Направление
| Определение, принципы
| Представители
| Программные
пьесы, спектакли
|
Натурализм
| Преломление эстетики натурализма в европейском театре конца XIX и начала XX веков. Представители натурализма видели свою задачу в как можно более достоверном и правдоподобном отражении повседневной реальности на театральных подмостках.
Драматург должен быть одновременно и наблюдателем и экспериментатором: «взять факты, действовать на них видоизменением обстоятельств и никогда не удаляться от законов природы» (Золя).
* принцип наследственности;
* принцип документального изучения отображаемой среды
| Э. Золя, А. Антуан, Г. Ибсен, Г.Гауптман
| «Тереза Ракен», «Привидения», «Перед восходом солнца»
|
Символизм
| Метод художественного отражения действительности, который в образах знакомой реальности раскрывает присутствие явлений, тенденций или закономерностей, непосредственно внешне не выраженных, но очень существенных для состояния этой реальности. Смысловым центром символизма становится мистицизм, иносказательная подоплека явлений и предметов; первоосновой творчества признается иррациональная интуиция. Главной темой становится фатум, таинственный и неумолимый рок, играющий судьбами людей и управляющий событиями.
| М. Метерлинк, М. Рейнхардт, Г. Крэг, А. Стриндберг
| «Синяя птица», «Слепые», «Отец»
|
Неоромантизм
| Течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение романтических настроений первой половины XIX века в Европе (пафос личной воли, отрицание обыденного, культ иррационального, тяга к фантастике и др.)
| Э. Ростан
| «Романтки», «Сирано де Бержерак»
|
Экспрессио-низм
| Направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в. (1905–1925), одно из направлений европейского авангарда, выражающееся в тяготениик абстракции, гротеску, мистике, фантастике и трагизму
Экспрессионизм отвергал традиции реалистической и натуралистической драмы: иллюзию действительности, правильную психологическую мотивировку. Персонажи лишались индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т.д.) и служили рупорами идей, изъяснялись языком патетики и метафор. Драма развертывается не как единое целое, а распадается на ряд слабо связанных эпизодов (Statonendrama – драма замнутых эпизодов).Каждая сцена призвана выразить одну, важнейшую для автора идею. Действие обычно происходит в условно исторической или фантастической обстановке. Влияние кино сказалось на кадрировании, дроблении сцен, схематизме образов, упрощенности диалога, краткости реплик.
| Р.Вейхерт, Г.Хартунг, Л.Йесснер, К.Х.Ма-ртин
|
|
Дадаизм
| Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего».
Основными принципами дадаизма были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность.
| Т. Тцара
|
|
Футуризм
| Общее название художественных авангардистских движений 1910-х -начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России.
- осуждения примата драматургии в театральном искусстве, которая расценивалась как насилие над игрой – свободной творческой стихией;
- создание нового театра – импровизационного, динамичного, симультанного, алогичного, ирреального.
Место драматургии заняли короткие пьески без слов, синтезы, в них существовали каркасы сценок, но отсутствовали логика действия, психологическая разработка образа, близкие к хэппененгам и перформансам.
| Ф.-Т. Маринетти
|
|
Сюрреализм
| Как художественное направление, сюрреализм оформился в 1924 г.
- провозглашение первенство образа, рожденного подсознанием; - отказ от логики, анализа, психологии;
-автоматическое письмо, продиктованное «потоком сознания».
| Г. Аполинер, Р. Витрак, Ж. Кокто
| «Груди Тиресия»
|
Театр жестокости
| - отрицание театра в привычном понимании этого явления, театра, удовлетворяющего традиционные запросы публики.
Сверхзадача — обнаружить истинный смысл человеческого существования через разрушение случайных форм.
Театр = Жизнь.
Термин жестокость в системе Арто имеет значение, принципиально отличное от бытового. Если в обыденном понимании жестокость связана с проявлением индивидуализма, то по Арто, жестокость — осознанное подчинение необходимости, направленное на разрушение индивидуальности. Жестокость свойственна любому действию, проявление добра — тоже Жестокость. Жестокость, в понимании Арто, суть акт творения.
| А. Арто
|
|
Политический театр
| Термин «Политический театр» появился в 1929 г.
- наличие связи между политикой и искусством;
- тетар должен призывать трудящихся к борьбе за освобождение от власти капитала, раскрывать на своей сцене неизбежность революции;
- театр исследовал социальные конфликты, их природу, становление и разрешение, способствовал пониманию характеров людей и их взаимодействия в общественном процессе.
| Э. Пискатор
|
|
Эпический театр
| - зритель обязан был все время помнить, что он присутствует на спектакле, а не переносится в воображаемый мир;
- иллюзорность представления разрушалась условностью декораций, плакатами, постоянными обращениями исполнителей к зрительному залу;
- эффект «очуждения» или «остранения»: спектакль не стремился произвести эмоциональное потрясение, публика не должна сопереживать героям, по ходу пьесы каждый обязан соотносить свои решения и оценки с поступками героев;
- драматург выступал рассказчиком, который использовал сюжетные коллизии как аргументы в дискуссии со зрителем.
| Б. Брехт
| «Трехгрошовая опера», «Добрый человек из Сезуана», «Мамаша Кураж и её дети»
|
Экзистенциальный театр
| Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — философское, эстетическое направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий.
- осмысление жизни человеком, выбора его пути;
- в центре драматургии персонаж, который одинок и противостоит миру;
- пережитое в театре потрясение призвано направить волю зрителей к подлинному и действенному выбору в жизни.
| Ж-П. Сартр
| «Мухи», «За закрытыми дверями»
|
Театр абсурда
| Театра абсурда - абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века.
- мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб.
На практике, театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределены и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, — всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.
| Э. Ионеско, С. Беккет, Ж. Жене, Ф. Дюрренматт
| «Лысая певица», «В ожидании Годо»
|
«Бедный театр»
| «Бедный» – в том смысле, что режиссер последовательно и принципиально отказывается от любых театральных эффектов, включая сценографию, и сосредоточивает все внимание на актере. Гротовский разрабатывает сложнейшую систему актерских тренингов по постановке дыхания, развитию пластики. Его актеры занимались по программам гимнастов и акробатов, добиваясь виртуозного владения собственным телом, однако главной целью был не холодный профессионализм, но глубокая исповедальность актерского существования – на грани человеческих возможностей. Психофизиологическая подготовка труппы в театре Гротовского должна была до предела обострить способности «тотального актера» к отказу от себя, превратить спектакль в акт своеобразного священнодействия.
| Е. Гротовский
| «Стойкий принц», «Апокалипсис»
|
Театр смерти
| «Внеформальный», «нулевой» театр Тадеуша Кантора, его «театр смерти» (названия основополагающих манифестов режиссёра), где наряду с актёрами выступают предметы и куклы, а границ между жизнью, сновидением и небытием, как и между театральными жанрами, не существует, направлен на подрыв обыденных условностей и мифов, включая национальные стереотипы, усилием индивидуальной памяти и средствами безудержной импровизационной игры, близкой хеппенингу.
- спектакль - персональная исповедьхудожника.
| Т. Кантор
| «Умерший класс», «Пусть сгинут артисты», «Сегодня мой день рождения».
|
Документаль-
ный театр
| Вербатим (от лат. verbatim — дословно), или документальный театр — вид театрального представления, получивший определённую популярность на рубеже XX—XXI веков.. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами.
Слово «verbatim» – латинского происхождения, на русский язык переводится как «дословно». Официально техника пришла к нам из Англии. В середине 90-х на волне современной драматургии, которую называют «New Writing» (русскоязычный аналог – «Новая драма»), появились странные, наполненные жестокостью и неадекватными персонажами пьесы, которые ставились в британском театре «Ройял Корт», ставшем проводником нового театрального стиля.
| П. Вайс, М. Равенхилл, С. Кейн
| «Марат/Сад», «4.48 психоз»
|