Работа с чистоговорками

Тема: «Развитие техники чтения»

 

 Ход занятия:

Введение в тему. Беседа о технике речи.-5 мин.

Артикуляционная гимнастика.-15 мин.

Упражнения на дыхание.-15 мин.

Работа со скороговорками.-15 мин.

Упражнения на дикцию.- 15 мин.

Упражнения на логическое ударение.-10 мин.

Интонационные упражнения.-10 мин.

Выводы.- 5 мин.

Беседа о технике речи.

Чтобы научить ребёнка хорошо владеть своей речью, необходимо научить его технике речи, то есть той стороне, которая обеспечивает хорошую дикцию, помогает развить силу голоса, диапазон, речевой слух.

О развитости ребёнка судят по его речи, так как мышление и речь тесно связаны.

На сегодняшний день очень остро стоит проблема выбора способов развития полноценного навыка чтения, в том числе правильности и беглости чтения.

Как помочь детям преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребёнком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребёнка к чтению – является актуальной. Работая над этой проблемой, необходимо использовать упражнения, которые дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребёнка. Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств использую специальные упражнения, которые стараюсь включать в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в занятие оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Особое место занимает артикуляция на этапе послогового чтения. Чёткая артикуляция будет способствовать увеличению темпа чтения и формированию правильного представления о звуковом составе слова, облегчит понимание прочитанного. Работа ведется в такой последовательности:

 

2.Артикуляционная гимнастика:

а) чтение гласных, согласных, сочетаний, открытых и закрытых слогов;

             б) слова, трудные для произношения.

      в) скороговорки и чистоговорки.

      г) упражнения на дикцию.

 

Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Цель: развивать подвижность речевого аппарата.

 

1. АОУЫИЭ АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ.

2. З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ

С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж- К- Ш.

Ба-бя бо-бе бу-бю бэ –бе бы –би

За –зя зо- зе зу –зе зэ –зе зы –зи

Фа – фе фо –фе фу –фю фэ –фе фы – фи

Ла –ля ло –ле лу –лю лэ –ле лы –ли

 

   Чтение цепочек слов.

                      Сторож –сторожил - насторожился;

Готов-готовил -приготовил;

Топтать –топтал- топтался – растоптал

 Работа над дикцией начинается с тренировки активных речевых органов речи – губ, языка.
«Пробка».
Плотно сжать губы, натянуть их край на зубы, чуть прикусив. Воздухом, находящимся в полости рта (не делая выдоха!), резко прорвать смычку, как бы выстреливая пробку, зажатую губами.
«Коса».
Представить, что точите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз … ссс-ззз …ссс-ззз… Коса наточена, можно косить. Взмах косы – и она звучно режет траву: жжж…жжж…

 Каждый согласный прибавляется к каждому гласному звуку: ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЭ-ПЕ, ПЫ-ПИ.
 Соединяется другой согласный: ПРА-ПРЯ, ПРО-ПРЁ и т.д.
 Далее идут более сложные звукосочетания:
ТАДИТА-ТАДИТЯ ДАТИДА-ДАТИДЯ
ТАДИТО-ТАДИТЁ ДАТИДО-ДАТИДЁ
ТАДИТУ-ТАДИТЮ ДАТИДУ-ДАТИДЮ
ТАДИТЕ-ТАДИТЭ ДАТИДЭ-ДАТИДЁ
ТАДИТЫ-ТАДИТИ ДАТИДЫ-ДАТИДИ.
ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ,ТЫТИ.

 













Упражнения на дыхание.

Цель: развивать дыхание.

Занятия по развитию речи

Прежде чем приступить к упражнениям для тренировки голоса и речи, необходимо объяснить детям о роли дыхания в речи. Начинаем с правильного дыхания через нос, а выдыхания через рот. Ставлю для себя в этих занятиях задачу – объяснить, что такое говорить на выдохе и, по возможности, научить дышать не грудной клеткой, а диафрагмой.

Упражнения:

- «Одуванчик». Сорвать воображаемый одуванчик и медленно дуть на него, чтобы воображаемые пушинки летели как можно дальше и дольше.

- «Надувной шар». Надуть воображаемый надувной шар следя, чтоб он не лопнул. Глубокий вдох – короткий выдох. Набрать воздух через нос и быстро с силой выдохнуть через рот, следя за неподвижностью плеч.

Упражнения по тренировке выдоха с текстом.

- Шар – у Маши (вдох)

- Шар - у Саши (вдох)

- Шар – у Маши и у Саши (вдох)

- Шла лисичка вдоль тропинки (вдох)

и несла грибы в корзинке (вдох)

пять опят и пять лисичек (вдох)

для ребят и для сестричек (вдох)

Также использую тексты считалок и скороговорок.

Произнести несколько раз гласные звуки, помните, что вдох и выдох должны быть бесшумными.

Произнесите сочетания согласных звуков с гласным, чётко выговаривая каждый звук:

ПА-ПО-ПУ-ПЭ-ПИ-ПЫ

ДА-ДО-ДУ-ДЭ-ДИ- ДЫ

КА –КО –КУ –КЭ –КИ

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТИ-ПТЫ

БТА-БТО-БТУ-БТЭ-БТИ-БТЫ

 

Скороговорки и чистоговорки.

    Цель: научить детей внятно произносить слова, чётко выговаривать звуки речи.

Начинаем работу над скороговорками с активной артикуляции без участия голоса. Далее медленное тихое проговаривание их вслух. Затем проговариваем вслух голосом обычной громкости с постепенным наращиванием темпа.

Работа со скороговорками.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- произнести шёпотом, чётко,

-произнести беззвучно,

- произнести вполголоса,

- произнести голосом,

Постепенно увеличивать темп.

Примечание: на первом этапе не торопите ребёнка, пусть он читает скороговорки в комфортном для себя темпе. Взрослые должны следить за чёткостью произношения. Когда чтение станет чётким, увеличивайте темп произнесения. Старайтесь отрабатывать скороговорку в хорошем темпе.

Скороговорки

  • Краб крабу сделал грабли, дал грабли крабу краб – сено граблями краб грабь.

· Расскажи про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

· Три сороки – три трещётки.

Потеряли по три щётки:

Три – сегодня,

Три – вчера,

Три – ещё позавчера.

· Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек, не ссорясь, строчат. Сорок сорочек прострочены в срок. Сразу поссорились сорок сорок.

· На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Полили ли лилию,

Видели ли Лидию?

· Тридцать три корабля лавировали,

лавировали, да не вылавировали.

· Рапортовал да не дорапортовал,

Дорапортовывал да зарапортовался.

 

Работа с чистоговорками.

Са-са-са вот идёт лиса.

Со –со –со – лиса катит колесо.

Сы –сы –сы –хвост красивый у лисы.

Су – су –су –видел я в лесу лису.

Жи –жи –жи –живут в лесу ежи.

Жа –жа –жа –я нашёл ежа.

Жу –жу –жу –молоко даю ежу.

Лы –лы –лы –стоят в комнате столы

Лу –лу –лу – идёт Милочка к столу.

Ла –ла –ла –стоит Мила у стола.

Ры –ры –ры – у нас в руках шары.

Ра –ра –ра – начинается игра

Ру-ру-ру- бью рукою по шару.

Ро –ро –ро – шар упал в ведро.

Ца-са, ца-са, ца-са- са

На цветке сидит оса.

Цу-су, цу-су, цу-су - су –

Гони скорей с цветка осу.

Цы-сы, цы-сы, цы-сы- сы –

На цветке уж нет осы.

Жа-за, жа-за, жа-за – за –

Бежит Женина коза.

Жу –зу, жу-зу, жу-зу –зу

Держи Женину козу.

Жи-зы жи-зы, жи-зы – зы

Есть козлята у козы.

Ля- ла, ля –ла, ля-ла-ла –

У Лены куколка была.

Ли –лы, ли-лы, ли- лы -лы –

Кукле валенки малы.

Ле –ло,ле –ло, ле-ло-ло –

В пальто куколке тепло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: