Избегайте слепого копирования информации

Лекция третья (конспект)

 

Психологическая школа Л.С. Выготского.

Нейролингвистика.

План

1) Л.С. Выготский (о нем).

2) Мышление и речь.

3) Проблемы развития речи.

4) Зарождение и развитие нейролингвистики.

5) Роль трудов Л.С. Выготского и А.Р. Лурии в развитии психолингвистики.

 

Л. С. Выготский

Лев Семенович Выготский родился в 1896 году в Орше и умер в Москве в 1934 г., т.е. прожил всего 38 лет. При этом он успел стать автором получившей широкую известность культурно-исторической теории в психологии. В 1917 году он окончил юридический факультет Московского университета и, одновременно, – историко-философский факультет университета им. Шанявского.

Блестяще образованный молодой человек с равным успехом занимался театроведением и историей, политэкономией и философией. Но как подлинный ученый он состоялся в работе, защищенной в Москве в 1925 году как диссертация на тему «Психология искусства». Придя в психологию, он выступил с рядом других работ, среди которых особое значение для психолингвистики имеет статья «Сознание как проблема психологии поведения» и большая историко-теоретическая работа «Исторический смысл психологического кризиса».

В 1924 году после блестящего выступления на II Всероссийском психоневрологическом съезде (Ленинград) с докладом «Методика рефлексологического и психологического исследования» Выготский получил приглашение на работу от нового директора Психологического института К.Н. Корнилова. Он покинул Гомель и начал работать в Москве. С 1924 года, т.е на протяжение 10 лет, он работал как психолог. Причем работал не только в государственном институте экспериментальной психологии московского университета, но и в Академиии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, Л. С. Выготский создал Экспериментальный дефектологический институт, с 1929 г. работал как сотрудник клиники нервных болезней 1-го Московского медицинского института. В последние годы жизни много преподавал, читал курсы лекций в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Стал профессором Института психологии в Москве. Главные труды Выготского были созданы им в 1925-1933 гг.

За неполных 10 лет деятельности в качестве профессионального психолога он написал около 180 работ. Сегодня его работы переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, японский и др. языки. У него счастливая научная судьба. Для бурных темпов развития науки в наше время характерно стремительное устаревание идей. В психологии же более чем 50-летняя актуальность научных исследований вообще уникальна. Его идеи так прочно вошли в научный обиход, что упоминаются как общеизвестные, без ссылок на соответствующие работы, а то и вовсе без упоминания имени Л.С. Выготского.

Безусловно, он намного опередил свое время. И все же не следует забывать, что, как и всякий крупный культурный деятель, он в полной мере был героем именно этого времени. Л.С. Выготский по складу ума, несомненно, был прирожденным теоретиком. Свою жизненную задачу он видел не столько в конкретных исследованиях, сколько в перестройке психологии как науки. И, разумеется, в революционной перестройке общества. Недаром такое место в его короткой жизни занимали педагогические исследования и конкретные организационные инициативы, продиктованные требованиями времени.

Выготский разделял устремления и ценности своей эпохи – эпохи слома всех прежних социальных структур, борьбы за ликвидацию неграмотности, пропаганды новых ценностей и создания нового, “советского” человека. Он был убежден в необходимости возможно более полного использования достижений психологии для осуществления этих социальных преобразований, в том числе реформы системы образования и воспитания.

Выготский вкладывал все силы в создание совершенно новых научно-практических учреждений, которые бы способствовали тому, чтобы его идеи социальных преобразований осуществились. Педагогика, безусловно, была его страстью. Так, например, он организовал Институт дефектологии. Сегодня это Научно-исследовательский институт дефектологии АПН России.

 

В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности он подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций. Иными словами, его собеседники и оппоненты – это ученые, которые были на мировой научной сцене к середине 1920-х годов. В 1925-1926 гг. Выготский написал фундаментальный труд «Исторический смысл психологического кризиса» (рукопись, 1926), который увидел свет только в 1982 г. В нем он показал бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. Писал его Выготский в туберкулезном санатории, где он лежал, приговоренный врачами к близкому концу. Уже из этой чисто житейской детали можно понять, насколько важным Выготский считал критику многих современных ему направлений в психологии.

В 1930-1931 годах он работал над книгой «История развития высших психических функций» (опубликована в 1960 г.). В ней дано развернутое изложение культурно-исторической теории развития психики. По Выготскому, необходимо различать два плана поведения – натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Суть культурного поведения – в его опосредованности орудиями и знаками, причем первые направлены “во вне”, на преобразование действительности, а вторые – “во внутрь”, сначала на преобразование других людей, затем – на управление собственным поведением.

 

Мышление и речь. Проблемыразвития речи.

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания. По его мнению, правильный ответ на вопрос о соотношении мышления и речи возможен был только на пути историко-генетического исследования. В 1934 г. он завершил фундаментальное исследование «Мышление и речь». Изучая речевое мышление, Выготский по-новому решал проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. К этому вопросу мы еще вернемся через некоторое время.

В психологии при изучении поведения приматов были получены данные, позволившие утверждать, что генетические корни человеческого мышления и человеческой речи были различны. У обезьян инструментальный интеллект относительно независим от зачатков речи. Выготский выдвинул положение о том, что речь является психологическим орудием, опосредующим мышление на его ранней стадии (имеется в виду практическая деятельность). В результате подобного опосредования образуется вербальное мышление. Перефразируя «Фауста» Гете, написавшего «Вначале было дело» вместо крылатого библейского выражения «Вначале было слово», Выготский перенес логическое ударение на слово «вначале» и сформулировал мысль, касающуюся филогенеза языка: «Вначале было дело, которое опосредовалось словом». Подобное же, по мнению Выготского, происходит и в онтогенезе. А это значит, что, наблюдая развитие речи у ребёнка, мы, по сути, изучаем, какими путями шло развитие речевой способности у человека как биологического вида животных.

В экспериментальной части работы Выготский убедительно показал, что вербальное мышление складывается по мере интериоризации деятельности. Работа над исследованием отношений между мышлением и речью дала, кроме прочего, ряд неожиданных результатов. При изучении процессов обобщения

Я уже упоминал о созданном Выготским институте дефектологии. Так вот, еще одной глобальной проблемой, составлявшей интересы ученого, была дефектология. Эта научная отрасль, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками, вопросы их обучения и воспитания, напрямую связана с огромным по широте и важности направлением в психолингвистике. Клинико-физиологическое, психологическое и психолингвистическое изучение аномальных детей составляет естественнонаучную основу для серьезных выводов о речевой спососбности и речевом развитии человека.

Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский пришел к выводу, что структура сознания – это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

Адекватное понимание текстов Выготского сопряжено с немалыми трудностями. Он жил и писал буквально на краю могилы. На всех крупных трудах Выготского лежит отсвет лихорадочной напряженности, обусловленный разрывом между масштабом его замыслов и преследовавшей его болезнью. Он знал, что жизнь отпустила ему мало времени, но мужественно старался исполнить то, что считал свои долгом и миссией. Совершенно невозможно представить себе Выготского, который бы год за годом размеренно фиксировал свои детальные наблюдения над поведением детей, как это делал Жан Пиаже.

Уместно, кроме того, отметить, что гипотезы Выготского в большинстве случаев носили, скорее, умозрительный характер, как если бы он был равнодушен к перспективам их экспериментальной проверки. Если внимательно читать его теоретические труды и последовательно сравнивать с ними работы учеников Выготского, посвященные экспериментальным воплощениям его интуиции, то регулярно обнаруживается существенный зазор между исходной гипотезой и экспериментом, далее – между экспериментальными результатами и той интерпретацией, которую им дал сам Выготский.

С тех пор в психологии, лингвистике и педагогике произошли масштабные перемены. По разным причинам освоение наследства Выготского пошло по весьма своеобразному пути.

Важно помнить, что прямые ученики и последователи Выготского – я имею в виду тех, кто следовал его принципам в реальной работе, а не только почитал его, – во-первых, были практиками, а во-вторых, занимались преимущественно не нормой, а патологией речи и мышления.

В частности, учеником Выготского считал себя виднейший отечественный нейропсихолог А.Р. Лурия, изучавший нарушения речи при органических поражениях мозга, т.е. поражениях мозговой ткани, вызванных травмами, инсультами и т. п. Непосредственными последователями Выготского были известные отечественные дефектологи и логопеды Р.Е. Левина, Ж.И. Шиф и другие.

 

Гипотезы и выводы Выготского, как правило, глобальны, а фактическая база выводов локальна и подчас недостаточна.

Таковы обстоятельства, в силу которых не так просто ответить |на вопрос: что конкретно сделал Выготский для понимания механизмов детской речи?

|Добавим к этому, что в отечественных науках о человеке подлинный расцвет, начиная с конца 1950-х годов, имел место как раз не в психологии, а в структурной лингвистике и семиотике, на базе которых сформировались, по существу, новое литературоведение и новая культурология. К сожалению, успехи, связанные со структурными методами изучения языка, на отечественные работы по многим направлениям психолингвистики существенного влияния не оказали.

Однако именно в это время возобновилось издание и переиздание трудов Выготского. Стало ясно, что его интуиции существенно опередили уровень владения экспериментальными методиками, свойственный русской психологии не только его времени, но и времени, куда более к нам близком. Последний момент очень значим для понимания разрыва между идейным пафосом, прозрениями, культурно-важным «посылом», который мы находим в трудах Выготского, и относительно скромной реализацией этого посыла «в материале», в конкретных исследованиях его учеников и последователей.

Выготский писал «крупными мазками», и многие его выражения ближе к метафорам, нежели к строгим утверждениям. Отчасти поэтому в трудах Выготского можно «вычитать» противоречащие одна другой установки: как правило, текст Выготского не вполне структурирован. То, что некогда в пределах многостраничной рукописи было набросками, попав позже под твердый переплет, стало источником бездумного цитирования, столь типичного для во многом трагичной истории нашей науки. Р.М. Фрумкина, на мнение которой я опираюсь сейчас, просит, рекомендует, предупреждает: “Я хочу, чтобы, читая Выготского, вы об этом помнили”.

Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Д.Б. Эльконин и др. Влияние идей Выготского до сих пор ощутимо в развитии отечественной психолингвистики.

Неиролингвистика.

Нейролингвистика – этонаучная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвисгики и изучающая систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения. Эпизодические наблюдения расстройств языкового поведения при очаговых поражениях мозга известны с эпохи средневековья, но их систематическое изучение началось во 2-й половине XIX в

В отечеств лингвистике интерес к фактам языковой патологии проявляли И А.Бодуэн де Куртенэ, В. А Богородицкий, Л. В. Щерба и др. Об этих учёных и их взглядах я упоминал в предыдущей лекции.

Здесь нам придется сделать краткую остановку для того, чтобы буквально в двух словах сказать об афазии. Афазия (а + греч. phasis – речь) – это нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой деятельности. Бодуэн де Куртенэ исследовал афазию, исходя из представления о трех составных компонентах языковой деятельности — фонации (произнесения), аудиции (восприятия) и церебрации («процессы, происходящие в индивидуальном мозговом центре») («Из патологии и эмбриологии языка», 1885) Ряд высказанных им мыслей получил развитие у Р. О. Якобсона, описавшего системные корреляции между строением фонологических систем в языках мира, последовательностью их становления в онтогенезе и распада в клинике афазий.

В СССР развитие нейролингвистических исследований базируется на работах А.Р. Лурии, который на основе психологической концепции Л.С. Выготского о социальном происхождении высших психических функций человека и успехов отечественной физиологии (учение И.П. Павлова об анализаторах мозга и теория П.К. Анохина о функциональной системе) разработал концепцию о системном строении этих функции Это позволило привлекать лингвистический аппарат не только для описания расстройств языкового поведения но и для изучения их патогенеза.

Предметом нейролингвистических исследований чаще всего становятся афазии, проявления которых многообразны и включают в себя фонологические, грамматические, лексические и семантические расстройства. Для нейролингвистики представляют интерес и неафазические формы расстройств языкового поведения, речевые агнозии и апраксии, дизартрии, алексии и аграфии.

Продолжают обсуждаться нейролингвистические представления о том, как человек отражает действительность посредством органов чувств и сопряженных с ними анализаторов мозга – зрительного, слухового и тактильно-кинестетического Языковое отражение действительности, в т.ч. распознавание речи, осуществляется в направлении от периферии нервной системы (т.е. от рецепторов органов чувств) к ее центральным отделам. В каждом анализаторе различают два рода нервных структур структуры, проводящие комплексы раздражении от данного органа чувств к коре головного мозга, где осуществляется элементарный анализ и синтез их пространств временных параметров (сенсорные проекционные системы мозга), и структуры, осуществляющие анализ и синтез тех же комплексов раздражении в их знаковой отнесенности к предметной действительности (гностические зоны коры) Третий «ярус» составляют наиболее сложные по анатомия структуре области языковой коры — зоны перекрытия отдельных анализаторов, где происходит интеграция знаковых комплексов, по ступивших от разных анализаторов мозга, и в результате становятся возможными языковые обобщения, отвлеченные от чувственной природы раздражении.

Языковое поведение, в частности порождение речи, осуществляется в обратном порядке – от центра к периферии. Речевые программы, сформированные в зонах перекрытия мозговых анализаторов, конкретизируются в зонах речевого праксиса и затем реализуются с помощью механизма проекционных двигательных систем, сопряженных с органами речи (а также систем реализации письменной речи). В отличие от проекционных систем мозга (сенсорных или двигательных) гностико-праксическая кора и зоны перекрытия корковых анализаторов характеризуются функциональной асимметрией: систему языковых обобщений и мышление в языковых понятиях принято коррелировать по преимуществу с левым (доминантным) полушарием мозга, а конкретно-образное мышление — с правым полушарием.

Очаговые поражения сенсорных проекционных систем клинически обнаруживаются трудностями восприятия устных и письменных языковых текстов в связи со снижением остроты слуха и зрения или с ограничением воспринимаемых звуковых частот и полей зрения. Поражения двигательных проекционных систем обнаруживаются различными дизартриями, при которых нарушаются артикуляторные и просодические средства выражения правильно построенных высказываний. Очаговые поражения гностических полей коры могут обнаруживаться в виде речевых агнозий (слуховых, зрительных и пр.), а прак-сических полей коры — в виде апраксий. При речевых агнозиях больные хорошо видят и слышат, но «не узнают» звуковой облик единиц родной речи (речевая слуховая агнозия) или графемы письменных текстов (речевая зрительная агнозия). В то же время языковые фонологические, грамматические и лексические обобщения у этих больных сохранены, что и обнаруживается в сохраненной способности говорить и писать. При этом больные с речевой слуховой агнозией могут читать, а больные с речевой зрительной агнозией понимают устную речь. При речевых апраксиях наблюдается обратная картина: у больных нет двигательных расстройств, например, параличей, но они «не умеют» произнести слово или его написать; при этом понимание речи окружающих и способность читать могут быть сохранены. Принципиально иные расстройства языкового поведения возникают, когда поражаются корковые зоны перекрытия анализаторов. В этих случаях развиваются афазии; у больных расстраиваются все виды языкового поведения (собственная речь, понимание речи окружающих, чтение, письмо, понятийно-языковое мышление), хотя и по-разному при различных локализациях очага поражения в пределах доминантного полушария: при средневисочных очагах распадается способность фонологической и морфонологической дифференциации, что приводит к смешению слов с близким фонемным или морфемным составом; при заднелобных очагах происходит распад грамматической комбинаторики (морфемной и словесной) и т.д. В то же время при афазиях оказываются нередко сохраненными возможности механического повторения услышанного или даже письма без понимания смысла соответствующих текстов.

Важный для нейролингвистики материал дают наблюдения над языковым поведением билингвов и полиглотов, страдающих очаговыми поражениями мозга. Часто наблюдаются речевые диссоциации (когда больные утрачивают, полностью или частично, владение одним языком при относительной сохранности другого), а также случаи интерференции между разными языками (в виде вкраплений элементов одного языка в речь на другом).

Методы нейролингвистических исследований развиваются и изменяются параллельно с развитием теории неврологии и лингвистики. Переносить лингвистические критерии в клинику следует осторожно, ибо одни и те же по внешним проявлениям расстройства языкового поведения могут быть результатом распада принципиально разных психолингвистических операций в системно организованной деятельности мозга. Только системный анализ расстроенной функции (номинации, чтения, письма и пр.), введенный в клиническую практику Лурия, может привести к пониманию ее языковой природы. Наиболее результативным является такое исследование, которое основано на комплексных представлениях о природе речевых расстройств, опирающихся на результаты и неврологии, и лингвистики.

Нейролингвистика возникла из потребностей клинической практики для решения диагностических задач. Отсюда основной ее метод — метод наблюдений над языковым поведением больного в разных условиях (беседа, рассказы по картинкам, пересказы текстов, чтение, письмо, а также применение специальных тестов: повторение серии специально подобранных слов, составление предложений из заданных слов, нахождение синонимов и антонимов к заданному слову и т.п.). К числу новых методов изучения здорового и больного мозга относятся: метод дихотического прослушивания вербального материала, ангиография в сочетании с амитал-нат-риевой пробой, унилатеральныс элек-трошоки, стереотаксические операции и пр. Источником нейролингвистич. обобщений все больше становятся и педагогические наблюдения, делаемые в процессе восстановительного обучения больных с расстройствами языкового поведения.

Разработка проблем нейролингвистики во 2-й половине ХХ в. испытывает воздействие идей и методов психолингвистики, нейропсихологии, нейрофизиологии, психоакустики, кибернетики и других смежных наук. Таким ообразом, современная нейролингвистика представляет собой один из аспектов комплексного изучения знакового поведения человека.

 

Задание для самоконтроля.

При выполнении задания излагайте информацию своими словами

Внимание!

Избегайте слепого копирования информации

Основываясь на тексте лекции, знаниях, полученных в курсе общего языкознания и почерпнутых из Интернета сведениях, изложите ваше мнение о роли трудов Л.С. Выготского и А.Р. Лурии в развитии психолингвистики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: