Происхождение и сущность денег

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»

Технологическая карта занятия № 22

 

Дата Учебная дисциплина Группа, специальность
    ОУД.12  

Тема занятия: Роль государства в экономике. Деньги, банки, инфляция.

Вид занятия: Лекция

Тип занятия: Комбинированное занятие

Цели:

Образовательная: знакомство учащихся с историей, видами и функциями денег, банковской системой; рассмотреть причины и виды инфляций;

Развивающая: научить анализировать механизмы денежного обращения; составлять

конспект; работать над развитием речи;

Воспитательная: воспитывать экономическую культуру и интерес к экономической политике.

Методическая цель (для открытого урока): ______________________________

___________________________________________________________________

Междисциплинарные связи: экономика, история

Осваиваемые компетенции:

ОК: ________________________________________________________________

ПК: ________________________________________________________________

Материально – техническое обеспечение: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ мультимедийный проектор, компьютер.

Информационное обеспечение:

Основная литература:

1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. «Академия» - М., 2017

Дополнительная литература:

1. Боголюбов Л. Н Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. Просвещение –М., 2014

 

 

Этап занятия Содержание Методы и приемы обучения Методы контроля Время (мин.)
I. Начало занятия 1.Организационный момент. Объявление темы и типа урока. Проверка присутствующих. Объявление цели и задач урока.     5 мин. 2 мин. 1 мин. 2 мин.
II. Основная часть занятия 1.Опрос обучающихся по теме прошлого занятия.   2.Актуализация опорных знаний.     3.Формирование новых знаний. Что такое налог? Перечислите виды налогов? Приведите примеры. Объясните смысл выражения: «Налоги – это цена, которую мы платим за услуги государству». Какую роль государство в экономике принимает в РФ? Что такое деньги? Дайте своё определение. Зачем они нужны государству и людям, в общем?   Можно ли отказаться от использования денег в экономике? Для того, чтобы сформировать ответы на данный вопрос урока нужно изучить новую тему.   Деньги, функции денег, инфляция, банки.     беседа     проблемный   лекция     фронтальный   индивидуальный     индивидуальный 65 мин.   10 мин.     5 мин.   50 мин.
III. Заключительная часть 1. Закрепление нового материала.    2. Задание на дом.   3.Обобщение результатов работы обучающихся.       Выполнение заданий Приложение №1   Сообщение по теме   Выставление оценок с комментариями, при необходимости проверка конспектов, выводы по занятию   работа с учебником     самостоятельная работа 20 мин.   10 мин.     5 мин.     5 мин.  

 

Преподаватель: _______________ /_______________________ /


Лекционный материал:


Происхождение и сущность денег.

 

Деньги – величайшее изобретение человечества. Поверить в то, что их когда-то не было, трудно, но если окунуться в историю возникновения, то придется.

Вы знаете, что существуют два типа организации хозяйства. Назовите их.

(Ответы учеников).

Сначала люди жили общинами и вели натуральное хозяйство. Натуральное хозяйство – это замкнутое локальное производство, при котором продукт создается для удовлетворения собственных потребностей. В условиях натурального хозяйства денег не существовало – в них просто не было нужды.

На смену натуральному хозяйству пришло товарное производство, основанное на общественном разделении труда: разделение труда способствовало повышению его производительности и появлению излишков, которые специально предназначались для обмена.

Продолжите предложение. Самой ранней формой обмена был …. (бартер).

Что такое бартер?

При всей простоте такого обмена, у бартера есть множество недостатков, важнейший из которых заключается в том, что в условиях экономики бартера вы должны найти человека, который имеет то, что вы хотите, и хочет то, что есть у вас. Совпадение должно произойти как по времени, так и по качеству и количеству товара.

По мере развития общественного производства возникла и постепенно реализовалась необходимость выделения какого-либо одного товара, который в данное время и в данном месте играл бы роль главного общепризнаваемого в ходе обмена. Деньги и есть такой товар.

Они произвели настоящую революцию в жизни общества: товарообмен превратился в товарно-денежные отношения, затем возникло товарное обращение, т. е. обмен товарами опосредованный деньгами, товарное обращение переросло в денежное, которое достигло в дальнейшем формы самодвижения денег.

По подсчетам ученых, деньгам более трех тысяч лет. В этом длительном периоде выделяют четыре этапа и соответствующие им формы денег.

Эволюция форм денег

I. Товарные деньги – слиток (до VII в. до н. э.)

Роль денег выполняли наиболее важные для данной местности товары или ценности: ракушки, жемчужины, сушеная рыба, меха, железные прутья, какао-бобы, слоновая кость, чайные плитки, табак, рис, кукуруза, рыболовные крючки, гвозди, шелк, зерно и даже человеческие черепа.

Долгое время в смысле денег использовался домашний скот. Кстати, «скотницей» в раннее русское средневековье называлась государева казна.

Дальнейшее развитие товарных отношений привело к тому, что роль денег закрепилась за металлами. В виде слитков разной формы имели хождение железо, бронза, медь, а потом в основном – серебро и золото. Произошло это благодаря естественным свойствам

драгоценных металлов: они однородны, сравнительно легко делимы, сохранны в течение неограниченного времени. Единицей счета этих денег стал вес.

Осталось, впрочем, решить еще проблему надежности, достоверности весовых количеств применяемого денежного металла. Выход был найден посредством чеканки монет, т.е. слитков металлов строго определенных форм, веса и достоинства.

II. Монетные деньги – монеты (VII в. до н. э. – XXI в.)

Считают, что первые монеты появились в Китае. На Руси первая монета была отчеканена в связи с Крещением.

Когда Владимир I крестил Русь?

Какую форму имеют современные монеты?

Первые монеты имели форму капли, тыквенного семечка, прямоугольника, ромба.

В уже упомянутом Китае долгое время в обращении находились бронзовые деньги овальной формы. В середине таких монет имеется квадратное отверстие. Оно давало возможность нанизывать деньги на бамбуковую палочку или шнурок и обходиться без кошелька.

Но, пожалуй, самыми необычными были монеты, вытесанные из камня. Их использовали жители Каролинских островов. Эти монеты невозможно было положить в кошелек, т. к. в диаметре они иногда превышали три метра. Каменные монеты просто перекатывали с места на место, а их количество возле хижин свидетельствовало о достатке хозяина.

Нам более привычны бумажные деньги. Они, как и монеты, появились в Китае в VII веке и произвели большое впечатление на известного итальянского путешественника Марко Поло, посетившего эту страну много позднее, лишь в 1268 г. В Европе выпуск бумажных денег относится к концу XVIII в.

Что касается нашей страны, то бумажные деньги – ассигнации – впервые были введены манифестом Екатерины II с 1769 г. Бумажные ассигнации в 25, 50, 75 и 100 рублей свободно обменивались на медные монеты. Сейчас бумажные деньги именуют банкнотами.

III. Бумажные деньги – банкноты (XVIII – XXI вв.)

Бумажные деньги – это чисто номинальные знаки стоимости, имеющие исключительно принудительный курс.

Вся сила бумажного денежного знака – в силе напечатавшего его государства. Именно государство наделяет бумагу определенного формата и полиграфических признаков покупательной способностью в размере назначаемой стоимости и отправляет ее в сферу обращения.

Середина XX в. ознаменована переходом к новой форме денег – электронным деньгам. Электронные деньги представлены в виде пластиковой карточки.

IV. Электронные деньги – пластиковая карточка (середина XX – XXI в.)

Итак, мы рассмотрели историю возникновения денег и их формы, а сейчас запишем определение.

Деньги – это особый товар, который выполняет роль всеобщего эквивалента, т.е измерителя всех товаров.

Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях.

 

Функции денег.

Мера стоимости. Это приравнивание товара к определенной сумме денег, что дает количественное выражение стоимости товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой. Людям свойственно сопоставлять и сравнивать стоимости различных товаров и услуг.

Средство обращения. Эта функция вытекает из первоначального предназначения денег – посредничества. Деньги служат посредником в обмене товарами. Вырученные от продажи одного товара, деньги служат средством приобретения других товаров.

Средство накопления (сбережения денег). Люди всегда стремятся отложить часть денег в запас. Но откладывая деньги, всегда нужно учитывать темпы инфляции.

Средство платежа. Эту функцию деньги выполняют при выплате заработной платы, внесении налогов, арендных платежей, погашении кредита, возврате ссуды.

Мировые деньги. Эту функцию выполняют тогда, когда обслуживают международный рынок.

Как вы думаете, какие функции в экономике деньги выполняют чаще всего?

Все функции органически связаны между собой. Сущность денег проявляется не в какой –либо одной функции, а во всех одновременно.

Люди могут накапливать свое богатство в самых разных формах: в ценных бумагах, недвижимости, произведениях искусства, драгоценностях. Но деньги обладают одной уникальной характеристикой: они уже по определению абсолютно ликвидны.

Ликвидность – способность к быстрому превращению в средство платежа и сохранению своей номинальной стоимости.

«Чемпионом» по ликвидности, как мы выяснили, являются наличные деньги, их можно обменять на все, что угодно. Наименьшей ликвидностью обладают недвижимость и произведения искусства.

При необходимости любое благо мы можем обменять на другое, или на деньги, но это потребует дополнительных усилий, затрат и времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: