Основной характеристикой остойчивости является восстанавливающий момент, который должен быть достаточным для того, чтобы судно противостояло статическому или динамическому (внезапному) действию кренящих и дифферентующих моментов, возникающих от смещения грузов, под воздействием ветра, волнения и по другим причинам. Кренящий (дифферентующий) и восстанавливающий моменты действуют в противоположных направлениях и при равновесном положении судна равны.
Различают поперечную остойчивость, соответствующую наклонению судна в поперечной плоскости (крен судна), и продольную остойчивость (дифферент судна).
Продольная остойчивость морских судов заведомо обеспечена и ее нарушение практически невозможно, в то время как размещение и перемещение грузов приводит к изменениям поперечной остойчивости. При наклонении судна его центр величины (ЦВ) будет перемещаться по некоторой кривой, называемой траекторией ЦВ. При малом наклонении судна (не более 12°) допускают, что траектория ЦВ совпадает с плоской кривой, которую можно считать дугой радиуса r с центром в точке m (рис. 1). Радиус r называют поперечным метацентрическим радиусом судна, а его центр m — начальным метацентром судна.
|
|
Метацентр — центр кривизны траектории, по которой перемещается центр величины С в процессе наклонения судна. Если наклонение происходит в поперечной плоскости (крен), метацентр называют поперечным, или малым, при наклонении в продольной плоскости (дифферент) — продольным, или большим. Соответственно различают поперечный (малый) г и продольный (большой) R метацентрические радиусы, представляющие радиусы кривизны траектории С при крене и дифференте. Расстояние между начальным метацентром т и центром тяжести судна G называют начальной метацентрической высотой (или просто метацентрической высотой) и обозначают буквой h. Начальная метацентрическая высота является измерителем остойчивости судна.
h = z c + r — z g; h z m ~ z c; h = r — a, h=zc+r—zg; h zm~zc; h=r—a,
где α — возвышение центра тяжести (ЦТ) над ЦВ.
Метацентрическая высота (м.в.) — расстояние между метацентром и центром тяжести судна. М.в. является мерой начальной остойчивости судна, определяющей восстанавливающие моменты при малых углах крена или дифферента. При возрастании м.в. остойчивость судна повышается. Для положительной остойчивости судна необходимо, чтобы метацентр находился выше ЦТ судна. Если м.в. отрицательна, т. е. метацентр располагается ниже ЦТ судна, силы, действующие на судно, образуют не восстанавливающий, а кренящий момент, и судно плавает с начальным креном (отрицательная остойчивость), что не допускается.
|
|
Рис. 1 Элементы начальной поперечной остойчивости: OG – возвышение центра тяжести над килем; OM – возвышение метацентра над килем; GM — метацентрическая высота; CM – метацентрический радиус; m – метацентр; G – центр тяжести; С – центр величины
Возможны три случая расположения метацентра т относительно центра тяжести судна G: метацентр m расположен выше ЦТ судна G (h > 0). При малом наклонении силы тяжести и силы плавучести создают пару сил, момент которой стремится вернуть судно в первоначальное равновесное положение; ЦТ судна G расположен выше метацентра m (h < 0). В этом случае момент пары сил веса и плавучести будет стремиться увеличить крен судна, что ведет к его опрокидыванию; ЦТ судна G и метацентр m совпадают (h = 0). Судно будет вести себя неустойчиво, так как отсутствует плечо пары сил.
Физический смысл метацентра заключается в том, что эта точка служит пределом, до которого можно поднимать центр тяжести судна, не лишая судно положительной начальной остойчивости.
МЕТАЦЕНТРИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА НАЧАЛЬНОЙ ПОПЕРЕЧНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ
В результате действия некоторого кренящего момента Мкр вместе с появлением крена возникает восстанавливающий момент Мθ. В случае судна с положительной остойчивостью Мθ действует в сторону, противоположную действию кренящего момента Мкр. Наклонение судна будет продолжаться до тех пор, пока алгебраическая сумма обоих моментов не станет равной нулю. Так как моменты действуют в противоположные стороны, это условие будет выполнено, если восстанавливающий момент станет равным кренящему: Мθ = Мкр. Восстанавливающий момент определяется произведением силы на плечо, т.е.:
Мθ = D' × GК (1).
Плечо GK называют плечом восстанавливающего момента или плечом статического момента и обозначают буквой lст.
Угол между линией действия силы поддержания и ДП равен углу крена θ, поскольку стороны этого угла перпендикулярны к ватерлиниям ВЛ и В1Л1. С другой стороны, отрезок mG является поперечной метацентрической высотой, которая обозначается буквой h. Тогда из прямоугольного треугольника mGK следует:
GK = mG × sin θ = h × sin θ. (2)
Подставив равенство (2) в (1), находим выражение для восстанавливающего момента Mθ при малых углах крена:
Мθ = D' × h × sin (3)
При малых углах крена вместо sin θ в формулу (3) можно подставить θ в радианах. Тогда выражение (3) примет вид:
Мθ = D' × h × θ (4)
Формулы (3) и (4) являются метацентрическими формулами поперечной остойчивости.
Как видно из метацентрической формулы поперечной остойчивости, восстанавливающий момент пропорционален поперечной метацентрической высоте h. Каталось бы, следует стремиться к тому, чтобы судно имело возможно большее h. Однако чрезмерное увеличение h неблагоприятно сказывается на характере качки судна - она становится весьма стремительной, что вызывает большие моменты инерции. Это отрицательно сказывается на состоянии экипажа, а главное при такой качке больше вероятность смещения груза и потеря остойчивости, чем при плавной качке.
МЕТАЦЕНТРИЧЕСКИЕ ДИАГРАММЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Для того, чтобы легко и быстро определить значения аппликаты поперечного метацентра Zm и поперечный метацентрический радиус r при любых осадке и водоизмещении судна, составляют особую диаграмму, которая называется метацентрической диаграммой.
При построении этой диаграммы используют значения аппликат цетра величины Zc и поперечных метацентрических радиусов r, вычисленных для нескольких осадок судна. Поперечный метацентрический радиус определяют по метацентрической диаграмме в следующем порядке. На вертикальной оси откладывают осадку Т (рис.1, а), проводят горизонтальную линию до пересечения со вспомогательной прямой и через точку пересечения К проводят вертикаль. Отрезок на вертикали, равный расстоянию от горизонтальной оси (основной линии) до кривой Zc, дает значение аппликаты центра величины, а отрезок, равный расстоянию от горизонтальной оси до кривой Zm - значение аппликаты поперечного метацентра. Поперечный метацентрический радиус определяют как разность аппликат Zm и Zc, т.е. r = Zm - Zc.
|
|
На рис. б) приведен другой вид метацентрической диаграммы, которая отличается от описанной выше отсутствием вспомогательной наклонной прямой и расположением масштабных осей. Метацентрический радиус при помощи этой метацентрической диаграммы определяют в такой последовательности. На вертикальной оси откладывают осадку Т, проводят горизонтальную линию, соответствующую данной осадке, до пересечения ее с кривыми Zc и Zm и замеряют расстояние от точек пересечения, т.е. точек с и m, до вертикальной оси. Эти расстояния в выбранном масштабе определяют значения аппликат Zc и Zm.поперечный метацентрический радиус вычисляют как разность аппликат Zm и Zc.
Существуют и другие типы метацентрических диаграмм. От диаграмм приведенных на рис. 1, они отличаются только тем, что кроме кривых Zm и Zc нa них наносятся кривые водоизмещения D и V.