Вопросы для семинаров по тимивс

1. Когда появился термин «спортивная тренировка»?,

В отечественной спортивной литературе в 80-х и 90-х гг. ХIХ столетия появляются определения спортивной тренировки. Одним из первых определение ей дал В. Гуд в 1889 г.: "Под тренировкой тела я подразумеваю...развитие силы...мускулов и вообще здоровья". В 1895 г. К. Михайлов так определяет тренировку: "тренировка должна быть беспрерывным рядом упражнений толково чередующихся и постепенно ведущих тело к желаемому совершенству. Таким образом целью тренировки является дать общее прекрасное здоровье... и увеличить силы в специальных органах индивидуума". В том же году М. Кистер отмечает, что: "тренировки есть искусство сделаться обладателем всей жизненной энергии, какая соответствует телосложению тренирующихся".

 

 

2. Цель и задачи спортивной тренировки?

Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязанием, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.

Задачи спортивной тренировки:

1) освоение техники и тактики избранного вида спорта. Создание представлений о спортивной технике, овладение необходимыми умениями и навыками, обеспечение вариативности техники, устойчивости к сбивающим факторам, исходя из условий ведения соревновательной борьбы. Изучение общих положений тактики избранного вида спорта, а также специфических особенностей предстоящих соревнований;

2) обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств и функциональных систем, несущих основную нагрузку в данном виде спорта. Повышение уровня возможностей функциональных систем, обеспечивающих высокий уровень общей и специальной физической подготовки, воспитание физических качеств и способности к высокому их проявлению в условиях соревновательной борьбы;

3) воспитание необходимых морально-волевых качеств. Умение управлять собственным психическим состоянием в тренировочной и соревновательной деятельности для утилизации высоких физических и психических нагрузок;

4) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности. Овладение необходимыми приемами психической саморегуляции и другими навыками, обеспечивающими должный уровень психической подготовленности исходя из особенностей вида спорта и предстоящих соревнований;

5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной спортивной подготовки. Овладение основами научно-методических знаний избранного вида спорта и приобретение практического тренировочного и соревновательного опыта, что обеспечивает возможность анализа собственной подготовки с целью ее дальнейшего совершенствования;

6) комплексное совершенствование и проявление различных сторон подготовленности спортсмена. Различные стороны подготовки спортсмена (технико-тактическая, физическая, психическая) в тренировочной и особенно соревновательной деятельности не проявляются изолированно, а объединяются в сложный комплекс и совершенствуются в процессе интегральной подготовки.

Основные задачи спортивной тренировки детализируются в зависимости от:

· Индивидуальных особенностях спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.);

· Специфики вида спорта и отдельной спортивной дисциплины;

· Периода, этапа тренировки и целого ряда других факторов.

 

 

3. Основные средства спортивной тренировки в теории и методике избранного вида спорта?

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.

Соревновательные упражнения — это целостные двига­тельные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.

Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. К числу специально подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.

Состав специально подготовительных упражнений в решающей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способно­стей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по особенностям своего воздействия к специально подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).

Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные средства (соревновательные и специально подготовительные упраж­нения), с одной стороны, оказывают более непосредственное влияние на повышение результатов. С другой стороны, можно утверждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста на этапе высших достижений, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объемом общеподготовительных упражнений на тренировке и особен­но на ее ранних этапах.

Однако необходимо помнить, что общеподготовительные упражнения должны вместе с тем выражать особенности спортив­ной специализации. Между различными физическими упражне­ниями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных двигательных способностей и двигательных навыков.

Естественно – средовые средства тренировки – это солнечная радиация, водные и воздушные процедуры, пребывание в среднегорье и высокогорье. Они используются для повышения устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, недостатку кислорода, т.е. для закаливания и укрепления здоровья спортсмена.

Медико-биологические средства спортивной тренировки. Рациональный суточный режим и личная гигиена спортсмена, гигиеническое обеспечение мест занятий, гигиеническое состояние спортивного оборудования и инвентаря; рациональное питание с использованием препаратов и продуктов повышенной биологической ценности, вдыхание кислорода, гидропроцедуры, световые, тепловые воздействия, различные виды массажа.

Средства психологического воздействия. К важнейшим из них относятся: идеомоторные упражнения (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением); внушенный сон – отдых; мышечная релаксация; аутогенная психомышечная тренировка, музыка, просмотр фильмов, организация быта и досуга, соблюдений правил психогигиены.

Материально – техническим средства – это спортивные тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информационная аппаратура. По назначению их условно можно подразделить на следующие группы:

Технические средства по получению информации о выполненных действиях. Примером их являются приборы «срочной информации», большое число которых было разработано по инициативе и руководством В.С.Фарфеля. Они применяются для получения информации после или в ходе выполнения упражнения о положения тела, скорости, темпе и ритме движений, величине прилагаемых усилий.

Технические средства по программированию действий, поведения спортсмена или запланированных физиологических сдвигов в организме занимающихся. Это в частности, различные планирующие устройства типа звука-, свето-, авто-, и кардиолидеров, позволяющих задать спортсмену внешнюю (скорость, темп, длительность выполнения упражнения) или внутреннюю величину нагрузки (определенную частоту сердечных сокращений); технические устройства, моделирующие игровые и боевые ситуации и ответные действия в спортивных играх и единоборствах.

 

 

4. Виды упражнений в теории и методике избранного вида спорта: соревновательные упражнения, специально-подготовительные упражнения, общеподготовительные упражнения?

Соревновательные упражнения полностью соответствуют правилам вида спорта. Поэтому они являются не только средством подготовки, но и могут быть предметом соревнования.

Виды соревновательных упражнений:

Собственно соревновательные упражнения представляют собой полные аналоги соревновательной деятельности или действия непосредственно в официальных соревнованиях.

Тренировочные формы соревновательных упражнений отличаются продолжительностью выполнения, допустимыми вариантами действий, характером соперничества.

Примеры тренировочных форм соревновательных упражнений:

• прохождение соревновательной дистанции на время,

• многократное разыгрывание стандартных положений в футболе,

• многократное выполнение "быстрого прорыва" в баскетболе,

• выполнение серии подач.

Специально-подготовительные упражнения охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности и действий, приближенных к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых двигательных качеств и деятельности функциональных систем организма.

К числу специально-подготовительных упражнений относятся отдельные части соревновательного упражнения, его элементы, отдельные комбинации или их связки, выполняемые в обычных, облегченных и затрудненных условиях. К этой же группе можно отнести упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательных действий (упражнения на лыжероллерах – для лыжников и биатлонистов, прыжки на батуте – для гимнастов и прыгунов в воду и т. п.).

Круг специально-подготовительных упражнений достаточно ограничен. С одной стороны, их состав определяется спецификой избранной спортивной дисциплины; с другой стороны, они не должны быть тождественны собственно соревновательному упражнению. По каким-то параметрам они должны обеспечивать режимы работы отдельных систем организма, превышающие существующие параметры соревновательного упражнения. Они создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более напряженное и дифференцированное воздействие на различные системы организма, обеспечивающие высокую эффективность соревновательных действий.

Общеподготовительные упражнения. Упражнения этой группы применяются для решения оздоровительных задач спорта. Они способствуют повышению общей физической подготовленности, укреплению здоровья, формированию телосложения и совершенствованию общих координационных и кондиционных свойств моторики борцов. В обобщенной классификации выделяют две крупные группы общеподготовительных упражнений: координационные и кондиционные упражнения.

Координационные упражнения предназначены для совершенствования общих координационных возможностей, не имеющих прямого отношения к специфическим движениям спортивной борьбы. Они расширяют двигательный опыт и могут быть использованы как средство физического образования начинающих борцов (или детей, по П.Ф. Лесгафту). Координационные упражнения делятся на две группы: регламентированные и ситуационные. Первые - произвольные, вторые - как произвольные, так и непроизвольные. Регламентированные координационные упражнения применяются для совершенствования вестибулярной, временной и силовой ориентации у занимающихся; разновидности ситуационных упражнений - для совершенствования навыков прогнозирования динамических ситуаций, сокращения времени реагирования, оперативного мышления в различных ситуациях. Ситуационные координационные упражнения предназначены для формирования (как правило, в игровых ситуациях) умении прогнозировать пространственные, временные и силовые параметры динамических ситуаций и для увеличения скорости двигательных реакций: простых, на различение и на переключение.

Применение регламентированных и ситуационных координационных ОПУ должно обеспечить высокий потенциал обучаемости, т.е. быстроту и качество усвоения новых движений. Они также призваны формировать так необходимую борцам "двигательную находчивость", т.е. точность и рациональность ответных движений в различных и порой очень сложных динамических ситуациях. Эти упражнения направлены на формирование у занимающихся пространственной ориентации при управлении движениями тела в трех плоскостях пространства и в разных условиях опоры, а также при управлении амплитудой и формой движений.

При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования:

1)на ранних этапах многолетней подготовки общая физическая подготовка должна включать средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития;

2) на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования она должна являться фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и физических способностей, определяющих спортивный результат:

• при воспитании не специфической, то есть общей выносливости - длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;

• при воспитании собственно силовых способностей – упражнения со штангой, упражнения с различными отягощениями и сопротивлениями, упражнения на тренажёрах и т. п.;

• при воспитании быстроты движений - спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, а также тренировочные разновидности спортивных и подвижных игр;

• при воспитании координационных способностей - элементы спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими требованиями к координации движений.

В процессе тренировки общеподготовительные упражнения выполняют в основном две функции:

1) они используются как развивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств, для повышения общего уровня работоспособности или поддержания его;

2) они используются как фактор активного отдыха, содействия восстановительным процессам после значительных специфических нагрузок, противодействия монотонности тренировки;

 

5. Общие специальные принципы спортивной тренировки?

Принципы спортивной тренировки представляют собой наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы. Они делятся на специфические и дидактические (общие).

Специфические принципы  представляют собой основополагающие для разработки методических рекомендаций теоретические обобщения рационально организованной совместной работы тренера и спортсмена по построению системы подготовки к соревновательной деятельности. К специфическим признакам относят:

1) направленность на максимально возможные достижения. Исходя из сущности спорта в тренировочном процессе реализуется устремленность к максимальным достижениям, что отражается на всей организации спортивной подготовки. Поэтому отличительные черты спортивной тренировки отражают устремленность к максимальным спортивным достижениям (организация и содержание спортивной тренировки, система соревнований, улучшение оборудования и инвентаря и др.);

2) углубленная специализация. Содержание спортивной тренировки должно отражать особенности обеспечения соревновательной деятельности в виде спорта или номерах спортивной программы. В зависимости от этапов и периодов подготовки в тренировочном процессе в большей или меньшей степени применяются средства и методы, непосредственно направленные на обеспечение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта;

3) индивидуализация спортивной тренировки: учет индивидуальных особенностей спортсмена. Построение спортивной тренировки должно учитывать возраст занимающихся, их способности, подготовленность, а также узкую спортивную специализацию, обеспечивающую проявление одаренности спортсменов;

4) единство общей и специальной подготовки. Осуществление тренировочного процесса на основе разностороннего развития физических, духовных и функциональных способностей. Спортивная тренировка, несмотря на глубокую специализированность процесса, должна обеспечивать всестороннее развитие спортсмена (особенно на начальных этапах тренировки);

5) непрерывность тренировочного процесса. Закономерности становления подготовленности спортсмена требуют регулярных тренировочных воздействий длительное время:

• спортивная тренировка строится как многолетний, круглогодичный процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов,

• воздействие каждого последующего занятия, цикла, этапа как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их (кумуляция эффекта тренировки),

• интервалы отдыха должны обеспечивать восстановление и повышение работоспособности организма спортсмена;

6) единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных воздействий. Становление спортивного мастерства предусматривает предъявление к организму околопредельных нагрузок. На каждом этапе подготовки увеличивают объем работы, количество тренировок, интенсивность нагрузки, соревновательную деятельность, используют технические средства и др.;

7) цикличность тренировочного процесса: систематическое повторение структурных единиц тренировки (циклов). Различают следующие тренировочные циклы: микроциклы (продолжительность от 2—3 до 7—10 дней); мезоциклы (продолжительность от 3 до 6 недель); макроциклы (продолжительность от 3—4 до 6 месяцев). Циклическое построение тренировок позволяет систематизировать задачи, средства и методы подготовки, реализовать другие принципы спортивной тренировки;

8) волнообразность и вариативность нагрузок. Приспособительные изменения в организме спортсмена обусловливают волнообразные изменения динамики нагрузки и различную направленность (вариативность). Различают следующие волны нагрузок: малые, характеризующие нагрузку в микроцикле, средние, в пределах мезоциклов (сумма малых волн), и большие, характеризующие тенденцию средних волн;

9) единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности: строгая направленность процесса подготовки на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности и подготовленности, что возможно лишь при наличии развернутых представлений о факторах, определяющих эффективность соревновательной деятельности в конкретном виде спорта.

10) возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности: учет динамики возрастного развития спортсмена в процессе тренировки. Построение многолетнего тренировочного процесса должно быть ориентировано на оптимальные возрастные периоды, в границах которых возможны высшие спортивные достижения.

Дидактические (общие) принципы физического воспитания и спорта основаны на общедидактических и отражают специфику обучения в спорте, обеспечивающую формирование моторных программ и целевых установок. Среди них принципы:

1) целесообразности и практичности. Обучение должно носить целеполагающий характер: методика обучения должна быть ориентирована на достижение как ближних, так и отдаленных целей обучения. Необходимо понимать, какую пользу оказывает то или иное упражнение в настоящее время и будет оказывать в дальнейшем;

2) готовности: тренер и спортсмен должны быть готовы к работе над конкретным упражнением. Тренеру необходимы соответствующие профессиональные качества, а спортсмену — достаточный уровень базовой и функциональной подготовки;

3) управляемости и подконтрольности. В обучении необходимо обеспечение обратной связи, для чего используются различные виды контроля: оперативный, текущий, этапный и др.;

4) систематичности. Эффективное обучение возможно только при условии систематической работы: нужно обеспечить такой режим работы, который соответствовал бы закономерностям адаптации организма спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам;

5) планомерности и постепенности. Обучение спортсмена должно строиться на основе принятого в физическом воспитании планирования. Высшей формой такого планирования может стать пошаговое (поэтапное) планирование обучающей программы техническим элементам с постепенным нарастанием сложности и трудности заданий;

6) прочности и пластичности. Наряду с прочностью сформированный навык должен обладать пластичностью. Добиваясь прочности навыка, необходимо сохранять за ним свойства пластичности с целью необходимой его коррекции, чего добиваются в основном вариативными упражнениями.

 

 

6. Фоновые виды физической культуры?

К фоновым видам физической культуры относятся гигиеническая и рекреативная.

Гигиеническая физическая культура - это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками).

Рекреативная физическая культура - активный туризм, походы выходного дня, физкультурно-спортивные развлечения. Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального фона жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: