ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Г. гр. МЭО – 02
Тема: Цилиндрические и конические зубчатые передачи.
Задание:
1.Записать число и тему урока. Изучить теоретический материал по теме и лекционный материал (PDF).
2. Заполнить таблицу. Работу можно выполнить в электронном формате.
Механическая передача | Изображение или кинематическое обозначение | Достоинства | Недостатки | Применение | Расположение осей валов |
Цилиндрическая зубчатая с прямым зубом | |||||
Цилиндрическая зубчатая с косым зубом | |||||
Цилиндрическая шевронная | |||||
Цилиндрическая винтовая | |||||
Коническая прямозубая | |||||
Коническая косозубая | |||||
Гипоидная передача |
Теоретический материал
Обычно в большинстве зубчатых колес можно выявить три основных элемента:
|
|
обод – часть зубчатого колеса, несущая зубчатый венец обозначена цифрой 1 на рис. 1(г) и 2 (а); наиболее часто обод совмещают с зубчатым венцом, но иногда их выполняют раздельными (например, из разных материалов);
ступица - часть зубчатого колеса, соединяющая его с валом, несущим зубчатое колесо, обозначена цифрой 3 на рис. 1(г) и 2(а); зубчатые колеса малого диаметра по сравнению с валом, несущим это колесо, выполняются, как правило, за одно целое с этим валом и называются вал-шестерня рис. 1 (д) и 2 (б);
диск - часть зубчатого колеса, соединяющая обод со ступицей обозначена цифрой 2 на рис. 1(г) и 2(а); в литых и сварных зубчатых колесах диск зачастую заменяется отдельными спицами.
В единичном и мелкосерийном производстве зубчатые колеса диаметром до 200 мм обычно изготавливают методом точения из круглого проката. Заготовку для колес диаметром до 600 мм часто получают ковкой, а в массовом производстве горячей штамповкой в двусторонних молотовых штампах. Заготовки колес большего диаметра в мелкосерийном производстве изготавливают сваркой, а в массовом производстве для этой цели используют технологию литья в земляные формы.
Рисунок 1- Виды цилиндрических зубчатых колёс Рисунок 2 - Виды конических зубчатых колёс
Цилиндрические косозубые и шевронные зубчатые передачи.
Косозубые зубчатые передачи, как и прямозубые, предназначены для передачи вращательного момента между параллельными валами (рис. 3). У косозубых колес оси зубьев располагаются не по образующей делительного цилиндра, а по винтовой линии, составляющей с образующей угол β (рис.3). Угол наклона зубьев𝛽 принимают равным 8 18°, он одинаков для обоих колес, но на одном из сопряженных колес зубья наклонены вправо, а на другом влево. При окружных скоростях v > 2 м/с целесообразно применять косозубые колеса, так как при больших скоростях прямозубые цилиндрические колеса работают удовлетворительно лишь при высокой точности изготовления.
|
|
Рисунок 3 - Цилиндрическая косозубая передача
Передаточное число для одной пары колес может быть u 12. В прямозубых передачах линия контакта параллельна оси, а в косозубых расположена по диагонали на поверхности зуба (контакт в прямозубых передачах осуществляется вдоль всей длины зуба, а в косозубых — сначала в точке увеличивается до прямой, «диагонально» захватывающей зуб, и постепенно уменьшается до точки).
Достоинства косозубых передач по сравнению с прямозубыми:
- уменьшение шума при работе;
- меньшие габаритные размеры;
- высокая плавность зацепления;
- большая нагрузочная способность;
- значительно меньшие дополнительные динамические нагрузки.
Это объясняется большой суммарной длиной контактных линий находящихся в зацеплении колес. За счет наклона зуба в зацеплении косозубой передачи появляется осевая сила.
Направление осевой силы зависит от направления вращения колеса (рис. 37), направления винтовой линии зуба, а также от того, каким является колесо — ведущим или ведомым. Осевая сила дополнительно нагружает валы и опоры, что является недостатком косозубых передач.
Рисунок 4 - Усилия в косозубой цилиндрической передаче
Для того чтобы исключить недостаток косозубых передач (осевую силу F а) и сохранить их преимущества, применяют шевронные передачи.
Шевронные зубчатые колеса представляют собой разновидность косозубых колес (рис. 5).
А) б)
Рисунок 5 - Шевронная зубчатая передача
Цилиндрическое зубчатое колесо, венец которого по ширине состоит из участков с правыми и левыми зубьями (рис. 5 а), называют шевронным колесом. Часть венца зубчатого колеса, в пределах которого линии зубьев имеют одно направление, называют полушевроном. Различают шевронные колеса с жестким углом (рис. 5 б), предназначенным для выхода режущего инструмента при нарезании зубьев. Шевронные передачи обладают всеми преимуществами косозубых, а осевые силы (рис. 6) противоположно направлены и на подшипник не передаются.
Рисунок 6 - Усилия в зацеплении шевронных зубчатых колес
В этих передачах допускают большой угол наклона зубьев ( =25 40°). Ввиду сложности и высокой стоимости изготовления шевронные передачи применяют реже, чем косозубые, т.е. в тех случаях, когда требуется передавать большую мощность и высокую скорость, а осевые нагрузки нежелательны.
Рисунок 7
Косозубые и шевронные колеса в отличие от прямозубых имеют два шага и два модуля: в нормальном сечениипо делительной окружности — нормальный шаг рп, в торцовой плоскости — торцовый шаг рt. Из условия, что модуль зацепления равен шагу, деленному на число π, имеем нормальный модуль mn=pn/ и торцовый модуль mt = pt/ .
Для косозубых и шевронных колес значения нормального модуля тn стандартизованы, так как профиль косого зуба в нормальном сечении соответствует исходному контуру инструментальной рейки и, следовательно, т = тп (косозубые и шевронные колеса нарезают, тем же способом и инструментом, что и прямозубые). Нормальный модуль тп является исходным при геометрических расчетах.
Винтовая передача (разновидность косозубой) состоит из двух косозубых цилиндрических колес (рис. 8). Однако в отличие от косозубых цилиндрических передач с параллельными валами касания между зубьями здесь происходит в точке и при значительных скоростях скольжения. Поэтому при значительных нагрузках винтовые зубчатые передачи работать удовлетворительно не могут.
|
|
Рисунок 8 - Винтовая зубчатая передача