Тема: «Развитие техники чтения»
Ход занятия:
Введение в тему. Беседа о технике речи.-5 мин.
Артикуляционная гимнастика.-15 мин.
Упражнения на дыхание.-15 мин.
Работа со скороговорками.-15 мин.
Упражнения на дикцию.- 15 мин.
Упражнения на логическое ударение.-10 мин.
Интонационные упражнения.-10 мин.
Выводы.- 5 мин.
Беседа о технике речи.
Чтобы научить ребёнка хорошо владеть своей речью, необходимо научить его технике речи, то есть той стороне, которая обеспечивает хорошую дикцию, помогает развить силу голоса, диапазон, речевой слух.
О развитости ребёнка судят по его речи, так как мышление и речь тесно связаны.
На сегодняшний день очень остро стоит проблема выбора способов развития полноценного навыка чтения, в том числе правильности и беглости чтения.
Как помочь детям преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребёнком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребёнка к чтению – является актуальной. Работая над этой проблемой, необходимо использовать упражнения, которые дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребёнка. Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.
|
|
Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств использую специальные упражнения, которые стараюсь включать в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в занятие оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
Особое место занимает артикуляция на этапе послогового чтения. Чёткая артикуляция будет способствовать увеличению темпа чтения и формированию правильного представления о звуковом составе слова, облегчит понимание прочитанного. Работа ведется в такой последовательности:
2.Артикуляционная гимнастика:
а) чтение гласных, согласных, сочетаний, открытых и закрытых слогов;
б) слова, трудные для произношения.
в) скороговорки и чистоговорки.
г) упражнения на дикцию.
Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
Цель: развивать подвижность речевого аппарата.
1. АОУЫИЭ АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ.
2. З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ
С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж- К- Ш.
Ба-бя бо-бе бу-бю бэ –бе бы –би
|
|
За –зя зо- зе зу –зе зэ –зе зы –зи
Фа – фе фо –фе фу –фю фэ –фе фы – фи
Ла –ля ло –ле лу –лю лэ –ле лы –ли
Чтение цепочек слов.
Сторож –сторожил - насторожился;
Готов-готовил -приготовил;
Топтать –топтал- топтался – растоптал
Работа над дикцией начинается с тренировки активных речевых органов речи – губ, языка.
«Пробка».
Плотно сжать губы, натянуть их край на зубы, чуть прикусив. Воздухом, находящимся в полости рта (не делая выдоха!), резко прорвать смычку, как бы выстреливая пробку, зажатую губами.
«Коса».
Представить, что точите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз … ссс-ззз …ссс-ззз… Коса наточена, можно косить. Взмах косы – и она звучно режет траву: жжж…жжж…
Каждый согласный прибавляется к каждому гласному звуку: ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЭ-ПЕ, ПЫ-ПИ.
Соединяется другой согласный: ПРА-ПРЯ, ПРО-ПРЁ и т.д.
Далее идут более сложные звукосочетания:
ТАДИТА-ТАДИТЯ ДАТИДА-ДАТИДЯ
ТАДИТО-ТАДИТЁ ДАТИДО-ДАТИДЁ
ТАДИТУ-ТАДИТЮ ДАТИДУ-ДАТИДЮ
ТАДИТЕ-ТАДИТЭ ДАТИДЭ-ДАТИДЁ
ТАДИТЫ-ТАДИТИ ДАТИДЫ-ДАТИДИ.
ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ,ТЫТИ.
Упражнения на дыхание.
Цель: развивать дыхание.
Занятия по развитию речи
Прежде чем приступить к упражнениям для тренировки голоса и речи, необходимо объяснить детям о роли дыхания в речи. Начинаем с правильного дыхания через нос, а выдыхания через рот. Ставлю для себя в этих занятиях задачу – объяснить, что такое говорить на выдохе и, по возможности, научить дышать не грудной клеткой, а диафрагмой.
Упражнения:
- «Одуванчик». Сорвать воображаемый одуванчик и медленно дуть на него, чтобы воображаемые пушинки летели как можно дальше и дольше.
- «Надувной шар». Надуть воображаемый надувной шар следя, чтоб он не лопнул. Глубокий вдох – короткий выдох. Набрать воздух через нос и быстро с силой выдохнуть через рот, следя за неподвижностью плеч.
Упражнения по тренировке выдоха с текстом.
- Шар – у Маши (вдох)
- Шар - у Саши (вдох)
- Шар – у Маши и у Саши (вдох)
- Шла лисичка вдоль тропинки (вдох)
и несла грибы в корзинке (вдох)
пять опят и пять лисичек (вдох)
для ребят и для сестричек (вдох)
Также использую тексты считалок и скороговорок.
Произнести несколько раз гласные звуки, помните, что вдох и выдох должны быть бесшумными.
Произнесите сочетания согласных звуков с гласным, чётко выговаривая каждый звук:
ПА-ПО-ПУ-ПЭ-ПИ-ПЫ
ДА-ДО-ДУ-ДЭ-ДИ- ДЫ
КА –КО –КУ –КЭ –КИ
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТИ-ПТЫ
БТА-БТО-БТУ-БТЭ-БТИ-БТЫ
Скороговорки и чистоговорки.
Цель: научить детей внятно произносить слова, чётко выговаривать звуки речи.
Начинаем работу над скороговорками с активной артикуляции без участия голоса. Далее медленное тихое проговаривание их вслух. Затем проговариваем вслух голосом обычной громкости с постепенным наращиванием темпа.
Работа со скороговорками.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- произнести шёпотом, чётко,
-произнести беззвучно,
- произнести вполголоса,
- произнести голосом,
Постепенно увеличивать темп.
Примечание: на первом этапе не торопите ребёнка, пусть он читает скороговорки в комфортном для себя темпе. Взрослые должны следить за чёткостью произношения. Когда чтение станет чётким, увеличивайте темп произнесения. Старайтесь отрабатывать скороговорку в хорошем темпе.
Скороговорки
- Краб крабу сделал грабли, дал грабли крабу краб – сено граблями краб грабь.
· Расскажи про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
· Три сороки – три трещётки.
Потеряли по три щётки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.
· Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек, не ссорясь, строчат. Сорок сорочек прострочены в срок. Сразу поссорились сорок сорок.
|
|
· На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Полили ли лилию,
Видели ли Лидию?
· Тридцать три корабля лавировали,
лавировали, да не вылавировали.
· Рапортовал да не дорапортовал,
Дорапортовывал да зарапортовался.
Работа с чистоговорками.
Са-са-са вот идёт лиса.
Со –со –со – лиса катит колесо.
Сы –сы –сы –хвост красивый у лисы.
Су – су –су –видел я в лесу лису.
Жи –жи –жи –живут в лесу ежи.
Жа –жа –жа –я нашёл ежа.
Жу –жу –жу –молоко даю ежу.
Лы –лы –лы –стоят в комнате столы
Лу –лу –лу – идёт Милочка к столу.
Ла –ла –ла –стоит Мила у стола.
Ры –ры –ры – у нас в руках шары.
Ра –ра –ра – начинается игра
Ру-ру-ру- бью рукою по шару.
Ро –ро –ро – шар упал в ведро.
Ца-са, ца-са, ца-са- са
На цветке сидит оса.
Цу-су, цу-су, цу-су - су –
Гони скорей с цветка осу.
Цы-сы, цы-сы, цы-сы- сы –
На цветке уж нет осы.
Жа-за, жа-за, жа-за – за –
Бежит Женина коза.
Жу –зу, жу-зу, жу-зу –зу
Держи Женину козу.
Жи-зы жи-зы, жи-зы – зы
Есть козлята у козы.
Ля- ла, ля –ла, ля-ла-ла –
У Лены куколка была.
Ли –лы, ли-лы, ли- лы -лы –
Кукле валенки малы.
Ле –ло,ле –ло, ле-ло-ло –
В пальто куколке тепло.