Театральные направления европейского театра 20 века

 

Направление Определение, принципы Представители Программные пьесы, спектакли
Натурализм Преломление эстетики натурализма в европейском театре конца XIX и начала XX веков. Представители натурализма видели свою задачу в как можно более достоверном и правдоподобном отражении повседневной реальности на театральных подмостках. Драматург должен быть одновременно и наблюдателем и экспериментатором: «взять факты, действовать на них видоизменением обстоятельств и никогда не удаляться от законов природы» (Золя). * принцип наследственности; * принцип документального изучения отображаемой среды   Э. Золя, А. Антуан, Г. Ибсен, Г.Гауптман «Тереза Ракен», «Привидения», «Перед восходом солнца»
Символизм Метод художественного отражения действительности, который  в образах знакомой реальности раскрывает присутствие явлений, тенденций или закономерностей, непосредственно внешне не выраженных, но очень существенных для состояния этой реальности. Смысловым центром символизма становится мистицизм, иносказательная подоплека явлений и предметов; первоосновой творчества признается иррациональная интуиция. Главной темой становится фатум, таинственный и неумолимый рок, играющий судьбами людей и управляющий событиями.   М. Метерлинк, М. Рейнхардт, Г. Крэг, А. Стриндберг «Синяя птица», «Слепые», «Отец»
Неоромантизм Течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение романтических настроений первой половины XIX века в Европе (пафос личной воли, отрицание обыденного, культ иррационального, тяга к фантастике и др.) Э. Ростан «Романтки», «Сирано де Бержерак»
Экспрессио-низм Направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в. (1905–1925), одно из направлений европейского авангарда, выражающееся в тяготениик абстракции, гротеску, мистике, фантастике и трагизму Экспрессионизм отвергал традиции реалистической и натуралистической драмы: иллюзию действительности, правильную психологическую мотивировку. Персонажи лишались индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т.д.) и служили рупорами идей, изъяснялись языком патетики и метафор. Драма развертывается не как единое целое, а распадается на ряд слабо связанных эпизодов (Statonendrama – драма замнутых эпизодов).Каждая сцена призвана выразить одну, важнейшую для автора идею. Действие обычно происходит в условно исторической или фантастической обстановке. Влияние кино сказалось на кадрировании, дроблении сцен, схематизме образов, упрощенности диалога, краткости реплик. Р.Вейхерт, Г.Хартунг, Л.Йесснер, К.Х.Ма-ртин  
Дадаизм Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего». Основными принципами дадаизма были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Т. Тцара  
Футуризм Общее название художественных авангардистских движений 1910-х -начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. - осуждения примата драматургии в театральном искусстве, которая расценивалась как насилие над игрой – свободной творческой стихией; - создание нового театра – импровизационного, динамичного, симультанного, алогичного, ирреального. Место драматургии заняли короткие пьески без слов, синтезы, в них существовали каркасы сценок, но отсутствовали логика действия, психологическая разработка образа, близкие к хэппененгам и перформансам. Ф.-Т. Маринетти  
Сюрреализм Как художественное направление, сюрреализм оформился в 1924 г. - провозглашение первенство образа, рожденного подсознанием; - отказ от логики, анализа, психологии; -автоматическое письмо, продиктованное «потоком сознания». Г. Аполинер, Р. Витрак, Ж. Кокто «Груди Тиресия»
Театр жестокости - отрицание театра в привычном понимании этого явления, театра, удовлетворяющего традиционные запросы публики. Сверхзадача — обнаружить истинный смысл человеческого существования через разрушение случайных форм. Театр = Жизнь. Термин жестокость в системе Арто имеет значение, принципиально отличное от бытового. Если в обыденном понимании жестокость связана с проявлением индивидуализма, то по Арто, жестокость — осознанное подчинение необходимости, направленное на разрушение индивидуальности. Жестокость свойственна любому действию, проявление добра — тоже Жестокость. Жестокость, в понимании Арто, суть акт творения.   А. Арто  
Политический театр Термин «Политический театр» появился в 1929 г. -  наличие связи между политикой и искусством; - тетар должен призывать трудящихся к борьбе за освобождение от власти капитала, раскрывать на своей сцене неизбежность революции; - театр иссле­довал социальные конфликты, их природу, становле­ние и разрешение, способствовал пониманию харак­теров людей и их взаимодействия в общественном процессе. Э. Пискатор  
Эпический театр - зритель обязан был все время помнить, что он присутствует на спектакле, а не переносится в воображаемый мир; - иллюзорность представления разрушалась условностью декораций, плакатами, постоянными обращениями исполнителей к зрительному залу; - эффект «очуждения» или «остранения»: спектакль не стремился произвести эмоциональное потрясение, публика не должна сопереживать героям, по ходу пьесы каждый обязан соотносить свои решения и оценки с поступками героев; - драматург выступал рассказчиком, который использовал сюжетные коллизии как аргументы в дискуссии со зрителем. Б. Брехт «Трехгрошовая опера», «Добрый человек из Сезуана», «Мамаша Кураж и её дети»
Экзистенциальный театр Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — философское, эстетическое  направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий. - осмысление жизни человеком, выбора его пути; - в центре драматургии персонаж, который одинок и противостоит миру; - пережитое в театре потрясение призвано направить волю зрителей к подлинному и действенному выбору в жизни. Ж-П. Сартр «Мухи», «За закрытыми дверями»
Театр абсурда Театра абсурда - абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века. - мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб. На практике, театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределены и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, — всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.   Э. Ионеско, С. Беккет, Ж. Жене, Ф. Дюрренматт «Лысая певица», «В ожидании Годо»
«Бедный театр»  «Бедный» – в том смысле, что режиссер последовательно и принципиально отказывается от любых театральных эффектов, включая сценографию, и сосредоточивает все внимание на актере. Гротовский разрабатывает сложнейшую систему актерских тренингов по постановке дыхания, развитию пластики. Его актеры занимались по программам гимнастов и акробатов, добиваясь виртуозного владения собственным телом, однако главной целью был не холодный профессионализм, но глубокая исповедальность актерского существования – на грани человеческих возможностей. Психофизиологическая подготовка труппы в театре Гротовского должна была до предела обострить способности «тотального актера» к отказу от себя, превратить спектакль в акт своеобразного священнодействия. Е. Гротовский «Стойкий принц», «Апокалипсис»
Театр смерти «Внеформальный», «нулевой» театр Тадеуша Кантора, его «театр смерти» (названия основополагающих манифестов режиссёра), где наряду с актёрами выступают предметы и куклы, а границ между жизнью, сновидением и небытием, как и между театральными жанрами, не существует, направлен на подрыв обыденных условностей и мифов, включая национальные стереотипы, усилием индивидуальной памяти и средствами безудержной импровизационной игры, близкой хеппенингу. - спектакль - персональная исповедьхудожника. Т. Кантор «Умерший класс», «Пусть сгинут артисты», «Сегодня мой день рождения».
Документаль- ный театр Вербатим (от лат. verbatimдословно), или документальный театр — вид театрального представления, получивший определённую популярность на рубеже XX—XXI веков.. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами. Слово «verbatim» – латинского происхождения, на русский язык переводится как «дословно». Официально техника пришла к нам из Англии. В середине 90-х на волне современной драматургии, которую называют «New Writing» (русскоязычный аналог – «Новая драма»), появились странные, наполненные жестокостью и неадекватными персонажами пьесы, которые ставились в британском театре «Ройял Корт», ставшем проводником нового театрального стиля.   П. Вайс, М. Равенхилл, С. Кейн «Марат/Сад», «4.48 психоз»

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: