной мускулатуры; б) критическое повышение температуры; в) обезвоживание организма; г) сильная головная боль.

3. Основную защиту организма от потребляемых вместе с пищей микроорганизмов обеспечивает (ют): а) бактерицидное действие слюны; б) действие соляной кислоты в желудке; в) действие кишечного сока; г) анаэробное условие внутри пищеварительного тракта.

4. Кишечная инфекция, признаками которой являются расстройство зрения, паралич лицевой и шейной мускулатуры: а) брюшной тиф; б) сальмонелла; в) холера; г) ботулизм.

5. Отметьте верные утверждения: а) заболевание ботулизмом обычно развивается через 12-24 ч после приема зараженной пищи; б) возбудитель холеры обычно попадает в организм человека с плохо обработанным мясом больных животных; в) возбудитель ботулизма может содержаться в почве; г) дизентерию вызывает дизентерийная амеба; д) источником сальмонеллеза может быть домашняя птица; е) холеру вызывает холерная палочка; ж) при пищевом отравлении пострадавшему надо в первую очередь промыть желудок.

6. Соотнесите тип регуляции пищеварения и ее проявление (я):

1) Гуморальная регуляция пищеварения; а) активизация выделения желудочного

                                                                   сока при попадании питательных веществ

                                                                   в кровь;

2) Нервная регуляция пищеварения;        б) активизация выделения желудочного

                                                                        сока при виде пищи;

                                                                        в) активизация выделения желудочного

                                                                        сока при попадании пищи в ротовую

                                                                        полость.

7. Соотнесите вид и тип возбудителей глистных заболеваний:

1) Круглые черви;                           а) свиной цепень; б) аскарида; в)острица;

2) Плоские черви;                           г) бычий цепень; д) широкий лентец.

8. Возбудитель ботулизма попал в две банки с солеными овощами. Одна хранилась без крышки, а на другой крышка была герметично закрыта: содержимое какой банки наиболее опасно для человека для человека с точки зрения риска заболевания ботулизмом?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________________

 

Тема 1.8. Работы И.П. Павлова. Большие пищеварительные железы. Пищеварение. Сбалансированное питание.

 

Вопросы к устному опросу:

1. Какой вклад внес И.П. Павлов в изучение пищеварения в полости рта?

2. Какие фазы выделил И.П. Павлов в секреции желудочного сока?

3. Назовите доли, поверхности и края печени.

4. Что такое «чудесная сеть» печени?

5. Перечислите желчевыводящие пути и части желчного пузыря.

6. Назовите функции печени.

7. Какие ферменты входят в состав панкреатического сока? Какое значение они имеют?

 

Письменный опрос

1. Подпишите названия желез внутренней секреции и кратко дайте характеристику каждой.

 

 

Тема 1.9. Система органов дыхания, значение мышц. Верхние дыхательные доли. Нижние дыхательные пути.

 

Вопросы к устному опросу:

1. Назовите этапы дыхания.

2. Какие органы входят в состав верхних и нижних дыхательных  путей?

3. Перечислите околоносовые пазухи.

4. Какие хрящи образуют основу гортани?

5. Какие отделы выделяют в полости гортани?

6. Охарактеризуйте функции гортани.

7. Назовите структуры, образующие бронхиальное дерево.

8. Какие доли, поверхности и края выделяют в легком?

9. Перечислите границы легких.

10. Что такое пневмоторакс? Назовите основные его виды.

11. Дайте характеристику дыхательных объемов.

12. Где расположен дыхательный центр? Какова его роль?

Тестовые задания

 

1. Совокупность процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой: а) внутреннее дыхание; б) внешнее дыхание; в) клеточное дыхание; г) тканевое дыхание.

2. Не входит в состав верхних дыхательных путей: а) носоглотка; б) глотка; в) ротовая полость; г) гортань.

3. Стенки альвеол образует(ют): только соединительная ткань; б) только эпителиальная ткань; в) соединительная и эпителиальная ткань; г) соединительная, эпителиальная и мышечная ткани.

4. Оболочка, которой покрыты легкие внутри грудной клетки: а) диафрагма; б) стром; в) легочная сумка; г) плевра.

5. Щитовидный хрящ образует: а) стенки бронхов; б) стенки трахеи; в) кадык; г) дно носоглотки.

6. Соотнесите орган и его функцию, которая относится к механизму голосообразования:

1) Язык;                                                   а) формирование звука;

2) Голосовые связки;                             б) усиление звука;

3) Околоносовые пазухи;                      в) артикуляция.

7. Соотнесите название частей дыхательных путей и особенности ее строения:

1) Глотка; а) содержит в верхней части хрящевые кольца, а в нижней части

                   хрящи отсутствуют;

2) Гортань; б) содержит хрящевые полукольца;

3) Бронхи; в) прилегает задней стенкой к пищеводу;

                   г) образуют разветвленную структуру;

                   д) не содержит хрящей;

                   е) входит в состав дыхательной и пищеварительной систем.

8. Рассмотрите рисунок и запишите названия органов дыхания:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Отметьте верные утверждения: а) у людей с более толстыми и длинными голосовыми связками голос будет выше; б)трахеи, как и бронхи, является парным органом; в) фронтит – это воспаление лобных пазух;  г) воспаление лобных пазух называется гайморитом; д) обонятельные клетки находятся в носоглотке; е) при насморке ресничка мерцательного эпителия изгоняют слизь из носовой полости.

10. Стенки какого органа дыхательной системы поддерживаются на всем протяжении хрящевыми полукольцами?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Почему одна стенка этого органа остается мягкой?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тема 1.10. Легкие: поверхность, края, доли, ворота и корень легкого. Строение альвеолы. Плевра: листки, полость. Средостение.

 

Вопросы к устному опросу:

1. Назовите этапы дыхания.

2. Назовите структуры, образующие бронхиальное дерево.

3. Какие доли, поверхности и края выделяют в легком?

4. Перечислите границы легких.

5. Что такое пневмоторакс? Назовите основные его виды.

6. Перечислите органы переднего и заднего средостения.

7. Дайте характеристику дыхательных объемов.

8. Где расположен дыхательный центр? Какова его роль?

 

Тестовые задания

 

Вариант №1

1. Плевральная полость ограничена: а) легочной плеврой; б) легочной плеврой и тканью легкого; б) легочной и пристеночной плеврой;г) пристеночной плеврой.

2. Дыхательный центр расположен в: а) коре головного мозга;б) спинном мозге; в) мозжечке; г) продолговатом мозге.

3. На гуморальную регуляцию дыхания влияет: а) произвольное изменение частоты дыхания;б) изменение частоты дыхания при эмоциональной нагрузке; в) изменение частоты дыхания во время разговора; г) изменение частоты дыхания под влиянием накопления углекислого газа в крови.

4. Химическое соединение, образующееся в крови при отравлении угарным газом: а) метгемоглобин; б) карбоксигемоглобин; в) оксигемоглобин; г) метоксигемоглобин.

5. Кислород поступает в кровь из легких благодаря: а) процессу прямого растворения воздуха в крови; б) процессу химического связывания гемоглобином в легких; в) диффузия через стенки альвеол; г) интрузии в стенки альвеол.

6. Заполните таблицу, указав примерное содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе: 

1 Вдыхаемый воздух  
2 Выдыхаемый воздух  

 а) 32-33% кислорода; б) 21% кислорода; в) 16-17% кислорода; г) 0,03% углекислого газа; д) 1-2% углекислого газа; е) 3-4% углекислого газа.

7. Заполните таблицу, указав варианты движения мышц, соответствующие процессам вдоха и выдоха:

 1 Вдох  
2 Выдох  

а) наружные межреберные мышцы сокращаются; б) наружные межреберные мышцы расслабляются; в) диафрагма сокращается и становится более плоской; в) диафрагма расслабляется и приобретает более выпуклую форму.

8. Отметьте верные утверждения: а) отравиться угарным газом можно сидя у сильно дымящегося костра в лесу; б) отравление угарным газом может возникнуть  при утечке газа в бытовой кухонной плите; в) отравление угарным газом может возникнуть, если в закрытом гараже включить двигатель автомобиля; г) нельзя отравиться угарным газом, закрыв заслонку не прогоревшей до конца печи в деревенском доме.

9. Отметьте верные утверждения: а) в артериальной крови мало свободного кислорода; б) артериальная кровь богата свободным кислородом; в) в венозной крови много свободного углекислого газа; г) большая часть углекислого газа в венозной крови связывается гемоглобином; д) часть углекислого газа в венозной крови химически связывается солями плазмы; е) плевральная полость не заполнена жидкостью.

10. Прочитав текст, найдите ошибки в действиях жильцов квартиры. Ответ обоснуйте: Жильцы квартиры, оборудованной газовой плитой, почувствовали ночью запах газа. Они включили свет, нашли место утечки газа, перекрыли вентиль, затем проветрили помещение и покинули его.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Вариант №2

1. Для определения жизненной емкости легких используют: а) спирометр; б) анемометр; в) тонометр; г) барометр.

2. Микроорганизм, являющийся возбудителем туберкулезной болезни: а) стафилококк; б) стрептококк; в) палочка Коха; г) легочная палочка.

3. Временное состояние пострадавшего в результате травмы человека, характеризующееся остановкой сердцебиения и дыхания при сохранении функции мозга: а) биологическая смерть; б) клиническая смерть; в) физиологическая смерть; г) кома.

4. Рентгенографическое обследование грудной клетки: а) спирография; б) флюорография; в) пневмография; г) плеврография.

5. Подросткам в профилактических целях следует выполнять рентгенографическое обследование грудной клетки: а) ежемесячно; б) раз в пять лет; в) ежегодно; г) раз в три года.

6. Отметьте верные утверждения: а) при выполнении искусственного дыхания надо оставлять нос пострадавшего открытым; б) при выполнении непрямого массажа сердца надо производить надавливания на край мечевидного отростка грудины пострадавшего; в) при выполнении искусственного дыхания надо зажимать пострадавшему нос; г) при выполнении непрямого массажа сердца надо располагать руки так, что бы край ладони находился на 2-3 см выше края мечевидного отростка грудины пострадавшего; г) при выполнении сердечно-легочной реанимации надо приподнять голову пострадавшего и положить ее на подушку; е) если в ходе реанимационных мероприятий у пострадавшего появился пульс, искусственный массаж сердца надо продолжать до прихода пострадавшего в сознание; ж) при выполнении сердечно-легочной реанимации надо слегка запрокинуть голову пострадавшего; з) при поражении человека электротоком надо сначала обесточить провод и только потом начинать реанимацию.

7. Отметьте факторы, из которых складывается жизненная емкость легких: а) дополнительный объем вдоха; б) остаточный объем легких; в) объем спокойного вдоха/выдоха; г) объем воздуха в верхних дыхательных путях; д) дополнительный объем воздуха; е) объем воздуха нижних дыхательных путях.

8. Соотнесите показатель и его величину:

           

1 Примерный объем спокойного вдоха/выдоха  
2 Примерный резервный объем выдоха  
3 Примерный резервный объем вдоха  
4 Примерный остаточный объем легких  

      а) 1000 – 1200 см3; б) 1500 см3; в) 500 см3.

9. Прочитав текст, найдите ошибки в действиях неопытных спасателей. Ответ обоснуйте: При оказании первой помощи утопающему неопытные спасатели сразу после вытаскивания пострадавшего с отсутствующим дыханием и пульсом на сушу приступили к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции легких. Массаж сердца они производили с частотой 12 раз в минуту, а искусственное дыхание – 60 раз в минуту.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Тема 1.11. Сердечнососудистая система: состав, функции. Сердце: местоположение, строение, функции, работа, цикл, регуляция.

 

Вопросы к устному опросу:

1. Приведите классификацию сосудистой системы.

2. Как устроена стенка артерий и вен?

3. Охарактеризуйте большой и малый круги кровообращения.

4. Какое строение имеют камеры сердца?

5. Перечислите оболочки стенки сердца.

6. Опишите границы сердца.

7. Расскажите о свойствах сердечной мышцы.

8. Перечислите и охарактеризуйте фазы работы сердца.

9. Что такое проводящая система сердца?

10. Какие сосуды участвуют в кровоснабжении сердца?

11. Что такое проводящая система сердца?

12. Какие сосуды участвуют в кровоснабжении сердца?

13. Перечислите ветви наружной сонной артерии.

14. Назовите крупные артерии верхней конечности.

15. Как классифицируют ветви грудной аорты?

16. Перечислите ветви брюшной части аорты.

17. Назовите основные артерии нижней конечности.

18. Что такое внутрисистемные и межсистемные анастомозы?

19. Назовите места пальцевого прижатия магистральных артерий.

20. Перечислите корни и притоки верхней и нижней полых вен.

21. Какие сосуды являются корнями воротной вены?

22. Как классифицируют вены верхней и нижней конечностей?

23. Назовите поверхностные вены верхней и нижней конечностей.

24. Перечислите сосуды гемомикроциркуляторного русла.

25. Какие особенности можно выделить в кровоснабжении плода?

 

Задания к самостоятельной работе

1. Составить схему на тему: «Строение сердца и клапанной системы сердца».

2. Подготовить компьютерную презентацию на тему: «Сердечнососудистая система».

3. Подготовить реферат на тему: «Гипертрофия миокарда».

 

Тестовые задания

 

1. Миокард – это: а) ткань околосердечной сумки; б) мышечной слой стенки сердца; в) эпителиальный слой стенки сердца; г) наружный соединительнотканный слой стенки сердца.

2. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови из: а) предсердий в желудочки сердца; б) кровеносных сосудов в желудочки сердца; в) желудочков сердца в сосуды; г) сосудов в предсердия сердца.

3. Самая короткая фаза сердечного цикла: а) сокращение предсердий;б) пауза; в) сокращение желудочков; г) все фазы равны по продолжительности.

4. Отметьте характерные признаки фазы паузы сердечного цикла: а) полулунные клапаны открыты; б) полулунные клапаны закрыты; в) створчатые клапаны открываются, предсердия расслаблены; г) створчаты клапаны закрываются, предсердия расслаблены; д) створчатые клапаны открываются, предсердия сокращены.

5. Какое действие на сердечную деятельность оказывает гормон адреналин?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. В чем биологический смысл такого воздействия?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Тема 1.12. Кровеносные сосуды: классификация, строение, функции, расположение, механизмы движения крови, схема кровообращения.

 

Вопросы к устному опросу:

1. Приведите классификацию сосудистой системы.

2. Как устроена стенка артерий и вен?

3. Охарактеризуйте большой и малый круги кровообращения.

4. Какие сосуды участвуют в кровоснабжении сердца?

5. Что такое проводящая система сердца?

6. Какие сосуды участвуют в кровоснабжении сердца?

7. Перечислите ветви наружной сонной артерии.

8. Назовите крупные артерии верхней конечности.

9. Как классифицируют ветви грудной аорты?

10. Перечислите ветви брюшной части аорты.

11. Назовите основные артерии нижней конечности.

12. Что такое внутрисистемные и межсистемные анастомозы?

13. Назовите места пальцевого прижатия магистральных артерий.

14. Перечислите корни и притоки верхней и нижней полых вен.

15. Какие сосуды являются корнями воротной вены?

16. Как классифицируют вены верхней и нижней конечностей?

17. Назовите поверхностные вены верхней и нижней конечностей.

18. Перечислите сосуды гемомикроциркуляторного русла.

19. Какие особенности можно выделить в кровоснабжении плода?

 

Задания к самостоятельной работе

1.  Изобразить графически (рисунок): «Ход артерий: головы, шеи, верхних и нижних конечностей»; сделать обозначение мест: «Прижатие артерий к костным образованиям для остановки кровотока», «Пульсация артерий (нахождение пульса на височной, лицевой, сонной, плечевой, лучевой)».

 

Тестовые задания

Вариант №1

1. Наименьшая скорость тока крови в: а) легочной артерии; б) аорте; в) капилляре; г) верхней полой вене.

2. Фаза сердечного цикла, в которой артериальное давление максимально: а) сокращение желудочков; б) сокращение предсердий; в) пауза; г) артериальное давление одинаково на разных фазах цикла.

3. Прибор для изменения артериального давления: а) аритмометр; б) барометр; в) тонометр; г) томограф.

4. Периодическое толчкообразное расширение стенок артерий, синхронное с сокращением сердца: а) ритм; б) пульс; в) импульс; г) кровяное давление.

5. Отметьте изменения, происходящие с пульсом, верхним и нижним давлением у здорового человека при физической нагрузке: а) верхнее давление понижается; б) нижнее давление повышается; в) верхнее давление повышается; г) нижнее давление остается относительно стабильным; д) нижнее давление понижается; е) верхнее давление остается относительно стабильным; ж) верхнее давление остается относительно стабильным; з) пульс ускоряется; и) пульс замедляется.

6. Опишите связь между инсультом и гипертонией:

 _____________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 

Вариант №2

1. При образовании в результате легкого ушиба гематома или шишки без нарушения целостности кожи необходимо в качестве первой помощи: а) согреть поврежденное место; б) наложить антисептическую повязку на поврежденное место; в) охладить поврежденное место; г) смазать поврежденное место антисептической мазью.

2. При кровоизлиянии в подкожную клетчатку без нарушения целостности кожи: а) образуется ступ; б) образуется шишка; в) образуется гематома; г) происходит наружное кровотечение.

3. Жгут (без периодического его ослабления) для остановки кровотечения в зимнее время можно накладывать на: а) 2 ч.; б) 1,5 ч.; в) 4 ч.; г) 1 ч.

4. При носовом кровотечении не рекомендуется: а) запрокидывать голову назад; б) прикладывать пакет со льдом или холодной водой к переносице; в) вставлять в носовые ходы ватные тампоны, пропитанные перекисью водорода; г) прижимать ноздри к носовой перегородке.

5. Соотнесите тип кровотечения и прием первой помощи:

1 Капиллярное  
2 Венозное  
3 Артериальное  

а) промыть рану 3% раствором перекиси водорода, затем обработать рану бриллиантовым зеленым или йодом и наложить стерильную повязку; б) обернуть мягкой тканью область выше места ранения, наложить на нее жгут, а на рану – давящую повязку; в) наложить на рану давящую повязку без наложения жгута выше места ранения.

6. Соотнесите тип кровотечения и его характерные признаки:

 1 Капиллярное  
2 Венозное  
3 Артериальное  

       а) вишневого цвета кровь идет относительно сильной равномерной струей; б) кровь сочится из раны или льется вялой тонкой струйкой; в) алая кровь идет толчками сильной струей.

7. Отметьте верные утверждения: а) после свертывания крови в ране образуется струп; б) венозное кровотечение опасной артериального; в) рану с капиллярным кровотечением можно промыть перекисью водорода или обработать раствором бриллиантового зеленого; г) для остановки кровотечения свежую рану надо обработать антисептической мазью; д) йодом нельзя промывать глубокие раны; е) при открытом переломе плеча с артериальным кровотечением надо сначала наложить жгут для остановки кровотечения, а потом обрабатывать рану; ж) антисептические мази используются при повторных перевязках ран; з) присохший к ране бинт нельзя размачивать растворами антисептиков; и) стенки артерий тоньше стенок вен того же диаметра; к) при открытом переломе плеча с артериальным кровотечением надо сначала наложить давящую повязку, а потом – жгут.

8. Прочитав текст, найдите ошибки в действиях человека, оказывающего первую помощь. Ответ обоснуйте: Человек, оказывающий помощь пострадавшему с артериальным типом кровотечения в районе предплечья, сначала обработал рану йодом, а затем наложил на нее тугую антисептическую повязку. После этого он закатал рукав рубашки пострадавшего и наложил жгут выше раны на кожу, добившись остановки кровотечения.

________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: