Предпосылки организации психолого-педагогического взаимодействия

Лекция.

Теоретические предпосылки организации взаимодействия участников образовательного процесса

Предпосылки организации психолого-педагогического взаимодействия.

Понятие о взаимодействии.

Компоненты взаимодействия как единицы совместной деятельности.

Предпосылки организации психолого-педагогического взаимодействия.

М ногие изменения, происходящие в современном образовании, вызывают противоречивую, а порой и резко отрицательную реакцию. До недавнего времени появление психолога в школе также было встречено весьма настороженно, особенно учителями. Это вполне объяснимо: традиционно существовали два главных действующих лица в образовательном процессе — учитель и ученик. Один учит, другой учится.

Однако, мы понимаем, что круг участников этого процесса достаточно шире. В него входят как минимум родители. И мы знаем, что множество проблем в образовательном процессе происходит из-за несогласованности мнения учителя и родителей относительно образования ученика. Бывают и противоречия между разными учителями по поводу обучения одного и того же ученика.

В круг участников образовательного процесса входят также и представители администрации, психологи и различные специалисты (логопеды, социальные педагоги). Каждый из них имеет круг своих профессиональных интересов и каждый из них занимает свою профессиональную нишу в процессе образования ученика или воспитанника.

А чем занимается психолог? Он призван помочь и тому и другому, но, чтобы справиться с профессиональными обязанностями, психологу не только желательно, но и необходимо научиться устанавливать продуктивные отношения и с педагогами, и с детьми. (Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. В.А. Родионов, М.А. Ступницкая Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002). Поскольку согласованность этих отношений, продуктивность взаимодействия между различными участниками образовательного процесса – основной ресурс позитивного развития образования.

Именно поэтому целесообразно говорить не о психологической службе школы как самостоятельном звене, а о психолого-педагогическом взаимодействии, включающем в себя и педагогический и психологический аспекты работы.

Эта идея не нова в психологии образования. По мнению И.В. Дубровиной, «психолог — равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно за психическое... развитие и психологическое здоровье детей и школьников» [10; 50]. Выступая на Всероссийском совещании «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» (Москва, 6 июня 2002 г.) А.А. Реан говорил об интеграции психологических и педагогических усилий и предложил рассматривать психологическую службу как элемент единой психолого-педагогической системы.

Однако до сих пор идея психолого-педагогического взаимодействия не получила, во-первых, обоснования со стороны теоретиков образования, а во-вторых, признания со стороны практических психологов. Последние достаточно часто ограничиваются диагностикой и индивидуальным консультированием.

На пути психолого-педагогического взаимодействия возникает вопрос о необходимости владения психологом предметными знаниями. Неоценимую помощь в данном вопросе оказывает психологу педагог.

О роли педагога в профессиональной жизни школьного психолога следует сказать особо. Общение с педагогом необходимо психологу прежде всего потому, что опытный педагог — в известном смысле психолог и даже больше психолог, чем начинающий психолог. Не случайно отечественный педагог К.Д. Ушинский требовал от педагогов грамотности в системе человековедческих дисциплин. Сколько интересных идей, неожиданных выводов и оригинальных решений было предложено именно педагогами гимназии. В этой связи вспоминаются беседы великого психолога У. Джемса с учителями; он говорил: «...вы глубоко, очень глубоко заблуждаетесь, если думаете, что из психологии, т.е. из науки о законах душевной жизни, можно непосредственно для школьного употребления вывести определенные программы, планы или методы преподавания. Психология — наука, а преподавание — искусство...» [7; 17].

Сегодня психологическая служба стала одним из элементов системы образования, основной целью которой является изучение и создание условий, максимально содействующих развитию индивидуальности человека и субъективного начала в нём, наиболее полному раскрытию и развитию индивидуальности ребёнка. Школьный психолог может внести свой вклад в достижении этой цели, если в своей профессиональной деятельности выступает по отношению к образованию проектировщиком и организатором развивающих сфер. Решение этой задачи невозможно без взаимодействия психолога с педагогическим коллективом в целом и конкретными педагогами.

Кроме этого психические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д. Приходя в класс, переутомлённый учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится перевозбуждённым, раздражается, переходит к давлению на ученика, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, повышению собственной профессиональной компетентности. Эффективную помощь школьному учителю может оказать психолог.

Вместе с тем, направление работы с педагогами является одним из наименее разработанных направлений деятельности школьного психолога. Возможно, это связано с тем, что данное направление является наиболее сложным для психолога по нескольким причинам.

1. Низкая мотивация педагогов.

2. Низкий уровень доверия, настороженное отношение.

3. Установка администрации на оценочную работу психолога.

4. Неразработанность практического подхода в психологии к этой теме.

5. Деликатность темы, связанная с тем, что она затрагивает личностные особенности педагогов.

6. Опасения педагогов, что проводимая работа будет строиться по принципу “субъект – объектных отношений”.

В то же время можно выделить проблемы, с которыми сталкивается психолог в любом учебном учреждении: трудности в обучении, профессиональное самоопределение, психологическая готовность к переходу в среднюю школу, акцентуации характера, общение со сверстниками и т.п. Однако направления решения и этих, и многих других проблем также зависят от особенностей конкретной школы.

Идея психолого-педагогического взаимодействия ни в коем случае не противоречит идее общения психолога с ребенком. Безусловно, индивидуальное консультирование было, есть и будет одним из важных направлений работы психолога. Но его возможности ограничены, и лишь небольшой процент детей оказывается охваченным консультированием, тем более, что многие из них нуждаются в повторном психологическом обследовании.

Психолого-педагогическое взаимодействие в этом отношении представляет значительно большие возможности. Посещение психологом уроков, беседы с педагогами и учениками позволяют «увидеть» практически всех детей школы. Если психолог работает в школе не один год, то новенькими для него оказываются первоклассники (или пятиклассники — в случае гимназии), а остальных детей он уже должен знать по прошлому учебному году.

Необходимо особо подчеркнуть, что грамотное профессиональное общение психолога с детьми — одна из составляющих успеха работы психолога в образовательном учереждении. А общение с детьми требует не меньших профессиональных умений, чем общение со взрослыми, и не только профессиональных.

Тем не менее сложились теоретические предпосылки взаимодействия. К ним относят:

1. внедрение системного подхода психологическому и педагогическому анализу процессов развития личности;

2. подход к воспитанию как процессу управления развитием;

3. углубление интеграционных процессов, научного знания на уровне педагогики;

4. улучшение психологической подготовки учителей.

 

Необходимо выделить объективные условия взаимодействия. К ним относят:

1. ориентация на более широкие цели образования (образование – процесс расширения возможностей развития личности Асмолов)

2. обращенность к качественным показателям результативности труда (обученность, развитие личностных предпосылок учения, развитие личностных качеств и др.)

3. требование к личностным качествам педагога, происходит усложнение роли педагога в системе образования.

 

На современном этапе хорошо разработанными проблемами являются:

- педагогическое взаимодействие.

- взаимодействие психолога и ребенка

- появились работы рассматривающие взаимодействие психолога и педагога.

Данные работы (взаимод. Психолога и педагога) можно разделить на несколько групп:

1. работы рассматривающие значимость участников совместной деятельности друг с другом (Шурина Е.В. 1979, Шконоров Н.Б. 1980)

2. рассматривающие сформированность ПВК у субъектов взаимодействия (Оборина Д.Б. 1992, Серый А.В. 1996)

3. рассматривающие формы и методы взаимодействия психолога и педагога (консилиум; Гильбух, Пахальян, Прихожан, и др.)

4. работы рассматривающие принятие системы ценностей субъектами взаимодействия (Т.С.Леви 1995, Маликова В.А.)

5. исследования предполагающие конкретные модели взаимодействия (Дубровина И.В., Панфилов, Битянова)

6. рассматривающие компоненты взаимодействия психолога и педагога (Маркова А.К)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: