КЛЮЧИ ОТ МИРА МАГОВ — ЭТО ДВАДЦАТЬ ОДИН САМОЦВЕТ, ОТРАЖЕННЫЙ СВЕТ КОТОРЫХ СМЕРТЕЛЕН ДЛЯ НЕПОСВЯЩЕННОГО. НО ТОТ, КТО ОБЛАДАЕТ СИЛОЙ, ДОСТАТОЧНОЙ ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ ЭТИМИ КЛЮЧАМИ, — ХОЗЯИН МИРА МАГОВ И МОЖЕТ СВОБОДНО И БЕЗ ОПАСКИ ВХОДИТЬ И ВЫХОДИТЬ ИЗ НЕГО.
Рассмотрение четырех направлений в терминах осознания допускает несколько вариантов в зависимости от того, на чем предполагается сосредоточить основное внимание. Для наших нынешних целей я намерен предпочесть метод, используемый для разъяснения ученикам их роли в толтекском сообществе. Несмотря на то, что метод этот оставляет многие вопросы без ответа, им довольно просто пользоваться именно в отношении четырех направлений. Со временем читатель получит ответы на все вопросы, однако для большей ясности обратимся прежде к более простому методу.
Толтекский отряд организуется в соответствии с законами развития. Эти законы не сформулированы человеком, а открыты многими поколениями толтекских видящих. Я обращаю на это особое внимание здесь, поскольку в следующем разделе я намерен лишь приводить положение за положением, не пытаясь дать им какое-либо обоснование, ведь если мы намерены достичь в этом вопросе ясности, то просто вынуждены будем оставлять рассмотрение деталей на потом. Если бы я пытался подробно разъяснить каждое положение, читатель настолько запутался бы, что не смог бы рассмотреть за деревьями леса.
|
|
Взглянув на толтекский отряд, мы увидим, что сила организовала его довольно-таки примечательным образом. Прежде всего заметим, что всякое сообщество состоит из мужчин и женщин и что мужчины и женщины в конце концов разделяются на четыре вполне определенные группы. Иными словами, несмотря на то, что каждый человек уникален, в соответствии с четырехсторонним предназначением Невыразимого существует в конечном итоге лишь четыре типа мужчин и четыре — женщин. Вследствие этого данные четыре человеческих типа также связываются с четырьмя направлениями.
Важно помнить, что мужское положительно по отношению к женскому (см. «Крик Орла») и что на практике это означает, что мужское соответствует познанному, а женское — непознанному. Помните также, что предназначение мужчин состоит в том, чтобы фиксировать всякое знание, в том смысле, что это они обязаны делать знание практическим в физической сфере жизни. С другой стороны, предназначение женщин заключается в том, чтобы помогать мужчинам исследовать непознанное, а именно: обращать их внимание на фрагменты непознанного, важные в плане конкретных усилий. Как уже говорилось в «Крике Орла», это делает необходимым акт разумного сотрудничества между мужчиной и женщиной, что, несомненно, подразумевает и влечет за собой элемент всеохватности. Таким образом, несмотря на то, что ведущая роль во вхождении в непознанное принадлежит женщине, в физическом плане посредством раскрытия сердца руководит мужчина. При этом должно не только иметь место разумное сотрудничество, но и порождаться элемент всеохватности, так как без этого невозможно воплотить непознанное в познанном. Соответственно, каждое из четырех направлений в толтекском отряде состоит из мужской и женской половины, предназначение которых — в разумном сотрудничестве, порождающем всеохватность.
|
|
Уяснив, что представляют собой четыре типа мужчин и четыре типа женщин, читатель без труда поймет, каким образом воины — мужчины и женщины — объединяются в толтекский отряд. Я не намерен подробно разъяснять здесь сущность четырех человеческих типов, скажу лишь, что они возникают по той причине, что все мужчины и женщины имеют естественную предрасположенность к одному из четырех направлений. Такая предрасположенность, однако, определяется не произвольным выбором самого человека, но прежде всего предназначением, а кроме того, судьбой. Таким образом, не в воле человека решать, к какому направлению относиться; в данном случае это решает даже и не нагваль. Роль нагваля заключается здесь в том, чтобы с помощью своей способности к видению указать ученику — будущему воину своего отряда — его направление и функции.
В этом плане также полезно напомнить, что, поскольку непознанное является женским по отношению к познанному, а природа женского двойственна (мать — женщина), каждое женское направление толтекского отряда отражает эту двойственность. Вследствие этого, каждое женское направление состоит из двух женщин: одна из них концентрирует (channels) силу матери, а вторая — силу женщины.
Чтобы понять, как функционирует такая структура, важно знать, что все мужчины и женщины обладают естественной предрасположенностью либо к искусству сновидения (в этом случае их называют сновидящими), либо к искусству сталкинга (в этом случае их называют сталкерами). Сновидящие — это те мужчины и женщины, которые от природы интроспективны, а потому сравнительно сдержанны и замкнуты. Сталкеры же от природы экстравертивны, а потому общительны и склонны к лидерству. У женщин такого рода наклонности проявляются в том, что сновидящей становится та, что естественным образом концентрирует силу женщины, а сталкером — концентрирующая силу матери. Соответственно, сталкеры — всегда «заправилы», а сновидящие — те, кто более сдержан и интровертивен.
Прежде чем говорить о реальной структуре толтекского отряда, давайте перечислим указанные четыре типа мужчин и женщин. Женские типы обычно именуются соответственно четырем первоначальным ветрам, характеристики которых близко сходны с теми качествами осознания, которые знаменуют собой Четыре Направления. Соответственно, мы имеем Восточную женщину, называемую просто Востоком, — сюда относятся те женщины, которые обладают естественной предрасположенностью к трезвости. Вследствие этого такие женщины склонны к живости и беспечности, а потому уподобляются утреннему бризу. Следующий тип — это Север; такие женщины естественно предрасположены к эффективности (strength — сила, физическая сила, источник силы, прочность, сопротивление, эффективность) и по этой причине уподобляются северному ветру, ведь северный ветер обычно дует ближе к полудню и отличается напором и разрушительной силой. Запад — это в чистом виде чувствование, ведь подобно вечернему ветру, обычно налетающему с запада, Западные женщины склонны к задумчивости и меланхолии. Наконец, Юг, предрасположенный к сердечности и взращиванию, уподобляется теплому ночному ветру, дующему с юга.
|
|
Четыре мужских типа обычно именуются соответственно их естественной предрасположенности. Соответственно, Восток — это Ученый, склонный к трезвости, а следовательно, к Искусству Осознания. Север — Человек Действия, и как подразумевает это имя, склонен к действию, а следовательно, к материализации. Запад — Человек За Кулисами, так как он в основном сосредоточен на стирании своей личной истории, а потому склонен к чувствованию и особенно к Искусству намерения. Следующий тип — это Курьер, который, не имея сам по себе определенного направления, может присоединяться к любому из мужских и женских направлений.
Чтобы понять, что влечет за собой принадлежность мужчины к четвертому типу, то есть Курьеру, следует помнить, что направление, к которому принадлежит человек, определяется его предназначением, а потому неизменно. Иными словами, если ваше предназначение в том, чтобы в мужском воплощении быть Ученым, и женщиной Севера — в женском, то всякий раз, когда вы воплотитесь в мужчину, вы автоматически станете Ученым, а воплотившись в женщину — Северной женщиной. Вместе с тем, коль скоро цель вашего воплощения состоит в том, чтобы развивать осознание, то будь вы способны воплотиться лишь в Ученого или Северную женщину, это было бы в высшей степени ограничивающим фактором. Однако сила дает человеку возможность преодолеть эту трудность таким образом, что он также может воплотиться в Курьера, благодаря тому, что Курьер не обладает конкретным направлением как таковым. То есть Курьер представляет собой что-то вроде «вольного стрелка» и может склониться к любому из мужских или женских направлений, что позволяет человеку приобретать характерные для них знания и опыт.
Таким образом, каждому мужскому и женскому направлению сопутствует Курьер, а конкретная роль раз и навсегда определяется судьбой. То есть если человеквоплотился Курьером, направление, к которому он склонится, зависит от того, чему он должен научиться в этой жизни. Например, если ему предстоит научиться женской эффективности, он будет тяготеть к женщинам Севера, а если мужскому действию — тем или иным образом сотрудничать с представителями Людей Действия. Вскоре мы разберем это более подробно; данный же пример я привел здесь только для того, чтобы лучше разъяснить сущность Курьера. В связи с этим следует упомянуть еще об одном моменте. Хотя Курьер чаще всего является одним из четырех мужских типов, изредка случается, что он воплощается в женщину. Объяснения, почему так бывает, увели бы нас чересчур далеко от наших нынешних целей, однако я считаю нужным об этом упомянуть, поскольку женщины- Курьеры действительно существуют.
|
|
В процессе ознакомления с четырьмя мужскими типами читатель, должно быть, заметил, что, поскольку Курьер не обладает конкретным направлением, место мужчины-Юга осталось свободным. Это связано с тем, что место мужчины-Юга, для которого характерны сердечность, взращивание и сипа, всегда занимает Нагваль; этот тип мужчины благодаря своей особой энергетической конфигурации способен играть роль любого из четырех мужских, а пройдя полный курс обучения — и женских типов. Соответственно, нагваль — это, вообще говоря, не тип мужчины, поскольку в высшем эзотерическом смысле он представляет собой смесь всех мужских и женских типов. Поэтому очевидно также, что именно нагвалю принадлежит ведущая роль как в определении целей толтекского отряда, так и в указании ему направления, поскольку его главная обязанность состоит, во-первых, в том, чтобы обучать тех учеников, которым предстоит стать его отрядом воинов, а во-вторых — в том, чтобы вести этот отряд к свободе.
Кроме нагваля-мужчины имеется также нагваль-женщина, которая весьма близка к нему по своей энергетической конфигурации за тем лишь исключением, что обладает характеристиками только четырех женских типов. Из-за этого фундаментального различия в их конституции обучение нагваля-женщины и нагваля-мужчины различно в том плане, что в ее обязанности не входит ни учить, ни руководить — она должна помогать нагвалю вести толтекский отряд к свободе. Для разъяснения этого момента я обычно пользуюсь следующей аналогией.
Представим себе, что толтекский отряд — это корабль, экипаж которого состоит из воинов этого отряда, а его капитан — нагваль. Цель капитана-нагваля в том, чтобы провести корабль по океану жизни сквозь тьму непознанного к свободе. Однако с борта корабля капитану трудно разглядеть все опасности, скрытые во тьме непознанного, которые мы уподобим рифам в океане жизни. Чтобы облегчить себе управление кораблем, нагваль пользуется услугами нагваля-женщины, которая находится не на борту корабля, а плывет в небольшой лодке, которую ей легко провести между коварными рифами, невидимыми с корабля. Итак, нагваль-женщина движется впереди корабля и, указывая нагвалю, где кроется опасность, помогает ему прокладывать наилучший курс. Из этой аналогии ясно видно, что нагваль-женщина — весьма важный компонент отряда воинов нагваля и что в силу самой сущности своих обязанностей она, кроме того, отстранена от отряда — не физически, а в плане осознания. Соответственно, нагваль-женщина, в отличие от остальных женщин, также не придерживается конкретного направления, однако из-за своей склонности к силе и свободе и близости к нагвалю она вполне определенно относится к Югу.
Разобравшись во всем этом, мы можем теперь поговорить о каждом из четырех направлений в плане осознания. Однако здесь следует сделать одно предупреждение, поскольку несмотря на то, что мы намерены рассматривать осознание в плане двадцати одного самоцвета, читателю следует помнить, что, хотя каждый конкретный человек имеет предрасположенность к определенным аспектам осознания, нашей конституции присущ каждый из двадцати одного аспекта. Предрасположенность заключается лишь в характере подхода, а значит, ни в коем случае не подразумевает игнорирования остальных аспектов или какого-либо ими пренебрежения.
Предрасположенность человека к какому-то одному аспекту осознания состоит, говоря практическим языком, в его особом подходе к большому целому, которым, разумеется, является четвертое измерение. Кроме того, определяя четыре направления в плане составляющих их аспектов осознания, мы будем говорить о потоке силы, имеющем место в процессе проявления, а не в рамках проявления. Причина этого в том, что разобраться в вопросе четвертого измерения легче, говоря о потоке силы в процессе проявления, в то время как поток силы в рамках проявления связан с развитием осознания в процессе жизнедеятельности на физическом плане.
Понимание того, что подразумевается под двадцатью одним самоцветом осознания, невозможно без того, чтобы очень коротко обсудить еще один вопрос. Вопрос этот касается того, что называют наукой нумерологии. К области этой науки, кроме всего прочего, относится тот факт, что числа обозначают определенные настройки восприятия, хотя на данном этапе и очень сложно объяснить, почему определенным настройкам приписываются определенные числа. Удовлетворимся же пока лишь констатацией того, что, хотя толтекские видящие в течение многих поколений тщательно изучали законы этой науки, законы, управляющие этой наукой, не изобретены Толтеками, а основаны на всеобщих законах и принципах, гораздо более точных, чем какие-либо человеческие построения или расчеты.
Таким образом, рассмотрев структуру толтекского отряда, мы обнаруживаем на Востоке, в стороне восходящего солнца, Ученого, а поскольку такой мужчина в основном склонен к трезвости, то аспект, или, скажем, самоцвет осознания, главный в его подходе к развитию осознания, — это самоцвет, именуемый знанием, которому приписывается число 14. Спутником мужчины, занимающего такое положение в толтекском отряде, является Курьер, называемый просто Курьером Ученого и предрасположенный к самоцвету, именуемому различением, которому приписывается число 17. Если такие мужчины действуют сообща, то есть между ними имеет место разумное сотрудничество, результат их совместных усилий равен сумме их самоцветов. Иными словами, если Ученый и его Курьер осуществляют разумное сотрудничество друг с другом, результатом будет знание плюс различение, то есть приобретение нового знания посредством акта различения.
Следует, однако, отдавать себе отчет в том, что новое знание может возникнуть лишь при условии готовности, во-первых, опираться на уже имеющиеся знания, а во-вторых, отказаться от прежнего уровня восприятия. Однако отказ от уровня восприятия предполагает отмирание старого, поскольку любое новое знание обязательно должно включать в себя новый уровень восприятия. В данном конкретном случае очевидно, что новое знание порождается посредством различения, основанного на уже имеющемся знании, а это, разумеется, влечет за собой отмирание старого. На языке нумерологии это выражается как 17 + 14 = 13.
Чтобы разобраться в этой на первый взгляд довольно странной математике, следует учесть, что согласно правилам нумерологии слагаемые, как правило, прежде сводятся к суммам своих цифр, после чего эти суммы складываются. Если конечный результат такого сложения оказывается больше 33, такое число вновь сводится к сумме своих цифр, и так до тех пор, пока результат не окажется меньше 33. Таким образом, в нашем примере имеем:
17 + 14 = (1 + 7) + (7 + 4) = 8 + 5 = 13.
Если бы конечный результат оказался больше 33, скажем, 67, то его следовало бы вновь свести к сумме его цифр, то есть 67 = 6 + 7 = 13. Это верно даже для случая, когда мы в результате получили бы, например, число 96875. Тогда мы имели бы 96875 = 9 + 6 + 8 + 7 + 5 = 35 = 3 + 5 = 8.
Здесь будет уместным несколько отвлечься и заметить, что Курьеры, как и все мужчины, могут быть как сновидящими, так и сталкерами и что не имеет значения, кто они на самом деле. Это существенно лишь для женских направлений, в каждом из которых обязательно имеется только один сталкер и одна сновидящая. Также и нагваль (подобно всем мужчинам) и нагваль-женщина, будучи единственной женщиной в этой роли и в определенном смысле не являясь членом отряда, могут быть либо сновидящими, либо сталкерами. Женщины-Курьеры также могут быть либо сновидящими, либо сталкерами, поскольку то, что женщина является Курьером, никак не влияет на женское качество ее направления.
Возвращаясь к вопросу о толтекском отряде, мы видим, что мужчины Востока порождают новое знание посредством различения, а в результате имеет место отмирание старого. Однако в нумерологии двузначное число является продуктом связи между цифрами, его составляющими. Поэтому знание, то есть самоцвет 14, представляет собой в высшей степени специфическую вибрацию осознания, уникальную по своей конфигурации (1 и 4). Заметим, именно 1 и 4, а не 1 плюс 4, что совершенно не одно и то же. Возможно, разумеется, огромное количество других типов знания, однако ни один из них не может считаться самоцветом, именуемым знанием, по той простой причине, что по своей конфигурации они отличны от самоцвета 14.
Чтобы разобраться в этом, следует иметь в виду, что самоцвет 14 по сути своей есть продукт связи между 1 и 4, состоящий в том, что в данном случае 14 есть 10 + 4, а не, скажем, 7 + 7 или 3 + 6 + 5, что также дает 14. Однако 14, образующееся как 7 + 7, и 14, образующееся как 3 + 6 + 5, имеют энергетическую конфигурацию, отличную от 14, образующегося как 10 + 4, при том даже, что оба они могут рассматриваться как знание. Кроме того, 10 также является двузначным числом, то есть на самом деле оно является продуктом связи изменчивости (1) и абсолютной свободы (0). Нумерологическая подоплека состоит здесь в том, что 10, представляющее собой самоцвет безупречности, может быть получено лишь посредством изменчивости при условии абсолютной свободы. Более строго это означает, что при отсутствии изменчивости восприятия при условии абсолютной свободы от социального манипулирования безупречность обязательно будет нарушена.
Из сказанного выше ясно, что, хотя всякое число 14 есть совместное порождение изменчивости и устойчивости, ни одно из них не тождественно самоцвету 14, в основе которого лежит 10 + 4. Глубинный смысл самоцвета 14 в том, что, когда восприятие изменчиво и несмотря на это — устойчиво, результатом становится истинное знание, но при этом изменчивость должна достигаться посредством безупречности в рамках жизни на физическом плане, так как нельзя забывать, что физический план — это десятый мир и то, посредством чего должен развиваться самоцвет, называемый безупречность. Иными словами, истинное знание, или личная сила, есть по своей сути безупречность (10) плюс устойчивость (4). Кроме того, обратите внимание, что истинное знание (14), то есть личная сила, обретенная благодаря практическому опыту, всегда приводит к свободе и переменам, поскольку 1 + 4 = 5.
Точно так же различение, самоцвет 17, есть продукт связи между изменчивостью (1) и руководством (7), но, как и в случае всех остальных двузначных чисел, изменчивость эта должна корениться в безупречности (10) в контексте жизни на физическом плане. Проще говоря, это означает, что безупречность (10) плюс руководство (7) дает различение. Таким образом, самоцвет различение предполагается достаточно изменчивым для того, чтобы извлекать руководство из трудностей, создаваемых жизнью на физическом плане, и в этом смысле истинное различение всегда приводит к гармонии и равновесию (8) (поскольку 1 + 7 = 8), в отличие, скажем, от расовой дискриминации, основывающейся на конфигурации 1 + 25.
В плане вышесказанного мне хотелось бы привести пример предвзятого различения, чтобы показать, каким образом взаимодействие различных аспектов осознания в контексте четвертого измерения могут порождать не только положительные результаты, называемые нами самоцветами, но и столь негативные явления, как расовая дискриминация. Итак, случай расовой дискриминации, основывающейся на склонности рационального мышления к разделению, несомненно, относится к Востоку, поскольку он связан с трезвостью, точнее говоря, с отрицательной ее стороной.
Причина этой отрицательности состоит в том, что, во-первых, осознание сосредоточено на Востоке, а во-вторых, мы имеем дело с чистой изменчивостью (1), которая, не будучи основана на безупречности, обретенной посредством жизненного опыта, склонна проявляться в форме личности, не обладающей личной силой, достаточной для того, чтобы думать и решать самой за себя. Соответственно, изменчивость выразится у такого человека в том, что он просто станет «плыть по течению», склоняясь ко всему, что покажется ему более или менее обоснованным.
Более того, не обладая безупречностью, такой человек не будет принимать жизненные трудности, извлекая из них руководство (7), а поддастся искушению избежать таких трудностей посредством проявления темного самоцвета, именуемого соблазн (25). Иными словами, при предвзятом различении, будь то расовая дискриминация или какая-либо другая его форма, человек осуществляет различение, основанное на изменчивости глупца (1), соединенной с соблазном (25).
В результате, несмотря на то, что 25 также сводится к 7, это 7, будучи порождением 25, проявляется в своей отрицательной форме — в виде потребности в руководстве, а конечное равенство даст «продукт связи изменчивости и потребности в руководстве», то есть 1 + (-7) = - 6. Отрицательная форма самоцвета 6 — это необходимость выбора между старым и новым, проявляющаяся в виде различения, которое, однако, никоим образом не может привести к гармонии и равновесию (8).
Из приведенного выше примера также ясно видно, что при сведении чисел к одной цифре следует также прибегать к изменению знака в том случае, когда двузначное число попадает в интервал от 22 до 32, поскольку указанные числа, именуемые темными самоцветами, нумерологически положительны лишь в двузначной форме. Обратите внимание, что я говорю «нумерологически положительны», так как темные самоцветы по своей сути никогда не проявляются в положительном смысле, разве что в контексте большого целого, частью которого они также являются.
Иными словами, в процессе жизни во всей полноте темные самоцветы обеспечивают трение, необходимое для развития осознания, и в этом смысле они считаются положительными. Точно так же в рамках жизни личности в результате взаимодействия светлых и темных самоцветов возникает ее теневая сторона. А поскольку наши тени — это наши несовершенства, являющиеся для нас пропуском к свободе и платой за силу, темные самоцветы, опять-таки, делают возможным развитие осознания.
Возвращаясь теперь к самоцвету 13 — отмиранию старого, заметим, что не следует забывать о том, что мы говорим здесь об аспекте осознания, приводящего к отмиранию старого, а не о смерти в плане всеобщей силы. Таким образом, самоцвет 13 подразумевает, что отмирание старого есть продукт связи между изменчивостью и разнородным изобилием. Следует, однако, помнить, что поскольку данное число двузначно, с тем же успехом можно сказать, что безупречность (10) вкупе с разнородным изобилием дает отмирание старого. Подоплека этого такова, что отмирание старого должно иметь характер продуманного «удаления» того, что нежелательно в рамка х разнородного изобилия. Обратите также внимание, что в любом случае, когда имеет место такое продуманное удаление нежелательного (которое неизбежно при наличии разнородного изобилия), результатом будет устойчивость (4), так как 1 + 3 = 4.
То, что известно теперь читателю о мужчине-Востоке, еще более проясняет вопрос о том, как посредством различения обретается новое знание и что оно влечет за собой в действительности. Кроме того, ясно, что отмирание старого у Востока происходит в результате разумного сотрудничества между Ученым и его Курьером, сотрудничества, приводящего к свободе и переменам (5) вкупе с гармонией и равновесием (8) — два этих качества превосходным образом согласуются с продуманным удалением всего нежелательного.
Все сказанное также упрощает понимание того, каким образом воины-мужчины Востока используют присущую им склонность к специфическим самоцветам для обретения трезвости и ее непрестанного развития. В этом плане не следует забывать, что обязанностью воина является не только полностью реализовывать свой потенциал, но также исследовать этот потенциал и развивать его в соответствии с требованиями своей судьбы.
Если говорить о женщинах Востока, то среди них возможны Восточная Сновидящая, Восточный Сталкер и Курьер, прикрепленный к Востоку. Предрасположенностью Восточной Сновидящей является самоцвет 13, отмирание старого. Однако, как мы уже выяснили, поскольку такая женщина относится к Востоку, она реализует свой потенциал посредством обретения изменчивости, основанной на безупречности. Затем, направляя эту изменчивость на разнородное изобилие (3), она продуманно удаляет все нежелательное в рамках разнородного изобилия, порождая тем самым качество устойчивости (4) посредством отмирания старого (13).
Женщина же Восточный Сталкер, будучи в основном сосредоточена на развитии осознания посредством жизни на физическом плане, обладает естественной предрасположенностью к самоцвету 12 — снисходительности. Истинная снисходительность есть продукт связи между изменчивостью и предназначением. За этим кроется в высшей степени утонченная подоплека, поскольку 2 — число не только предназначения, но и смирения и понимания. Иными словами, лишь посредством обретения смирения и понимания возможно сознательное и безупречное развертывание силы предназначения. Кроме того, поскольку 12 является двузначным числом, можно с тем же успехом сказать, что снисходительность (12) есть сумма безупречности и смирения и понимания. Следует, однако, иметь в виду, что истинная снисходительность, то есть безупречность вкупе с силой предназначения, неизбежно порождает способность к творчеству и радость (3), которые в конечном итоге всегда приводят к разнородному изобилию (3).
Курьер Востока обладает естественной предрасположенностью к самоцвету 2, поскольку для этого мужчины чрезвычайно важна как сила предназначения, так и качество смирения и понимания. Будучи однозначным числом, самоцвет 2 на первый взгляд не обладает сложностью, присущей двузначным числам, однако это как раз еще один пример того, что мир не есть то, чем он представляется на первый взгляд. Чтобы разобраться в подоплеке самоцвета 2, примем к сведению, что числу 2 присуща основополагающая двойственность нагваля и тоналя в том смысле, что с этой двойственностью оказывается сложным образом связана сила предназначения. Самоцвет 2, таким образом, имеет отношение к взаимосвязи нагваля с тоналем, а потому представляет собой самую суть разумного сотрудничества.
Результатом разумного сотрудничества трех указанных воинов становится опять-таки сумма их самоцветов, а именно:
2 + 12+13=9.
Подоплека этого такова, что когда сила предназначения, снисходительность и отмирание старого объединяются на Востоке, результатом становится исполнение, или завершение (completion может быть переведено и как исполнение, и как завершение. В зависимости от контекста мы предпочитаем тот или иной перевод). Вместе с тем, самоцвет 9, подобно всем однозначным числам, не так прост, как может показаться, поскольку данному самоцвету присуще согласование двух на первый взгляд диаметрально противоположных качеств, а именно устойчивости (4) и свободы и перемен (5). В рамках этой книги невозможно сколь-нибудь полно охватить все вопросы, связанные с однозначными числами; скажем лишь, что все однозначные числа имеют отношение к осознанию нагваля, то есть к изначальному осознанию, тогда как двузначные числа связаны с осознанием сновидящего, то есть с развивающимся осознанием. Все же прочие числа являются просто сложными перестановками, относящимися к жизни на физическом плане, то есть к сновидимому.
Таким образом, рассмотрение самоцвета 9 — исполнения — показывает, что 9 некоторым образом определяет внешние параметры изначального осознания, и это в весьма специфическом смысле именно так, поскольку 9 знаменует собой именно тот диапазон вибрационных частот, который называют Миром Магов и который, как мы уже выяснили, в действительности есть выражение четырехстороннего предназначения Невыразимого, а потому также является выражением Его потенциала в нынешнем проявлении. Это объясняется прежде всего тем фактом, что материализация, которая по сути своей есть устойчивость (4), всегда склонна к инерции, а потому ей обязательно все время противодействует сила свободы и перемен (5). Самоцвет 9, таким образом, в высшем эзотерическом смысле оказывается основным проявлением не-делания, и, как уже говорилось в предыдущей главе, именно это первоначальное не-делание порождает четвертое измерение.
Таким образом, сумма Восточных самоцветов порождает сопротивление силе инерции, необходимое для того, чтобы предназначение Невыразимого было доведено до завершения, а не исполнено частично. В результате женщины Востока обладают общим качеством стремления к исполнению посредством смирения и понимания, порожденных снисходительностью и отмиранием старого.
Результатом разумного сотрудничества мужчин и женщин Востока становится сумма соответствующих сумм, а именно
(14 + 17) + (2 + 12 + 13) = 13 + 9 = 13.
Иными словами, преобладающее качество, возникающее на Востоке, — это отмирание старого, порожденное отмиранием старого, осуществляемым мужчиной-Востоком в ответ на стремление к исполнению, осуществляемое Востоком-женщиной. Говоря коротко, это сводится к технике перепросмотра, и именно по этой причине мужчина-Восток всегда превосходит Восток-женщину в трезвости. Более того, поскольку Восток является также источником времени, будет уместным отметить здесь, что воины Востока так или иначе постоянно имеют дело с более глубинной подоплекой времени, а потому их традиционно именуют временными сталкерами, вне зависимости от того, что кто-то из них может быть сталкером, а кто-то сновидящим. Подробно разъяснить это здесь невозможно; я упомянул об этом лишь для того, чтобы завершить данный раздел учения.
Следуя тому направлению потока силы, которое он имеет в процессе проявления, мы приходим на Запад — средоточие смерти и заходящего солнца. Здесь мы обнаруживаем Человека Закулисья, обладающего естественной предрасположенностью к работе с силой намерения. По этой причине ему ближе всего оказывается самоцвет 16, именуемый освобождением посредством силы намерения. Курьер такого мужчины по своим склонностям во многом с ним сходен, а потому лучше всего чувствует себя во тьме непознанного. Соответственно, Курьер Человека Закулисья любит работать с самоцветом 15, то есть светом во тьме. Поскольку Запад находится на одной оси с Востоком и также является средоточием смерти, нет ничего удивительного в том, что разумное сотрудничество этих двух мужчин также приводит к отмиранию старого, то есть 15 + 16 = 13.
Подоплека Запада, тем не менее, совершенно отлична от подоплеки Востока, что неудивительно, поскольку Запад как-никак является полярной противоположностью Востока. Прежде всего, взглянув на самоцвет Человека Закулисья, мы увидим, что 16 в действительности есть 10 + 6, то есть сумма безупречности (10) и акта выбора между старым и новым (6) дает освобождение посредством силы намерения (16). С другой стороны, можно видеть, что освобождение посредством силы намерения есть также продукт связи между изменчивостью (1) и актом выбора между старым и новым (6). Следует, разумеется, иметь в виду, что требуемая здесь изменчивость должна корениться в безупречности.
Подоплека всего этого такова, что выбор между старым и новым весьма сходен с различением, в том смысле, что такой выбор должен быть продуманным, или безупречным. Это объясняется тем, что 6 является не только аспектом изначального осознания (будучи однозначным числом), но и характеристикой женской двойственности. Иными словами, 6 есть основное выражение различения, в том смысле, что оно связано с важнейшим актом различения при помощи божественного вдохновения между матерью и женщиной, которые обе необходимы для целей развития.
С толтекской точки зрения мать — это аспект разума, подверженный воздействию силы инерции, в том смысле, что он имеет склонность к сохранению, единству и устойчивости. Женщина же есть аспект разума, подверженный воздействию силы разделения, в том смысле, что он стремится отделять познанное от непознанного, способствуя достижению целей мужчин, поскольку, прежде чем непознанное будет разумным и осмысленным образом воплощено в познанном, они должны быть отделены друг от друга и образовать полярные противоположности.
Из сказанного выше должно быть ясно, что толтекская фраза «различение при помощи божественного вдохновения» подразумевает, что при выборе между старым, то есть матерью, и новым, то есть женщиной, воин не должен основывать свое различение на какого-либо рода предубеждении или произвольном допущении, а должен полагаться на божественное вдохновение — этот термин используется для обозначения акта прислушивания к сердцу. Поэтому очевидно, что самоцвету 16 присуще качество руководства, так как 1 + 6 действительно дает 7. Кроме того, отсюда также понятно, почему Западу должно быть приписано чувствование, так как и для мужчин, и для женщин Запада при ощущении своего пути во тьме непознанного чрезвычайно важно прислушиваться к сердцу — при том, что непознанное отождествляется с заходящим солнцем, а познанное с — восходящим. Соответственно, Человек Закулисья — это мужчина, работающий непосредственно с сердцем и чувствованием, в то время как его полярная противоположность, Ученый, работает непосредственно с разумом и трезвостью.
Курьер Человека Закулисья занят в основном исследованием непознанного, а потому предрасположен к самоцвету, называемому свет во тьме. Самоцвет 15 есть продукт связи между изменчивостью (1) и свободой и переменами (5), а с другой стороны — сумма безупречности (10) и свободы и перемен (5), поскольку ни в коем случае не следует забывать, что, говоря об изменчивости, являющейся порождением 10, мы имеем в виду такую изменчивость, которая извлекается из опыта жизни на физическом плане и которая в конечном итоге сводится все к той же безупречности. Таким образом, свет во тьме может возникать лишь при условии осуществления свободы и перемен в рамках безупречности.
Подоплека вышесказанного такова, что свет не может возникнуть во тьме трудностей, если человек стремится освободиться от них, пытаясь их избежать, или же пытается каким-то образом изменить свою судьбу. Свет во тьме может возникнуть лишь в результате честного и открытого противостояния трудностям. Истинные свобода и перемены суть свобода от мучительных ограничений социального манипулирования и соответствующие перемены в эго-образе. Излишне говорить, что отсюда с очевидностью следует, что свет во тьме (15) порождает способность к выбору между старым и новым (6), поскольку 1 + 5 = 6.
Мы видим, таким образом, что основная черта мужчин Запада состоит в порождении устойчивости (4) в сфере иррационального непознанного с помощью отмирания старого (13) через посредство освобождения с помощью силы намерения (16) вкупе с обретением света во тьме (15). Это достигается посредством того руководства, которое получено в результате прислушивания к сердцу (7 из 16), объединенного со способностью получать божественное вдохновение при выборе между старым и новым (6 из 15), обретенной опять-таки в результате прислушивания к сердцу.
Женщины Запада, предрасположенные исключительно к однозначным самоцветам, не обладают спокойной устойчивостью, характерной для остальных трех женских направлений, склонных в основном к двузначным самоцветам. По этой причине собратья-воины любовно именуют женщин Запада, равно как и их Курьеров, безумными. В этом отношении мужчинам Запада приходится постоянно сдерживать женщин Запада, ибо, как только у них наступает один из периодов «безумия» (что бывает не так уж редко), их Курьер, склонный к разнородному изобилию, стремится присоединиться к ним, и тогда начинается светопреставление! Это еще один пример необходимости полярных противоположностей, так как во многих случаях именно «безумие» женщин Запада выводит из равновесия довольно-таки спокойных и порой непробиваемо трезвых представителей Востока.
Западная Сновидящая — наиболее «безумный» представитель женщин Запада. Не обладая особой скрупулезностью в плане логических суждений, она естественно предрасположена к чистой изменчивости (1). Будучи сосредоточена в основном на Единой Силе, эта женщина не склонна к крохоборству, столь распространенному в человеческом мире, а потому обладает в высшей степени удивительной способностью проникать в самую суть проблем, отметая все второстепенное. Столь гибкая по причине врожденной нелюбви к человеческой мелочности, Западная Сновидящая способна пройти свой жизненный путь «вверх тормашками», так как не приемлет никакого важничанья и в еще меньшей степени жалости к себе, поскольку оба этих качества могут помешать обретению Единой Силы (1). Имея такой характер, Западная Сновидящая также не обращает внимания на важничанье и жалость к себе других людей. Вследствие этого она, если ее не сдерживать, способна перевернуть кверху дном все вокруг себя, как только ей взбредет в голову с яростью наброситься на все, что препятствует овладению человеком его божественным наследием. В этом плане любопытно отметить, что большинство так называемых женщин-мучениц, наподобие Жанны д'Арк, были Западными Сновидящими.
В связи с вышесказанным следует иметь в виду, что самоцвет 1, будучи аспектом изначального осознания, естественным образом склонен к линейному продвижению. Поэтому, несмотря на то, что изменчивость является ограниченной в том смысле, что она коренится в безупречности, достигаемой посредством практического опыта в рамках жизни на физическом плане, в ней обязательно возобладает естественная склонность к прямоте во всякого рода разногласиях. Это не означает, что Западная Сновидящая не безупречна в своих поступках. Наоборот, когда ее поражает «бешенство», ее понимание истинного предназначения Единственной Жизни становится в высшей степени безупречным, в том плане, что оно напрочь освобождается от чувства собственной значимости и жалости к себе. Однако, будучи совершенно чужда важничанью как таковому, эта женщина также не принимает во внимание отношение к своим поступкам окружающих, а потому, если ее не обуздывать и не направлять в те периоды, когда ее обуревает «безумие», она может просто-напросто устремиться к целям, отдающим глупостью или шутовством.
Западный же Сталкер, будучи в гораздо большей, чем Западная Сновидящая, степени занят практической стороной жизни на физическом плане, несколько менее «безумна» по сравнению с последней, но вместе с тем, будучи предрасположена к самоцвету 5, также склонна подходить к делам с долей неистовства. Самоцвет 5 — это, разумеется, свобода и перемены, однако в дополнение ко всему тому, что уже было сказано об этом самоцвете, следует иметь в виду, что он также является аспектом изначального осознания, а кроме того, весьма близок к самоцвету 1, так как присущее ему качество — это Единая Сила и ее четырехстороннее проявление, а именно: трезвость, устойчивость, чувствование и сердечность. Вследствие этого Западный Сталкер в периоды «безумия» обычно представляет собой весьма причудливую смесь всех четырех проявлений Единой Силы, в результате чего в ее «безумии» имеется одна определенность — определенность эта состоит в том, что она будет вести себя пылко и стойко в своем стремлении поделиться в высшей степени ценными, но неистовыми чувствами, порой напоминая сметающий все на своем пути бульдозер.
Любой воин подтвердит, что, если у вас возникнут трудности с пониманием истинного смысла свободы и перемен, вам надлежит обратиться за помощью к Западному Сталкеру. Эта женщина весьма бесцеремонно проедется паровым катком по вашим взглядам на мир, и если вы после этого не поймете, что представляет собой свобода, она продемонстрирует вам перемены, напрочь переменив ваши взгляды на самого себя, причем, вероятнее всего, она не оставит у вас и тени сомнения в том, что считает вас совершенно безмозглым идиотом. После такого урока эта женщина безо всякого тщеславия окружит вас любовью и сердечностью заботливой тетушки, погладит вас по голове, как любимую собачку, и, если вы не успеете прежде сбежать, тут же примется следить за тем, как вы воспринимаете следующий урок! И хотя верно то, что находиться под присмотром Восточного Сталкера — значит не иметь ни тени сомнения по поводу того, что вы находитесь под присмотром (to be stalked by an Easterly Stalker is to know without doubt that your have been stalked. To be stalked — «быть преследуемым», здесь «находиться под присмотром».), находиться под присмотром Западного Сталкера — значит, кроме того, пребывать в сомнении, а не стали ли вы жертвой серьезного манипулирования!
Вместе с тем, несмотря на все сказанное до сих пор о женщинах Запада, обе они поистине являются душой толтекского отряда в самом буквальном смысле. Чтобы полностью оценить женщин Запада, воинам толтекского отряда приходится проходить через множество трудностей и горьких ошибок, однако когда они наконец понимают, что на самом деле представляет собой «безумие» этих женщин, то начинают буквально носить их на руках. Совершенно безжалостные в своей врожденной склонности идти напролом и не имеющие страха в своей простоте и прямолинейности, они становятся поистине грозными противниками в любой стычке.
Кроме того, по причине их полнейшей неспособности к каким бы то ни было колебаниям, бесстрашие женщин Запада таково, что их преданность делу и своим товарищам не только непревзойденна, но и восхитительна до глубины души. По этой причине женщина Запада не моргнув глазом пожертвует собой ради собрата-воина, но при этом не преминет наградить его порцией словесных упреков. И хотя эти упреки обычно таковы, что не оставляют от самолюбия их жертвы камня на камне, они вместе с тем бывают преисполнены столь глубокого смысла и проницательности, что у окружающих непроизвольно подступают к глазам слезы. Такова истинная внутренняя красота этих весьма специфических особ — внутренняя красота, проистекающая из их врожденного бескорыстия, красота, являющаяся их в высшей степени отличительной чертой.
Западных женщин сопровождает Курьер Запада, который, как мы уже отметили выше, обладает предрасположенностью к разнородному изобилию. Качество, присущее самоцвету 3, — это основополагающая тройственность проявленной вселенной. Соответственно, 3 является продуктом связи изначального осознания и развивающегося осознания, но в плане предназначения Невыразимого. Таким образом, самоцвет 3 заботится прежде всего о том, как наилучшим образом взращивать и сохранять в неприкосновенности результат связи линейного продвижениям кругового охвата, являющегося порождением развивающегося осознания, сосредоточенного в его центре. Поскольку результат такого взаимодействия оказывается связан как с изначальным, так и с развивающимся осознанием, именно его называют разнородным изобилием.
Вместе с тем, самоцвет 3 называют также способностью к творчеству и радости, поскольку присущее ему качество — это детское (но не инфантильное!) желание окружать себя разнородным изобилием ради обретения чистой радости, обусловленной не только накоплением, но и способностью создать нечто из накопленных осколков и фрагментов, будь последние чем-то материальным или просто лакомыми кусочками интересной информации. Всем нам приходилось сталкиваться с тем, что ребенок способен расплакаться, а в следующее мгновение рассмеяться, весело строить песочный замок, а закончив, столь же радостно его разрушить, с огромным воодушевлением собирать морские камешки, а потом забыть о них, вдруг воодушевившись чем-то другим.
Из сказанного выше очевидно, что Курьер Запада, имея своим самоцветом однозначное число и обладая потому естественной расположенностью к изначальному осознанию, гораздо более склонен к движению напролом, чем к попыткам упорядочить разнородное изобилие. В конечном итоге Курьер Запада оказывается великолепным собирателем, так как из-за своей любви к движению напролом в плане разнородного изобилия, он в буквальном смысле коллекционирует все, что окажется в поле его зрения, будь то слухи, предметы искусства, музыкальные инструменты, стихотворения, книга, фотографии, короче говоря, все, что в принципе может пригодиться. Однако, несмотря на поразительный талант этого человека к радостному творчеству, его детская воодушевленность жизнью не позволяет ему хоть сколько-нибудь долго останавливаться на одной книге, так что он не успевает прочесть ее до конца. Следует, однако, признать, что благодаря спонтанной открытости своего сердца он при этом вполне способен интуитивно понять ее содержание. Точно так же он сочтет чрезмерной тратой времени овладение каким-то определенным музыкальным инструментом из своей коллекции, хотя, опять-таки, его интуитивное схватывание чего угодно позволяет ему великолепно импровизировать на любом из них.
Результатом разумного сотрудничества этих трех воинов Запада становится, как и прежде, сумма их самоцветов, то есть
1 + 5 + 3=9.
Смысл этого таков, что у женского Запада исполнение (9) достигается через посредство чистой изменчивости (1), объединенной со свободой и переменами (5) в детском стремлении к тому радостному творчеству, что порождает разнородное изобилие (3). Такого рода исполнение, очевидно, несколько отличается от того исполнения, которое порождается на Востоке, а именно стремления к завершению посредством смирения и понимания, происходящих из снисходительности и отмирания старого. Исполнение Востока, подчиняющееся требованиям трезвости, означает завершение в том смысле, что всему отводится свое место, и ничто не оказывается не связанным с чем-то другим. Восток, таким образом, всегда аккуратен, ухожен и лишен каких бы то ни было неясностей. Исполнение же Запада чаще всего не обладает качеством завершенности в истинном смысле этого слова, а представляет собой скорее нечто вроде довольно-таки очаровательного и поистине детского «сумбурного порядка» посреди того, что можно назвать лишь вдохновенным хаосом.
Говоря о женщинах Запада, мы позволим себе несколько отвлечься, чтобы привести читателю один пример, довольно любопытным образом иллюстрирующий универсальность Единой Истины. Примером этим послужит широко известный эпизод из христианской Библии, когда Христос, возвращаясь из путешествия, обнаружил своих учеников на море Галилейском ловящими рыбу с лодки. Узнав, что им не удалось за всю ночь ничего поймать, Христос предложил им выбрать сеть и забросить ее с другой стороны лодки. Несмотря на то, что такое предложение показалось ученикам бессмысленным, они подчинились. Когда же они выбрали сеть, заброшенную, каким было предложено, с другой стороны лодки, они стали свидетелями чуда — в сети было сто пятьдесят три рыбы (автор, вероятнее всего, имеет в виду евангельский рассказ об одном из явлений Христа своим ученикам после распятия (Ин 21:1-11). Действие в этом эпизоде происходит у моря Тивериадского).
Этот эпизод представляет собой прекрасный пример столкновения рационального с иррациональным. Ведь действительно, если рыбы не было с одного борта лодки, то откуда бы ей взяться на том же самом месте с другого борта? Однако в этот день Христос показал своим ученикам, насколько важно бывает смещать фокус, не сосредоточиваясь исключительно на рациональных предпосылках. Более того, предложив им забросить сеть с другой (9) стороны лодки, он указал им на важность настройки Мира Магов, дающей возможность творить чудеса.
В данном конкретном примере Христос показал своим ученикам, что для настройки на Мир Магов необходимо, во-первых, смещение фокуса, а во-вторых — достижение изменчивости (1), достаточной для того, чтобы переменить (5) свой взгляд на мир и свой эго-образ, обретя тем самым свободу (5), необходимую для истинного творчества (3). Результатом всего этого, как мы уже знаем, стала радость (3) учеников, охватившая их, когда они подняли сеть, полную рыбы (точнее говоря, со 153 рыбами: 153 — самоцветы, приписываемые женскому Западу, — 1,5 и 3). Ниже мы вернемся к вопросу настройки Мира Магов, здесь же я привел этот пример лишь потому, что он прекрасно иллюстрирует тот факт, что там, где присутствует истинное знание, имеет место лишь Единая Истина. Все, что разделяет и разграничивает, все, что заставляет человека относиться с подозрением к другим людям, вызывает религиозные распри, всегда сводится к недостатку истинного знания и видению, ограниченному узкими рамками чаще всего неверных рациональных предпосылок.
Возвращаясь к нашему обсуждению Запада, заметим, что, когда воины мужского Запада разумно сотрудничают с воинами Запада женского, результатом, как всегда, становится сумма соответствующих самоцветов, то есть
(15 + 16) + (1 + 5 + 3) = 13 + 9 = 13.
Подоплека здесь, опять-таки, весьма отлична от той, что мы видим на Востоке, поскольку, несмотря на то, что конечным результатом по-прежнему является устойчивость (4) через посредство отмирания старого (13), следует помнить, что согласно законам нумерологии эти два рода устойчивости совершенно различны из-за различия своих составляющих. Соответственно, устойчивость Запада основывается на чистом чувствовании, а потому полностью иррациональна, в то время как устойчивость Востока основывается исключительно на трезвости, а потому представляет собой олицетворение той самой трезвой ясности, что происходит от безупречного использования рационального мышления.
Таким образом, Запад оказывается устойчив в своем порождении отмирания старого через посредство трезвости; Восток, в свою очередь, также устойчив в порождении отмирания старого через посредство чувствования. Это горизонтальная ось, которую символизирует человек с вытянутыми в стороны руками, объединяющий восходящее и заходящее солнце, Восток и Запад. Тем самым человек воплощает в своем бытии не только познанное и непознанное, но также и самую суть и цель жизни вдоль горизонтальной оси, то есть на физическом плане. Объединяя Восток и Запад путем объединения обеих полярных противоположностей жизни на физическом плане, то есть восходящее солнце — жизнь и заходящее солнце — смерть, человек обретает истинную устойчивость, порождая отмирание старого, или смерть всего, что препятствует его продвижению по Пути Свободы, и делает это с помощью как трезвости, так и чувствования — с помощью разума и сердца.
Наконец, обратим внимание на то, что, поскольку как мужчины, так и женщины Запада в основном тем или иным образом сосредоточены на чувствовании, они из-за своей открытости сердца также всегда остро осознают свой долг воина способствовать исполнению предназначения Невыразимого. Благодаря этому, а также тому факту, что пространство определяется как порождение восприятия цели жизни, воины Запада традиционно именуются сновидящими в пространстве. Таким образом, на горизонтальной оси, или в рамках жизни на физическом плане, мы обнаруживаем необходимость использования, во-первых, искусства сталкинга в рамках Искусства Осознания, а во-вторых, искусства сновидения в рамках Искусства Намерения. Как уже упоминалось ранее, это не предполагает того, что все воины Запада являются сновидящими, однако означает, что, имея дело с трезвостью, чрезвычайно важно постоянно выслеживать свое восприятие. Имея же дело с чувствованием, следует воспитывать в себе открытость сердца, что возможно лишь посредством сновидения.
Перейдем теперь к рассмотрению Юга, который, как известно читателю из книги «Крик Орла», именуется вратами в мир нагваля. Соответственно, к мужскому Югу относятся нагваль и его Курьер. Нагваль, не относясь к конкретному человеческому типу, не обладает, в отличие от всех остальных, предрасположенностью к определенному самоцвету, так как его обязанности требуют от него одинаковой расторопности в плане всех, как мужских, так и женских, самоцветов, равно как и тех самоцветов, что именуются темными и запретными. Тем не менее в силу того, что требуется от него как ведущего других к свободе, самоцвет, обычно приписываемый предназначению нагваля, — это самоцвет 18, основное значение которого отвага.
Слово отвага каждый понимает по-своему, однако по сути своей она есть продукт связи изменчивости (1) и гармонии и равновесия (8), что то же самое, что сумма безупречности (10) и гармонии и равновесия (8). Вместе с тем качество, присущее самоцвету 8, есть гармоничное равновесие, имеющее место между десятым и девятым мирами, то есть между осязаемым физическим миром и Миром Магов. Это равновесие, основывающееся на гармонии и ею же поддерживаемое, по сути своей чрезвычайно хрупко, а потому легко нарушаемо. Кроме того, поскольку всякая гармония определяется взаимосвязанностью всего живого, именно человек склонен тем или иным образом нарушать это равновесие, игнорируя взаимосвязанность живого своими физическими, эмоциональными или мысленными действиями. Соответственно, истинная свобода, очевидно, невозможна без гармонии и равновесия между девятым и десятым мирами, так как девятый мир есть не только копия мира десятого, но и зеркало, в котором отражается предназначение Невыразимого. Таким образом, всякий раз, когда нарушается равновесие между девятым и десятым мирами, возникающая в результате дисгармония, отражающаяся в Мире Магов, порождает искажения в жизни на осязаемом физическом плане.
Из вышесказанного следует, что истинный смысл отваги состоит в том, чтобы прилагать усилия к восстановлению и сохранению равно гармонии и равновесия. Задача эта по причине человеческого невежества относительно взаимосвязанности живого в лучшем случае чрезвычайно сложна, а в большинстве случаев — практически невыполнима. Но несмотря на это, от нагваля во все времена требовалось сохранять надежду перед лицом трудностей и проявлять настойчивость, даже постоянно терпя поражение. Сохранение надежды, когда дело кажется безнадежным, и проявление настойчивости, когда не виден свет в конце туннеля, требует отваги особого рода, отваги, которую невозможно описать словами. Но если нагваль потеряет надежду и опустит руки, сохранят ли ее те, кого он должен вести к свободе?
Единственный для нагваля способ выполнения своего предназначения состоит в том, чтобы согласовать друг с другом оба аспекта осознания, составляющие его самоцвет. Иными словами, нагваль должен стремиться согласовать изменчивость (1) с гармонией и равновесием (8) —аспекты, которые по своей сути, к счастью, вполне совместимы. В конечном счете это сводится к тому, что нагваль должен прилагать все усилия, чтобы быть настолько безупречным в своем восприятии, чтобы изыскать способы и средства, с помощью которых можно достичь пусть небольшой степени свободы среди хаоса и бурь, порождаемых человечеством как в девятом, так и в десятом мире. Всякий раз, когда нагвалю удается достичь хотя бы столь скромного результата, материализуется по крайней мере мельчайшая частица Невыразимого. Материализация происходит через посредство исполнения, так как именно к нему сводится вышеупомянутая отвага:
1 + 8 = 9.
Нагвалю в его нелегком труде помогает нагваль-женщина. Мне хотелось бы разъяснить здесь ее роль, несмотря на то, что нагваль-женщина, строго говоря, не является частью отряда. Тем не менее, благодаря своей чрезвычайно тесной связи с нагвалем, она становится частью скорее мужского, чем женского Юга.
Самоцветом нагваля-женщины является 9, исполнение, что само по себе говорит проницательному ученику о многом. 9 — не только сумма всех четырех женских направлений в толтекском отряде, но и самоцвет нагваля-женщины. Это совершенно не удивительно, если вспомнить, что нагваль-женщина обладает характеристиками всех четырех типов женщин. Вместе с тем, то, что присуще самоцвету 9, есть один из величайших парадоксов толтекских учений, а именно согласование самоцветов 4 и 5, поскольку 9, согласно законам нумерологии, есть 4 + 5. Ответ на вопрос, почему именно 4 + 5, а не, скажем, 6 + 3 или вовсе 3 + 3 + 3, выходит за рамки этой книги; удовлетворимся пока констатацией важности данного факта.
Напомним, что предназначение Невыразимого состоит в том, чтобы воплощать непознанное в познанном, однако осуществлено это может быть лишь посредством практического опыта, приобретенного в процессе жизни на физическом плане, причем безразлично, осязаемый это физический план или нет. Как мы уже знаем, исполнение этого предназначения есть то, что мы называем материализацией, но поскольку всякая материализация естественным образом склонна к инертности, всегда существует опасность того, что процесс развития остановится прежде, чем будет достигнуто истинное исполнение предназначения Невыразимого. Следует иметь в виду, что сила инерции есть в конечном счете отрицательное проявление той самой силы, о которой мы говорим как об устойчивости (4). Для того чтобы некий акт, в том числе и воплощение непознанного в познанном, был действительно осмысленным, он должен основываться на устойчивости, и как раз в этом заключается вышеупомянутая опасность.
Таким образом, силе инерции (-4), кроющейся в устойчивости (+4), противодействует аспект осознания, именуемый свободой и переменами (5), и в этом-то и состоит парадокс, поскольку очевидно, что (-4) + 5 = 1, но никак не 9.
Основу данного парадокса составляет вопрос, каким образом вообще может быть достигнуто исполнение, если все находится в состоянии непрестанной изменчивости (1). Мы, в сущности, уже ответили на этот вопрос в предыдущей главе, когда в процессе краткого рассмотрения природы четвертого измерения выяснили, что центр сферы бытия постоянно пребывает в движении, то есть находится в состоянии непрестанной изменчивости (1).
Из сделанных тогда выводов вытекает, что изменчивость центра сферы бытия возникает вследствие того, что свобода и перемены (5) противодействуют силе инерции (-4). Следует, однако, иметь в виду, что, несмотря на естественную склонность материализации к инертности, она может происходить лишь потому, что устойчивость (+4), присущая самому МЭПВ, делает возможным исполнение предназначения Невыразимого.
Иными словами, с одной стороны мы имеем сумму устойчивости МЭПВ и стремление к свободе и переменам (5), порождающее исполнение (9), а с другой — сумму силы инерции (-4) и стремление к свободе и переменам (5), порождающее непрестанную изменчивость (1) материализации. Однако весьма любопытным в связи со всем этим является тот факт, что сила инерции и устойчивость суть не две различные силы, а одна и та же, одновременно проявляющаяся в двух различных своих аспектах, которые оба действуют в совершенной гармонии со свободой и переменами.
Результатом этого причудливого парадокса становится то, что материализация предназначения Невыразимого, несмотря на свою непрерывность, пребывает в состоянии непрестанной изменчивости, так что преждевременный застой оказывается никоим образом невозможен. Именно по этой причине можно утверждать, что Мир Магов есть мир исполнения, поскольку он все время добавляется сам к себе, становясь, таким образом, Чем Угодно. Читателю следует отдавать себе отчет в том, что мы говорим об одном из наиболее захватывающих явлений во Вселенной — о том, как возможно исполнение, которое в действительности есть непрекращающееся приближение к исполнению.
С этим впечатляющим феноменом связана и истинная природа вечного настоящего, поскольку в Мире Магов, а стало быть в рамках самоцвета 9, прошлое, настоящее и будущее сосуществуют в виде единого потенциала. Каждая грань этого потенциала способна материализоваться, а из-за состояния непрестанной изменчивости, единожды материализовавшись, она не имеет ни начала, ни конца, ни прошлого, ни будущего, так как в рамках потенциала бывшее, сущее и возможное сосуществуют как взаимосвязанное целое, части которого не только полностью взаимозависимы, но также постоянно взаимодействуют таким образом, что всякий момент есть настоящее, а в рамках настоящего всякое событие есть исполнение.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что, обладая предрасположенностью к самоцвету 9, нагваль-женщина в высшем эзотерическом смысле воплощает в себе природу и предназначение Мира Магов. Кроме того, поскольку все женские направления дают в сумме 9, нетрудно понять, что нагваль-женщина должна обладать характеристиками всех четырех типов женщин. Далее, поскольку нагваль-женщина воплощает в себе природу и предназначение Мира Магов, для полностью подготовленного нагваля не составляет никакого труда «прочесть» в бытии нагваля-женщины отражения деяний человечества в Мире Магов. Именно по этой причине можно утверждать, что нагваль-женщина помогает нагвалю определить, где кроется наибольшая на данный момент угроза или опасность. Из-за такой своей способности нагваль-женщина традиционно име