Конические передачи передают вращающий момент между валами с пересекающимися осями (от 100 до 1700, чаще всего под углом 90 0). Их зубья бывают прямыми, косыми, круговыми и обычно имеют эвольвентный профиль.
Конические зубчатые передачи по сравнению с цилиндрическими имеют большую массу и габариты, сложнее в изготовлении, а также монтаже, так как требуют точной фиксации осевого положения зубчатых колес.
Наибольшее распространение имеют конические передачи с прямыми и криволинейными зубьями; последние постепенно вытесняют передачи с тангенциальными зубьями.
Рисунок 9
Конические зубчатые колеса с криволинейными зубьями могут иметь круговую, эвольвентную и циклоидальную линию зубьев; наиболее распространенные колеса с круговыми зубьями.
Рисунок 10 – Геометрические параметры конического колеса
Конические передачи с криволинейными зубьями по сравнению с прямозубыми имеют большую нагрузочную способность, работают более плавно, и следовательно, динамические нагрузки и шум при их работе меньше.
|
|
m – средний делительный окружной модуль;
d = mz – делительный диаметр среднего сечения;
z1 = 18...30 – число зубьев шестерни;
me – внешний делительный окружной модуль;
Сначала конструктор выбирает внешний окружной модуль mte, из которого рассчитывается вся геометрия зацепления, в частности, нормальный модуль в середине зуба
mnm= mte (1 – 0,5b/Re),
где: Re – внешнее конусное расстояние.
Силы в конической передаче действуют аналогично цилиндрической, однако следует помнить, что из-за перпендикулярности осей радиальная сила на шестерне аналогична осевой силе для колеса и наоборот, а окружная сила при переходе от шестерни к колесу только меняет знак
; .
Рисунок 11 – силы в зацеплении конической передачи
Прочностные расчёты конических колёс проводят аналогично цилиндрическим. Из условия контактной выносливости определяют внешний делительный диаметр dwe, из условия прочности на изгиб находят нормальный модуль в середине зуба mе. В эквивалентных цилиндрических колёсах диаметр начальной окружности и модуль соответствуют среднему сечению конического зуба, вместо межосевого расстояния берётся среднее конусное расстояние, а профили эквивалентных зубьев получают развёрткой дополнительного конуса на плоскость.